Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Хасидское слово - 289

Первый Предыдущий (Random) Следующий Последний

В високосный год месяц Адар в нашем календаре удваивается. Мудрецы потратили немало сил, чтобы выяснить, какой из этих двух Адаров считать основным, текущим, а какой дополнительным. Они пришли к выводу, что дополнительным является Адар-Алеф, тот, что идет сначала, а Адар-Бет -основным.

Если следовать здравому смыслу, то все должно быть наоборот. Текущие дела мы обычно пускаем первым номером и, если можем еще что-то добавить к ним, -добавляем. Но еврейский календарь учит нас, что иногда надо уступить дорогу «принципу високосности». Если тебе выпала возможность сделать что-то особенно хорошее, необычное, то, что не сумеешь повторить потом, тогда текущие дела нужно отложить в сторону, тогда первым номером идет непредвиденный, високосный месяц – или високосный час. Вследствие этого и в мире, и в душе еврея появляется то, что можно назвать «токеф хангага това» -«мощь хорошего поступка». Предположим, вы идете по улице и встречаете приятеля, который собирает деньги на помощь бедняку, оказавшемуся в отчаянной ситуации. Друг просит вас пожертвовать приличную, может, очень приличную сумму денег. С помощью Галахи вы начинаете объяснять, почему не можете дать ему эту сумму. Во-первых, у вас есть долги, а в «Сэфер хасидим» написано, что еврей не может делать больших пожертвований, если он еще не рассчитался с долгами. Во-вторых, вам нужно расплатиться за обучение детей в хедере, а также выполнить то, что записано в «ктубе» вашей жены, а именно: «одевать и обувать ее так, как водится у мужей еврейских…» Хорошо, когда человек живет в рамках. Но иногда эти рамки, даже если все идет по Галахе, могут оказаться слишком узкими. Например: еврей встал утром и плотно поел. Он обязан это сделать, иначе он не сможет произнести в благодарственной молитве слова «и ел и НАСЫТИЛСЯ»… Дальше он собирается на прогулку, ведь Рамбам настоятельно советует делать это, чтобы тело было здоровым и крепким на службе Творцу. А перед прогулкой надо просмотреть газету, иначе случится беда: встретишь в парке знакомых, завяжется беседа о политике, а ты не будешь «в курсе»…

Вернувшись домой, еврей вдруг хлопает себя ладонью по лбу. Да, он недавно поел, поел плотно. Однако есть галахические авторитеты, которые утверждают, что нельзя произнести бла-гословение после трапезы, если ты не пил при этом. И он, чтобы избежать нарушения, поспешно выпивает задним числом… Странно: за все с пользой проведенное утро наш еврей ни разу не вспомнил, что у него есть какие-то долги. Наверное, потому, что в Галахе не сказано, что долги нужно возвращать имен-но утром. Можно и вечером. Можно завтра или как-нибудь потом. Он вспоминает о долгах, лишь когда выпадает «високосный час» и нужно кому-то помочь, кого-то спасти. Подобное сос-тояние наши мудрецы называют «Мицраим де-кдуша», «святым Египтом», когда еврей живет по Галахе, а душа его в плену у желудка… Что же делать? Знать, что иногда нужно действовать «вне рамок». Тогда и текущие обязанности наши будут выполняться полностью, по-настоящему, по Галахе, без всякого «святого Египта».

Мы говорим «хотим Мошиаха сейчас!», не дожидаясь, пока все будет отмыто и отчищено, пока все плотно поедят, и прогуляются, и выпьют задним числом. Если тебе выпала возможность сделать что-то особенно хорошее и необычное – не нужно ждать.