Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Энергетика выученной беспомощности



Знаменитый Мартин Селигман считает, что «выученная беспомощность» это функция «стиля обьяснений».

Пессимисты «генерализуют» неприятности, и «локализуют» позитивные явления, а оптимисты, наоборот, «локализуют» неприятности, и «генерализуют» позитив.

Он, очевидно, прав. Я, правда, не очень понял, каким образом собаки, на которых ставились эти эксперименты, способны быть «оптимистами» и «пессимистами»… Какого рода «обьяснения» дают себе собаки?

Собственно, о том, что даже овцы бывают «оптимисты» и «пессимисты» — это еще знаменитый эксперимент Яакова с овцами Лавана. «И достались оптимисты Яакову, а пессимисты Лавану…»

Селигман говорит, что «изменение стиля обьяснений» может превратить пессимиста в оптимиста.

Вот тут что то не вяжется у меня.

Стиль обьяснений, который человек дает происходящему, он же тоже «сидит» на чем то. Если один человек, споткнувшись, кричит «все пропало», а другой поднимается и идет вперед — это же должно на чем то «сидеть» в человеке?

Вчера упомянули маамар Мителере Ребе «Вейосфу ановим». Там есть одна тема — Мителер Ребе говорит о своего рода «энергетической защите», защитном поле, окружающем каждого еврея. Благодаря этому защитному барьеру «хицойним» — клипот, негатив этого мира — не проникает внутрь. Своего рода «меиль а-руах».

Что происходит, когда человек грешит? Много чего происходит. Одно из самых тяжелых последствий греха — это то, что тем самым нарушается этот «природный» защитный барьер, защищающий человека от 99 процентов неприятностей в жизни. И все. Тогда самый маленький «микроб» уже может вызвать болезнь. Самая маленькая неприятность приводит человека в отчаяние. Случайно брошенное слово или даже взгляд — пробуждают жгучую обиду. Потому что барьер, своего рода «иммунитет» сломан.

Собственно, это не только результат греха. Стресс тоже может вызвать подобное состояние — незащищенности перед внешними обстоятельствами.

Что с этим делать? Латать защитный барьер… Спортом заниматься. Бежать в «города-убежища», в синагоги и дома учения. В слова Торы и молитвы. Миква? Тоже, кажется, неплохое средство для восстановления душевного равновесия…

Собственно, это содержание «войны с Амалеком». Амалек, как известно, воевал со слабыми и уставшими, теми, кого «облако» выбрасывало наружу. Раши, кажется, пишет, что это были грешники. Согрешив, человек теряет «облачную» защиту. И становится «добычей» Амалека, не дай Б-г. И тогда — только Моше рабейну и «люди Моше» способны помочь.

Снова «Иткашрут»? — Ага, оно самое…

https://www.facebook.com/itzik.roytman/posts/1667727403239800