Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Избыток самосознания



Есть один отвратительный хабадский ворт, настоящий хабадский шовинизм.. и тем не менее, я очень его люблю и ценю. 
Ворт такой: чем отличается хасид от миснагида?
Ответ: миснагид думает только о Б-ге. Хасид думает только о себе…
Блин, ну хватит уже издеваться, обьясните что вы хотите сказать!
Ну как… Миснагид думает: То что я существую — это самоочевидно и не требует доказательства. То, что Б-г существует — это еще надо доказать…
Хасид думает: То, что Б-г существует — это самоочевидно. То, что я существую — надо подумать, возможно, да…

***

Чего я вспомнил этот анекдот? Читал в субботу книги рава Ицхака Гинзбурга по «торат а-мудаут» («теория сознания») — в сущности, это «хард-кор» всей системы рава Ицхака Гинзбурга.

Вся «Теория сознания» рава построена на простой мысли, что чем больше человек «занят сам собой» — тем меньше он способен продвинуться в служении Вс-вышнему и в жизни. Более того, в этом постоянном занятии «самим собой» рав видит основной грех «древа познания» и основное препятствие в продвижении человека к любой, на самом деле, цели.

До греха человек руководствовался лишь своей природной интуицией. Избыток самосознания не отягощал его совершенно. Он ходил голым по Ган Эйден, и в таком же виде ходила его супруга, и они откровенно и прилюдно занимались сексом — и никого это не смущало.

Из контекста следует, что это было то, что надо. Откуда это известно? Когда Адам сьел плод «древа познания» и «устыдился собственной наготы» — Б-г спрашивает у него «кто сказал тебе что ты наг»? Кто сказал тебе что в этом есть какая то проблема? Отсюда ясно — что ходить голым по ган Эйден и заниматься сексом в открытую — это совершенно нормальная ситуация… до греха.

После греха? Нет, это уже стало невозможным. Поэтому «И пошил им одежды из шкур и одел их».

В чем же тогда состоит грех? В «познании». В самосознании. Другими словами в самоощущении. В постоянном самоконтроле, в постоянной «руке на пульсе»: «я прав» или «я неправ», «я в порядке» или «я не в порядке». «Это прилично» или «это неприлично» — это все симптомы греха древа познания.

Посмотрите на детей. Ребенок *знает* — внутренним знанием — что прилично а что нет. Ребенок — здоровый — *чувствует* границы другого человека — не важно, своего товарища или взрослого рядом с ним. Рав называет это «мудаут тивьит» или «мудаут мешихит» — «природное самосознание» или «мессианское самосознание».

Потом ребенок вырастает. Или нетерпеливые родители начинают обьяснять ребенку с младых ногтей что такое хорошо и что такое плохо. И ребенок сбивается с ритма. И вырастает взрослый, не способный ощущать границы другого человека и границы свои собственные. И тогда ему остается лишь стыдиться и бояться и страшиться….нарушить границы другого человека или что кто-то другой нарушит его собственные границы.

Есть ли выход? Рав говорит, что выход — разомкнуть этот порочный круг само-познания, само-ощущения, само-отчета. Заняться чем-то вовне. Мошиах приходит когда о нем перестают думать…

Обсуждение здесь: https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1740554845957055