Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Исправить наш взгляд на мир



Рав Ицхак Гинзбург говорит, (урок 7 элула 5777) что цель и завершение и смысл Торы — «леэйней кол Исраэль» — «исправить наши глаза». Исправить наш взгляд на мир. 

Что мы видим в мире? — Торжествующее зло? Или ростки добра?

Что мы видим в нашей недельной главе? Гостеприимство Авраама? Моральное разложение Содома (некоторые почему-то ассоциируют Содом с гомосексуализмом, хотя, на первый взгляд, это христианская идея)? Рождение Ицхака? Испытание, акейда?

[Отдельная тема: когда я ужасаюсь (совершенно искренне?) моральному разложению светского/харейдимного/левого общества, «химическому кастрированию» в Гур и т.д. — что я испытываю? Чувство собственного превосходства? «Я лучше чем они»? Мне реально жаль жертв насилия? Или это, как выражается рав Шерло «кошерное порно»? — В Хабаде говорят «йода инэш бенафшей» (каждый человек пусть сам попытается отвветить для себя на этот вопрос)]

Понятно, что год от года взгляд меняется, и акценты тоже меняются. 

Почему-то в этом году мое внимание сконцентрировалось на том, как Авраам дискутирует с Б-гом, защищая жителей Содома. «А что если там есть 50 праведников?» 45? 40? и т.д. до 10

Я не говорю о том удивительном факте, что Авраам — первый, кто «набрался смелости» спорить с Б-гом. 

Я бы посмотрел на это так:

Мы знаем, что истинный праведник ненавидит зло. Так объясняется в Тании. Чем выше праведник — тем сильнее его ненависть ко злу. И тем не менее, у Авраама мы находим, на первый взгляд, диаметрально противоположное: он защищает грешников! Он просит пощадить весь город (точнее, 5 городов, как Раши объясняет), если только там найдутся 50 праведников!

Рав Гинзбург говорит в том же уроке, что истинный праведник смотрит на мир «глазами Б-га» (Гешель пишет то же о пророках Израиля). 
Как же Б-г смотрит на мир? Гешель говорит, что Б-г смотрит на мир глазами матери, которая смотрит на своего ребенка. По-видимому так же истинный пророк и истинный праведник смотрит на мир. 

Поэтому он не кричит: «да сгинут все нечестивцы, развратники, насильники, гомо-лесби, левые, гурские, харейдим, хилоним, арабы, интернет, смартфоны и т.д (нужное подчеркнуть и добавить по вкусу). Он говорит: «Я — прах и пепел. Но Ты — справедлив! Может, Ты пощадишь город в заслугу праведников, которые в нем?»

Может быть это — настоящий «взгляд Авраама»?

Обсуждение здесь: https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1737673309578542