Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Введение в Талмуд

Раздел: Иудаизм

Автор: Адин Штейнзальц
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания:
ОГЛАВЛЕНИЕ

Адин Штейнзальц. ЧТО ТАКОЕ ТАЛМУД?
СТРАНИЦА ТАЛМУДА
ЦЕПЬ ТРАДИЦИИ
ВВЕДЕНИЕ В ТАЛМУД РАББИ ШМУЭЛЯ ГА-НАГИДА
Арье Кармел. ПОСОБИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТАЛМУДА
Грамматический очерк (37). Ключевые слова и выражения Гемары (49) Рабби Шнеур-Залман. ЗАКОНЫ ИЗУЧЕНИЯ ТОРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Проф. A.M. Гасофер. (1) НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЕРОЯТНОСТНОЙ МЫСЛИ В ТАЛМУДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. (2) ПОНЯТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОЖИДАНИЯ В ТАЛМУДЕ

Фрагмент из книги:

Рабби Адин Штейнзальц получил степень по математике в Еврейском университете, его познания в науке и литературе XX века почти безграничны, и в то же время самые ортодоксальные раввины Иерусалима признают, что он «илуй», то есть выдающийся знаток талмудического права, а его компетентность в самых различных областях иудаизма основана на глубоком проникновении в их скрытую мудрость…

ЧТО ТАКОЕ ТАЛМУД?


Если Тора — фундамент иудаизма, то Талмуд — та центральная колонна, на которой покоится весь его духовный и философский свод. В определенном смысле Талмуд — это главная книга еврейской культуры, становой хребет национального существования и творческой активности народа. Ни одна другая книга не оказала сравнимого влияния на теорию и практику еврейской жизни. Евреи всегда сознавали, что их сохранение и развитие как народа зависит от изучения Талмуда; и не хуже их сознавали это их враги. Вот почему в средние века эту книгу шельмовали, проклинали и предавали сожжению такое бесчисленное множество раз, и вот почему такому же поношению подвергалась она еще и в недавнее время.

Формально Талмуд представляет собой свод Устного Учения, которое разрабатывалось многими поколениями мудрецов Палестины и Вавилона с древнейших времен вплоть до начала средних веков. Талмуд состоит из двух частей: Мишны — или книг Гaлaxu (Закона), записанной на иврите, и комментариев к Мишне, известных под названием собственно Талмуда (или Гемары), состоящего из дискуссий и разъяснений по поводу Мишны, записанных в основном на арамейском наречии.
Такое определение Талмуда, будучи формально верным, по сути дела не дает правильного представления о нем. Талмуд — не просто изложение законов и комментариев к ним. Талмуд — это хранилище многотысячелетней еврейской мудрости, в котором нашло свое выражение Устное Учение, столь же древнее и величественное, сколь и Писаный Закон, воплощенный в Торе. А Устное Учение — это взаимопроникающее единство Закона, сказания и философского размышления, сплав уникальной логики с изощренным прагматизмом, истории — с наукой, притч — с анекдотами. Поэтому Талмуд — это сплошной парадокс: его форма упорядочена и логична, каждое его слово тщательно выверено в ходе многовековой работы составителей, которая продолжалась еще м+югие столетия после того, как этот свод трактатов уже в основном сложился, — и в то же время все в нем основано на свободной игре ассоциаций, на сопряжении далеких понятий, которое напоминает современный литературный жанр «потока сознания». Талмуд подчинен цели толкования законов, — и в то же время он является своеобразным произведением искусства, далеко выходящим за рамки чистой юриспруденции и ее практических приложений. Талмуд по сей день остается основой еврейского закона, — и вместе с тем на него нельзя ссылаться как на решающий авторитет в практических вопросах.

Талмуд трактует абстрактные и порой совершенно схоластические проблемы с той же серьезностью, что и самые прозаичные вопросы повседневности, — и в то же время он ухитряется обходиться без всякой специфической терминологии. Будучи основан на традиции и авторитете, передаваемых из поколения в поколение, он вместе с тем не имеет себе равных в той настойчивости, с которой подвергает сомнению  и  пересмотру  все  установившиеся  и  общепринятые точки
зрения и докапывается до корней любого утверждения, не принимая его на веру. По строгости обсуждения и точности доказательств Талмуд приближается к математике, но обходится при этом без математической символики и уравнений.

Чтобы лучше понять это уникальное творение, задумаемся на минуту над целями его авторов и составителей. К чему они стремились, эти тысячи мудрецов, вся жизнь которых прошла в талмудических дискуссиях, веками продолжавшихся в сотнях больших и малых ешивот (академиях)? Разгадка таится в самом названии их труда: Талмуд означает изучение, познание. Талмуд есть, таким образом, воплощение великой концепции мицват талмуд Тора — религиозной заповеди, обязывающей к изучению Торы, которое само в себе и содержит и свою цель, и награду. Талмудический мудрец сказал: «Снова и снова листай ее (Тору), ибо в ней содержится все. Вглядывайся в нее, и состарься в ней, и никогда не разлучайся с ней, ибо нет в мире большей добродетели».

Изучение Торы несомненно служит многим практическим нуждам, но не в поисках житейских подсказок состоит главная цель изучения ее. Это изучение не диктуется степенью важности или практической значимостью обсуждаемой проблемы. Цель изучения — само учение. Это не означает, будто практическое приложение изучаемых вопросов для Талмуда несущественно. Напротив, в нем усиленно подчеркивается, что тому, кто изучает Тору, но не следует ей, лучше было бы вовсе не родиться на свет. Подлинный талмудист должен служить также и примером в поведении. Но это — лишь одна сторона главной талмудической установки, которая гласит: тот, кто погрузился в текст, не должен преследовать никакой другой цели, кроме его изучения. Поэтому любой вопрос, связанный с Торой или жизнью по Торе, достоин размышления и анализа, и в любом вопросе следует стремиться к его сердцевине, к самой сути. Изучая Тору, не следует спрашивать о практической пользе, которую может принести это изучение.