Есть один отвратительный хабадский ворт, настоящий хабадский шовинизм.. и тем не менее, я очень его люблю и ценю.
Ворт такой: чем отличается хасид от миснагида?
Ответ: миснагид думает только о Б-ге. Хасид думает только о себе...
Блин, ну хватит уже издеваться, обьясните что вы хотите сказать!
Ну как... Миснагид думает: То что я существую - это самоочевидно и не требует доказательства. То, что Б-г существует - это еще надо доказать...
Хасид думает: То, что Б-г существует - это самоочевидно. То, что я существую - надо подумать, возможно, да...
***
Чего я вспомнил этот анекдот? Читал в субботу книги рава Ицхака Гинзбурга по "торат а-мудаут" ("теория сознания") - в сущности, это "хард-кор" всей системы рава Ицхака Гинзбурга.
Вся "Теория сознания" рава построена на простой мысли, что чем больше человек "занят сам собой" - тем меньше он способен продвинуться в служении Вс-вышнему и в жизни. Более того, в этом постоянном занятии "самим собой" рав видит основной грех "древа познания" и основное препятствие в продвижении человека к любой, на самом деле, цели.
До греха человек руководствовался лишь своей природной интуицией. Избыток самосознания не отягощал его совершенно. Он ходил голым по Ган Эйден, и в таком же виде ходила его супруга, и они откровенно и прилюдно занимались сексом - и никого это не смущало.
Из контекста следует, что это было то, что надо. Откуда это известно? Когда Адам сьел плод "древа познания" и "устыдился собственной наготы" - Б-г спрашивает у него "кто сказал тебе что ты наг"? Кто сказал тебе что в этом есть какая то проблема? Отсюда ясно - что ходить голым по ган Эйден и заниматься сексом в открытую - это совершенно нормальная ситуация... до греха.
После греха? Нет, это уже стало невозможным. Поэтому "И пошил им одежды из шкур и одел их".
В чем же тогда состоит грех? В "познании". В самосознании. Другими словами в самоощущении. В постоянном самоконтроле, в постоянной "руке на пульсе": "я прав" или "я неправ", "я в порядке" или "я не в порядке". "Это прилично" или "это неприлично" - это все симптомы греха древа познания.
Посмотрите на детей. Ребенок *знает* - внутренним знанием - что прилично а что нет. Ребенок - здоровый - *чувствует* границы другого человека - не важно, своего товарища или взрослого рядом с ним. Рав называет это "мудаут тивьит" или "мудаут мешихит" - "природное самосознание" или "мессианское самосознание".
Потом ребенок вырастает. Или нетерпеливые родители начинают обьяснять ребенку с младых ногтей что такое хорошо и что такое плохо. И ребенок сбивается с ритма. И вырастает взрослый, не способный ощущать границы другого человека и границы свои собственные. И тогда ему остается лишь стыдиться и бояться и страшиться....нарушить границы другого человека или что кто-то другой нарушит его собственные границы.
Есть ли выход? Рав говорит, что выход - разомкнуть этот порочный круг само-познания, само-ощущения, само-отчета. Заняться чем-то вовне. Мошиах приходит когда о нем перестают думать...
Обсуждение здесь: https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1740554845957055