Почему запрещено жениться на нееврейках? Рабби Натан дает парадоксальный ответ: потому что гоим - это "печаль и грусть". А евреи - это радость. И не подобает радостным соединять свою судьбу с печальными. Ибо не только радость не изгонит печали, но наоборот, печаль изгонит радость.
"Когда есть суд внизу - нет суда наверху". То есть, когда человек судит себя сам - его не судят Свыше.
Дальше говорится нечто интересное. Когда нет суда снизу, и есть суд наверху - то достаточно любого самого легкого "триггера" чтобы этот суд "включился".
"Увицдака тиконани" - "И с помощью цдака укрепится". Алтер Ребе обьясняет, почему недостаточно лишь "строить Сион" - что означает, служение Торы и заповедей. И требуется также заповедь цдака, и лишь тогда "с помощью цдака" укрепится здание Торы и заповедей
Обьяснение сводится к тому, что "адам эйн цадик баарец" - нет человека абсолютно праведного. И "три греха от которых не спасается ни один человек каждый день" - так или иначе, человек находится в агрессивной среде, и как бы он не старался, грязь к нему все равно прилипает, и тем самым душа его постоянно повреждается. И Если нет будет притяжения "тринадцати мер милосердия", очищающих все грехи, и исправляющих все "пгамим" - то рано или поздно "здание" Торы и заповедей, которое строит человек - обрушится, не дай Б-г.
"Кто победил? - Тот, кто держит оружие в руках" (это про Суккот. Лулав в руках евреев - это символ победы).
Рабби Натан задает вопрос. Если "держит оружие в руках" - это означает лишь то, что война не еще не закончилась. И еще не известно кто победит...
Ответ, который дает рабби Натан. Речь идет о "войне Амалека". Войне с дурным началом. У этой войны нет конца. И в тот момент, когда еврей пробуждается, чтобы воевать со своим йецер, в тот момент, когда он "берет в руки оружие" - он уже победил... (Ликутей Галахот, элул)
Наши мысли, по крайней мере те, которые не контролируются сознанием - есть отражение нашего энергетического состояния, а не наоборот. Т.е., оптимизм и пессимизм это прежде всего энергетика, а потом уже стиль обьяснений.
Знаменитый Мартин Селигман считает, что "выученная беспомощность" это функция "стиля обьяснений".
Пессимисты "генерализуют" неприятности, и "локализуют" позитивные явления, а оптимисты, наоборот, "локализуют" неприятности, и "генерализуют" позитив.
Он, очевидно, прав. Я, правда, не очень понял, каким образом собаки, на которых ставились эти эксперименты, способны быть "оптимистами" и "пессимистами"... Какого рода "обьяснения" дают себе собаки?
Собственно, о том, что даже овцы бывают "оптимисты" и "пессимисты" - это еще знаменитый эксперимент Яакова с овцами Лавана. "И достались оптимисты Яакову, а пессимисты Лавану..."