Сентябрь

Образ рабби Элазара бен Дурдая, который "выл пока душа его не покинула тело" не выходит из головы. Что Хазаль хотели нам сказать? Что "хороший баал тшува - мертвый баал тшува"? В общем, это на самом деле так. "Тшува предшествовала миру" - так что весьма логично, что человек, который делает тшуву "как нужно" - это просто несовместимо с жизнью. На самом деле все равно есть вопрос. Или подобие ответа. Поскольку тшува не только "предшествует миру" но также заповедь из Торы, а Тора называется "Торой жизни" - ясно, что цель тшувы все же - "не умирать по ней, но жить по ней" Осталось только понять, как это сделать.
Хазаль говорят что нищий не способен насытиться. Наблюдая зачастую за нищими, многие из которых люди вполне работоспособного возраста, я пришел к выводу, что большинство из них просто потеряли волю к жизни Отсюда можно сделать интересный вывод. Что если человек чувствует что его жизнь лишена стержня, и он просто занят погоней за сиюминутными удоволтствиями, то дело не в грубости его натуры, а в том, что что-то сломалось в его воле к жизни и стремлении преуспеть?
Мителер Ребе в шаарей тшува (в самом начале). Выход из состояния пищур нефеш (то есть когда человека тянет в разные стороны и он не спосоьен ни на чем сосредоточиться) это основное содержание "собирания изгнанников" и "нижней тшувы" Дальше совершенно фантастическое оьбяснение почему тшува выше чем Тора: Тора лишь разделяет и различает между добром и злом. Но зло остается злом а нечистота нечистотой. Но тшува переворачивает зло в добро и тьму в свет
Был совершенно фантастический Рош аШана в Кфаре с учениками рава Гинзбурга в Кфар Хабаде. В этом году кто то проявил инициативу и на рош ашана собралось несколько десятков семей учеников рава כן ירבו сняли всю территорию ешивы Бухарим, все трапезы проходили вместе в огромном зале. И конечно итваадут рава на исходе субботы. Бальзам на душу. Правда Рав говорил תשעח первые буквы слов עולם חדש- новый мир. Чтобы строить новый мир нужно много хесед. עולם חסד ייבנה
Русскоязычному уху это словосочетание наверное режет слух. Но в этом вся суть Рош аШана: услащенный суд. Как этт правильно обьяснить? Скорее всего так: суд и оправдание к конце. Ибо чнловек обязан судить себя за все свои дела слова и мысли. И когда есть суд внизу нет суда наверху. Но человеку следует также уметь оправдать себя в конце, смягчить суд, там где это возможно Ибо несмягченный, неуслащенный суд есть корень вснх нечистых оболочек, корень всего зла в мире.
Программистское. Есть такое понятие инкапсуляция. Что означает абстрагироваться от деталей. Ибо пока голова в деталях невозможно увидеть общую картину вещей Алтер Ребе пишет в Ликутей Тора что тишрей называется просто "ходеш" без каких то дополнительных эпитетов. Ибо он указывает на хидуш клали, общее изменение, а не детали реализации
Алтер Ребе в Ликутей Тора на главу (стр נד) С заповедями "не делай" мы еще понимаем как делать тшуву. Но что с заповедями "делай", которые мы упустили? Как восполнить тот недостаток, который образовался от упущенных заповедей? Похоже что у Алтер Ребе это основная тшува. В Игерет аТшува тоже. Он пишет дальше "следует выть воем за упущенные заповеди. Так сильно насколько его душа только способна вынести"...

Запись опубликована в рубрике: .