Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Царский сын из драгоценных камней

Раздел: Хасидут

Автор: / раби Нахман из Браслава
Переводчик: Йорам Лемельман
ISBN:
Издатель: автор
Год издания: 2004

и другие истории, рассказанные рабби Нахманом из Брацлава

В этой книге приводятся истории, рассказанные великим хасидским цадиком рабби Нахманом из Брацлава. В них, в аллегорической, сказочной форме переданы глубокие знания о мире, истории, человеческой судьбе и о роли, которую человек призван сыграть на сцене жизни. Герои этих историй, проходящие через различные жизненные коллизии, на примере своей судьбы преподносят читателям важные уроки по самореализации человека и преодолению препятствий, которыми полон его жизненный путь.

Текст этих историй — многослойный. Некоторые знания представлены в бесхитростной форме сказки в ее прямом значении, другие переданы аллегорически, вплетены в подтекст и выявляются при тщательном разборе текста и сюжета. Глубокие каббалистические знания, зашифрованные в этих историях, открываются лишь посвященным.

В предлагаемой книге приводится текст четырех историй в сопровождении аналитического комментария. Хочется выразить надежду, что чтение этой книги доставит читателям радость соприкосновения с великой духовной традицией и принесет большую жизненную пользу.

Оглавление

История о царе и императоре
История о хромом
История о царе, который принуждал сменить веру
История о царском сыне, который был из драгоценных камней

Фрагмент из книги:

… плавание по «морю», навстречу судьбе и с верой в Провидение.

В своих действиях дочь императора руководствуется принципом, который можно назвать: « осмотрительная оперативность». Она не прячется от событий, активно реагирует на них, изобретательно подходит к разрешению ситуаций, предчувствует и предусмотрительно готовится к возможному повороту событий. Однако при этом она зорко всматривается в окружающую реальность, ожидая ответа Провидения на свои действия, пытается расшифровать намеки, адресованные ей. Сделав своевременный, смелый и изобретательный ход, она внимательно присматривается к развитию событий в ожидании знака свыше, чтобы решить, как действовать дальше, избегает лихорадочности, поспешности под влиянием разыгравшегося воображения. ■

И было: один царь построил себе дворец на берегу моря, ибо там понравилось ему из-за свежести морского воздуха, к тому же неподалеку проходили по морю корабли. А она (дочь императора) проплывала там и приблизилась ко дворцу этого царя. Царь выглянул и, увидев судно без рулевого и команды, подумал, что ему привиделось. И велел он посмотреть придворным, и те увидели то же самое, она же подошла совсем близко ко дворцу. После этого подумала она: к чему ей этот дворец? И стала двигаться в обратную сторону. Тогда царь послал за ней, ее настигли и привели к царю.

■ «И было» (букв, «и был день») — оборот, обозначающий начало очередного действия «пьесы», уготованный свыше поворот событий. В дальнейшем повествовании особую роль начинает играть «судно» — символ жизненных планов, благодаря которым человек движется по «морю» судьбы, стихии жизненных событий. Само слово «судно» (сфина) образовано в иврите от корня «скрывать» (сафан), и является также символом сокрытости жизненных планов в сердце человека и скрытности,зачастую необходимой для их осуществления.

Путешествие дочери императора должно доставить ей знание законов судьбы, принципов, на которых строится действие Провидения в нашем мире. В вышеприведенном отрывке показывается, что как только дочь императора засматривается на дворец, построенный на берегу моря, и отвлекается от цели пути —найти своего суженого и отстоять их право на совместную жизнь, — она тут же попадает в очередное злоключение. Другое дело, что волею Провидения, злоключение это становится звеном в цепи событий, приводящих ее к цели. Проявив изобретательность и твердость характера, она выходит победительницей и на этот раз. Тем не менее, как ясно и из ее дальнейших слов, человек должен стремиться не «удлинять эту цепь» своими…