Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Три измерения души

Раздел: Иудаизм

Автор: Рав Исроэль
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания:

 

Статьи рассказывают о сущности служения души в этом мире – её начале, исправлении и цели. Перед каждой статьёй даётся краткая биография автора. Перевод выполнен в стенах бейт мидраша (в ешиве), людьми постоянно изучающими Тору.

СОДЕРЖАНИЕ
О раве Эльхононе Вассермане
Рав Эльхонон Вассерман — "Источник веры"
(пер. Пинхаса Перлова)
О раве Исроэле Салантере
Рав Исроэль Салантер    — "Познание богобоязни"
(пер. Йонатана Шухмана)
О раве Шимшоне Довиде Пинкусе
Рав Шимшон Довид Пинкус — "Глубина любви"
(пер. Йонатана Шухмана)

Фрагмент из книги:

VIII
Рассказывают, что однажды какой-то философ-иноверец спросил знаменитого мудреца Торы р. Йонатана Айбешюца (автора книги Баал а-тумим): «Сказано в Торе: "за большинством склоняйся". Вы — меньшинство среди народов; почему же вы не принимаете нашу веру?» Ответил ему рав Айбешюц, что закон, предписывающий следовать за большинством, действует только в случае сомнения, но не тогда, когда все совершенно ясно. Например, когда девять магазинов торгуют кошерным мясом, а один — некошерным, и нашли кусок мяса, по которому не видно, из какого он магазина, — в такой ситуации мы следуем за большинством (и считаем мясо кошерным). Однако, если мы видим, что мясо из того единственного магазина, где торгуют некошерным мясом, то чем же поможет большинство? Так и мы: у нас нет сомнений в истинности нашей веры, и никакое большинство не заставит нас от нее отказаться! Объяснение это — истинное и совершенно ясное; однако в свете сказанного выше вопрос вообще неуместен. Приведенные выше слова Торы («за большинством склоняйся») относятся к судьям, пригодным для судейства, у которых нет личного интереса в этом деле. Однако если у большинства судей есть такой интерес, а у меньшинства — нет, то нужно следовать за меньшинством! В вопросах веры и служения Г-споду человек только тогда может достичь истины, когда он совершенно свободен от всех вожделений этого мира, а подобные люди не встречаются среди иных народов. Ими могут быть только святые мудрецы Израиля, подобные Б-жьим ангелам! А если и были среди мудрецов других народов в какие-то времена люди, чистые от вожделений, то их было ничтожно мало по сравнению с нашими святыми мудрецами, которых были тысячи и десятки тысяч. И о наших пророках сказано, что их было вдвое больше, чем евреев, вышедших из Египта, но те, в чьих пророчествах не было нужды в последующих поколениях, не вошли в Танах. Так же было и после них, в поколениях танаим (авторов Мишны) и амораим (авторов Гемары)… Таким образом, из самого же этого закона («следовать за большинством») вытекает, что мы обязаны принять наследие, полученное от наших благословенной памяти мудрецов. Только они были достойны судить в вопросах, касающихся веры, так как разум их был свободен от малейшего влияния желаний и интересов. И когда спрашивают, почему евреи не должны подчиняться в вопросах веры другим народам, мы можем уподобить это такой сцене: некий человек заходит в кабак, где валяется в грязи и нечистотах сотня пьяниц, и они говорят ему: «нас ведь много, а ты — только один; почему же ты не делаешь, как мы?» Так и в вопросах веры: кроме мудрецов Израиля, все остальные (мудрецы других народов) подобны пьяницам, одурманенным своими вожделениями, а наши мудрецы сказали: только тот может быть назван свободным, кто занимается Торой, ибо без нее ни один человек не может освободиться от дурного побуждения, склоняющего разум вслед за вожделениями…