Есть известная талмудическая история, как один прозелит пытался постичь суть иудаизма. Сначала он пришел к известному учителю Шамаю с необычной просьбой: «расскажи мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Шамай прогнал его мерной палкой. Тогда он пришел к Гилелю, известному своей скромностью, и тоже попросил его рассказать всю Тору «на одной ноге». Ответ Гилеля известен: «не делай другому того, что не желаешь себе. Это вся Тора. А дальше — иди, учись». У этой истории счастливый конец. Прозелит принимает еврейство, и благодарит Гилеля за то, что открыл ему путь в этом и в будущем мирах.
На эту агаду есть множество объяснений. Я здесь попытаюсь предложить несколько иную точку зрения.
Почему Шамай отказался объяснять Тору «на одной ноге», а Гилель согласился?
«На одной ноге» - как обьясняют комментаторы — означает, дай мне какую-то центральную идею, какую-то «Архимедову» точку опоры, на которой держится весь иудаизм. По-видимому, Шамай считает, что такой «точки опоры» не существует. А Гилель говорит, да, есть такая точка опоры. Любовь к ближнему.
Кто же из них прав?
В Хасидут приводится довольно часто, что хотя в нашем мире «Гилель и Шамай — галаха (закон) по Гилелю», но в будущем мире будет наоборот. Галаха будет идти по «Дому Шамая». Обьяснение, приводимое в хасидизме, состоит в следующем: в нашем мире основное качество — это хесед, милосердие, качество нашего праотца Авраама. «Мир милосердием построится». На милосердии держится наш мир.
Однако, в будущем мире, как объясняет хасидут, основным качеством будет гвура, строгость, качество нашего праотца Ицхака. Или по другому объяснению — «итгабрут» - усиление. Б-жественный свет будет многократно усилен относительно нынешнего мира.
Так или иначе, получается, что Шамай имеет больше отношения к будущему миру. Впрочем, также как и учение хасидизма, представляющее собой попытку «попробовать на вкус» Тору будущего мира.
Что же представляет собой «Тора будущего»? Хасидизм дает нам возможность сделать некоторые предположения.
Тора будущего мира динамична и дихотомична по определению. Тора будущего мира это пульс. Биение сердца. Двейкус-битуль. Битуль-шифлус. Радость-плач. "Танец".
Открытая Тора статична. Сокрытая Тора (она же каббала. Она же хасидизм. Она же — Тора будущего мира) - динамична по определению.
Поэтому Шамай и этот прозелит не нашли общего языка. Ибо в учении Шамая нет единого принципа, на котором можно выстроить все остальное. Учение Шамая — это дихотомия. Единство противоположностей. И прозелит неспособен это постичь. Он должен сначала постичь раскрытую Тору. Поэтому Шамай прогоняет его.
Но Гилель — символизирующий милосердие, Тору этого мира, раскрытую Тору — для него Тора статична. Поэтому она может быть объяснена на "одной ноге", единому принципу.
Но для Торы будущего мира «одной ноги» недостаточно. Минимум две.
Выражаясь современным языком, Гилель считает, что «единая теория поля» в принципе возможна. Шамай считает, что создание единой теории невозможно принципиально…
***
Есть еще один момент. Открытая Тора - абсолютна. Сокрытая Тора - вся - это "теория относительности".
В открытой Торе Б-г это "абсолют". «Б-г философов». Абсолютный. Статичный. Неизменный. Не нуждающийся ни в чем. Творящий мир по своей бесконечной милости. «Перво-сущий», как называет его Рамбам.
В сокрытой Б-г это "Ничто" с большой буквы, как выразился в свое время рав Фруман ЗаЦаль.
В открытой Торе добро и зло абсолютны. Грешник и праведник абсолютны. В сокрытой Торе все относительно. Нет абсолютного добра и нет абсолютного зла. Это количественные понятия, а не качественные. Рав Гинзбург как-то выразился что разница между праведником и грешником количественная а не качественная. Это тоже значение слова Шамай - оценка, измерение. Ибо в учении Шамая все зависит от количества, от измерения.
Какая Тора нам нужна сегодня? Ребе говорит, что мы «на пороге избавления». Нам нужна Тора будущего мира. Тора, в которой все динамично и относительно. Учение Баал Шем Това. Учение рабби Нахмана. Учение Ребе. Учение рава Кука. Учение рава Шагара. Учение рава Фрумана. Учение рава Гинзбурга — на мой взгляд, это учителя, в учении которых «слышно» шаги Мошиаха и можно почувствовать «на вкус» Тору Мошиаха.
Обсуждение здесь: https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1749317195080820