Ноябрь

Рав Ицхак Гинзбург говорит, (урок 7 элула 5777) что цель и завершение и смысл Торы - "леэйней кол Исраэль" - "исправить наши глаза". Исправить наш взгляд на мир. Что мы видим в мире? - Торжествующее зло? Или ростки добра? Что мы видим в нашей недельной главе? Гостеприимство Авраама? Моральное разложение Содома ? Рождение Ицхака? Испытание, акейда? Почему то в этом году мое внимание сконцентрировалось на том, как Авраам дискутирует с Б-гом, защищая жителей Содома.
Вся "торат-а-мудаут" (теория сознания) рава построена на простой идее, что чем больше человек "занят сам собой" - тем меньше он способен продвинуться в служении Вс-вышнему. Более того, в этом постоянном занятии "самим собой" рав видит основной грех "древа познания". До греха человек был, как на иврите говорят, "зорем" - лишен каких-либо комплексов. Избыток самосознания не отягощал его совершенно. Он ходил голым по Ган Эйден, и в таком же виде ходила его супруга, и они откровенно и прилюдно занимались сексом - и никого это не смущало. Из контекста следует, что это было то, что надо. Откуда это известно? Когда Адам сьел плод "древа познания" и "устыдился собственной наготы" - Б-г спрашивает у него "кто сказал тебе что ты наг"? Кто сказал тебе что в этом есть какая то проблема? Отсюда ясно - что ходить голым по ган Эйден и заниматься сексом в открытую - это совершенно нормальная ситуация... до греха.
Есть такая хабадская теория, что Б-г подобен гладкой поверхности воды. То, что в Нем отражается - а отражается в нем наше сознание - это то, что создает так называемую "религию". И поэтому уровень религии соответствует уровню сознания того или иного общества. Примитивное общество рисует себе примитивного и жестокого Б-га. Более развитое общество видит Б-га более милосердным. И чем больше развивается общество и человек - тем больше он видит и чувствует Б-жественное милосердие. Вот, по сути, все. Если человек считает, что Б-гу мешает его смартфон - это только уровень развития его собственного создания. Б-г - идеальный "психолог", "отражающий" человека...
Может быть, единственное, в чем мы все согласны, так это в оценке революции 17 года. Вам никогда не приходило в голову спросить себя: "чему меня учит этот день?" Я много думал об этом в последний Рош аШана. Почему столь возвышенные идеалы, почему сто лет развития демократической мысли в России (декабристы, Герцен, народовольцы, революция 1905 года), почему стремление к свободу равенству, братству и счастью вылились в море крове? В разрушение целой (в общем, по тогдашним понятиям достаточно благополучной, как мы знаем сегодня) страны? Ответ, на мой взгляд, в следующем. Есть в каббале такое понятие. Называется "жестокий суд". Тот самый, "письменный" суд, тот самый писаный закон, к которому тут все взывают. Каббала говорит что "писаный закон" (он же жестокий суд) - это нечто, что мир не способен выдержать. Нечто, разрушающее мир. Звучит странно, даже дико. Письменная Тора - это нечто разрушающее мир? Ответ: да! Почему? - Слишком жестоко. Мир не способен выдержать этой жестокости. Что же сделать, чтобы мир был способен устоять? Ответ: добавить неписаный закон. Добавить Устную Тору. Добавить милосердие, и сделать акцент на милосердии. И "кулэй ай веулай" - надо еще много молиться - чтобы мир, основанный на милосердии, устоял...
В сущности, когда человек сталкивается с проявлением зла, есть две возможные реакции: 1) на зло отвечать злом. На ненависть отвечать ненавистью. На хамство отвечать хамством. На удар отвечать ударом. 2) На зло отвечать добром. На ненависть ответить любовью. На хамство ответить уважением. Первое - очевидно. Первое - встроено в нас. Второе - требует большой работы человека над собой. В определенном смысле все развитие человечества идет от п.1 к п.2. Зашкаливая, конечно, кое-где. Почему п.1 по большому счету, не работает? - Да потому, что количество зла в мире остается неизменным. Оно лишь перетекает из одного места в другое. Мне нахамили? Я нахамил кому то третьему - "сплавив" свою негативную энергию куда то еще. Этот третий обязательно найдет четвертого, кому он передаст свой негатив. И так далее. Цепочка домино. Можно ли остановить эту цепную реакцию? - Можно. При условии, что кто-то в этой цепочке найдет способ изменить знак. Изменить направление с минус на плюс. Превратить энергию зла в энергию добра.
Был на шабат в Хевроне. Было толпа народу. В основном с палатками. Основная мысль в эту субботу: ну хорошо, мы себе доказали (лично я с трудом) что Б-г есть Но личный Б-г, с которым можно "общаться" напрямую - это вообще другое. Собственно существование высшей силы упорядочивающей мироздание это вообще не вера, а знание, как известно. А вот вера в то, что можно с Ним разговаривать и получить ответ - это действительно трудно
Почему Шамай отказался объяснять Тору «на одной ноге», а Гилель согласился? «На одной ноге» - как обьясняют комментаторы — означает, дай мне какую-то центральную идею, какую-то «Архимедову» точку опоры, на которой держится весь иудаизм. По-видимому, Шамай считает, что такой «точки опоры» не существует. А Гилель говорит, да, есть такая точка опоры. Любовь к ближнему. Кто же из них прав?
Ворт рава на недельную главу: копать колодцы означает להאזין לקול הפנימי. Слышать свой внутренний голос
Что означает всезнание Б-га? Ответ в конце задачника? С точки зрения каббалы, душа это ניצוץ בורא שנעשה נברא (искра Творца). По идее, эта «искра Творца» также абсолютно свободна, как сам Б-г. Так кто же знает? Знает ли Б-г что выберет в следующий момент отдельная Его «искра»?
Ицхак видит в основном корни вещей, и поэтому хочет благословить Эсава. Ибо видит его высокий корень, видит искры святости, которые сокрыты в нем как обьясняет АриЗаль. А Ривка видит, в основном, реализацию. Она видит, что "лемаасэ", на практике, Эсав далек от пути праведности. А Яаков идет по пути праведности. Т.е., как бы их спор - продолжение спора Авраама и Сары. Авраам видит корни душ - и говорит "пусть Ишмаэль живет перед тобой", и не хочет прогонять его. Сара видит что в реальности Ишмаэль не может оставаться рядом с ее сыном, Ицхаком Мы тут недавно обсуждали "базовые классы". Видение Ицхака и Ишмаэля, хотя не принимается к исполнению, представляет своего рода "луч света", лазерный луч, указывающий направление развития и исправления для их детей, Эсава и Ишмаэля.
Бывшая декан "Бет мидраш лерабаним" консервативного движения в Израиле оставила консерватизм, и сегодня видит себя "модерн-ортодокс". Объясняет почему. Вот она пишет: "я боролась за изменение статус-кво, не понимая его необходимости, его исторических и социологических корней". Дальше: «раньше консерваторы составляли треть еврейства Америки. К 2013 году их доля сократилась до 18%. А среди молодежи до 10%»

Запись опубликована в рубрике: .