Демон Лапласа в моей голове



Что означает всезнание Б-га? Ответ в конце задачника?

С точки зрения каббалы, душа  это ניצוץ בורא שנעשה נברא (искра Творца). По идее, эта «искра Творца» также абсолютно свободна, как сам Б-г. Так кто же знает? Знает ли Б-г что выберет в следующий момент отдельная Его «искра»?

В хасидуте где-то объясняется, что "часть" («Часть Б-га Свыше» - стих, который приводит Старый Ребе, объясняя, что речь идет о еврейской душе, которая «часть Б-га Свыше буквально») означает «четверть».

Можно ли предположить, что "целый" Б-г свою "часть"? Хороший вопрос!

Если мы всерьез принимаем идею, что еврейская душа — это часть Б-га, облаченная в тело, то, в определенном смысле, Б-г подобен «нейронной сети» еврейских душ.

Классическая модель Б-га уподобляет Его суперкомпьютеру. Возможно, сегодня более подобает уподобить Его нейронной сети (еврейских душ)?

***

Мне как то один знакомый психолог сказал: ты способный парень. Но ленивый. А ленивый отчего? - От того что не веришь в себя. А дальше я хочу спросить: что означает: «не веришь в себя?» И ответ прост: не веришь, что твой выбор имеет какое-либо значение! Потому что в классической религиозной модели на самом деле Б-г все знает. «Свобода выбора» - это «синтаксический сахар». Выбор кажущийся. В светской модели выбор абсолютен. Как и ответственность за свои решения. Ну и какая же модель тогда лучше описывает мир? Лучше способствует развитию мира и развитию человека?

К сожалению, классическая модель иудаизма предполагает полный детерминизм. По той простой причине, что когда писались классические книги еврейской философии, ничего другого просто не было. Соответственно человек делает тшуву и становится детерминистом (если не фаталистом…). Убеждает себя, что на все задачи есть "правильные" ответы. В результате у него просто опускаются руки. Если от меня на самом деле ничего не зависит  - чего тогда напрягаться?

Вопрос не теоретический, а самый что ни на есть практический: какая программа сидит у меня в подсознании? Программа подглядывания правильных ответов? Очень похоже на то. Тогда надо срочно делать перепрошивку..

***

Если классическая модель всезнающего Б-га это нечто в духе "лапласовского демона", то плохи наши дела...

В духе недельной главы можно сказать, что Эйсав победил Яакова.

Ибо лапласовский демон - это чисто аристотелевская идея.

И светская наука этим переболела и пошла дальше

А религиозная философия осталась с Аристотелем. Эйсав победил Яакова.

Классические до-рамбамовские источники не факт, что утверждают детерминизм

***

«Демон» на иврите, скорее всего «нахаш». А что, если этот «Нахаш», змей, совративший Еву, и был на самом деле «Демоном Лапласа»? Он говорит: «покушайте от Древа Познания» - и вы станете всезнающими. Сами станете всезнающими демонами.  Т.е., в представлении Нахаша — Б-г — это всезнающий демон. «Стать подобным Б-гу» в сознании Нахаша — это «стать всезнающими». Тогда получается, что нахаш не врет. Он правда, так думает.

… В Зогаре на нашу главу говорится, что Эйсав был гилгуль Нахаша. Очень хорошо обьясняет тот факт, что вся западная философия до нового времени была пронизана этим духом — «демона Лапласа», полным детерминизмом.

Если так — то сам тот факт, что сегодня эта теория детерминизма выброшена на помойку истории философии, означает, что «мир готов» к приходу Мошиха, и к «квантовым» эффектам, которые он принесет с собой.

Обсуждение здесь: https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1751525451526661

Запись опубликована в рубрике: . Метки: .