Тора и духовное возрождение. 2 том
Раздел: Танах
Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Хама
Год издания: 1980
Купить
Купить
| |
книга имеет следы длительного хранения: затертости на обложке, пожелтевшая бумага ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА Издательство общества ХАМА Оглавление ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА………………………….9ГЛАВА ПЕРВАЯ — Наш народ…………………..11 Вот народ, живущий обособленно. Лаков Герцог…..13 Обращение к нашему современнику. Элиягу Ки-Тов . .22 Личность и общественное мнение………………37 Как все народы. А. Корнман………………….42 Двойное чудо. Проф. Г. Брановер………………45 Письмо братьям. Лев Овсищер………………..49 ГЛАВА ВТОРАЯ — Прозелиты и реформизм………..55 Прозелиты……………………………….57 Онкелос…………………………………60 Иудаизм в современную эпоху. Б. Херинг………..63 К вопросу о прозелитах. Шмуэль Шницер…………67 Прозелиты и ассимилянты. Михаэль Сесар………..74 Евреи и христиане. Раввин Соломон Вольба……….77 Миссионерство. Каковы его цели? Раввин Соломон Вольба……………………..81 Тезисы к диалогу. Шмуэль Шницер……………..83 Миссионеры в погоне за еврейскими душами……..90 ГЛАВА ТРЕТЬЯ — Религия и наука………………93 Ответ Любавичского ребе группе молодежи………95 Из переписки Любавичского ребе……………..103 Выдержки из письма Любавичского ребе от месяца менахем-ав 5719 года………………122 Ответы Любавичского ребе на вопросы, касающиеся еврейской философии……………………..128 Из беседы Любавичского ребе 28 сивана 5735 года. . .138 Вера и наука. Д-р И. Рафаэль Эцион……………144 Цельность мировоззрения…………………..150 Творение, а не эволюция. Проф. Эрвин Радковский . .155 О путях к иудаизму в наши дни. Проф. Г. Брановер. .158 Ученый и вера……………………………162 ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ — События — люди………….165 Три недели………………………………167 Александр — имя еврейское…………………173 Раши…………………………………..175 Рамбам…………………………………178 Бешт…………………………………..181 Рабби Шнеур-Залман из Ляды………………..185 12 тамуза — день освобождения Рабби Иосиф- Ицхака Шнеерсона…………………………191 Рабби Леви-Ицхак Шнеерсон…………………202 Женщины в истории Израиля…………………204 Ципора, жена Моисея…………………..205 Пророчица Девора……………………..208 Шуламит-Александра…………………..210 Мария-Нонес…………………………213 Фрагмент из книги: Вера и наука КАК ВСЕ НАРОДЫ Спустя много веков, в эпоху так называемого «просвещения», еврейские «просвещенцы» идеологически обосновали эту тенденцию. Но вот что удивительно: за все 25 веков, разделивших современников пророка Самуила и поколение «просвещения», люди так и не обратили внимания на то, что тенденция «быть, как все народы» в основе своей абсурдна. Что означают слова «быть, как все народы»? Что есть характерного в других народах и вместе с тем отсутствует в еврейском? Какие особенности морального кодекса других народов не являются наследием нашего народа и не предуказаны Торой? И еще: почему еврейские «просвещенцы» яростно защищают принципы, не свойственные всем народам? Ответ один: тенденция «быть, как все народы» означает на деле стремление уподобиться одному из народов. «Просвещенцы» XIX века, жившие во Франции, Германии или какой-либо другой стране, стремились идентифицировать себя с народом этой страны. Особенно характерно это было для «просвещенцев» Германии. Даже те из них, кто боролся за осуществление «сионистских идеалов», требовали признать немецкий язык официальным языком будущего суверенного государства евреев в Палестине. Во всем этом есть глубокое внутреннее противоречие. Допустим, что мы хотим быть, как любой другой народ. Но найдется ли в мире народ, который добровольно отказался бы от своей национальной индивидуальности? Который бы не хотел хранить своих национальных особенностей и традиций? Поэтому, если уж становиться как все, то стоило бы прежде всего научиться дорожить своим прошлым, традициями и всем тем, что является неотъемлемыми чертами каждой из наций. Каждый народ, который достаточно развит, чтобы обладать национальным самосознанием, обладает и отличительными чертами, которыми гордится, и даже видит в них основание для «превосходства» над другими народами. Даже варвары и людоеды, стоящие на наиболее примитивных уровнях развития, имеют право на выражение своей национальной индивидуальности, и лишь еврейский народ, объективно более совершенный, чем другие, стремится лишить себя этого права. Понятие «избранный народ» не противоречит понятию «как все народы». Каждый народ и всякая народность убеждены в своей исключительности, и у одного и того же народа представление о причинах своей исключительности может изменяться на протяжении всей его истории. Что же до национальных особенностей, то всем народам свойственны прагматизм и даже корыстность, особенно ярко проявляющиеся в моменты реализации национальных «преимуществ». Национальными достоинствами оправдываются вымогательство, нарушение чужого суверенитета, посягательство на независимость других, более малочисленных и слабых народов. Напротив, избранность еврейского народа означает лишь бремя обязанностей. Избранность эта обязывает его исполнять множество предписаний, и, согласно его же национальной концепции, именно из-за несоблюдения их еврейский народ находится в долгом и мучительном изгнании. Что же, в конце концов, означает это «быть, как все народы»? Если допустить, что этим преследуется цель сбросить с себя бремя заповедей, то уже более двух тысяч лет назад было предсказано пророком Иехезкиелем: «Что приходит на ум вам – не сбудется; мыслите вы, что, мол, будем как туземцы, как племена иноземные служить древу и камню» («Иехезкиель» 20, 32). Следовательно, быть, как все народы – это, в сущности, не что иное, как освобождение от бремени заповедей, а это неизбежно приводит к служению «древу и камню». Ту же мысль блестяще раскрывает выдающийся мыслитель и философ Франц Розенцвейг: «Чем более отдаляет человек от себя Б-га, тем более присваивает он себе право населять пространство между Б-гом и собой, наполненное Б-жественными токами энергии, богами наполовину, на треть, на четверть». И действительно, многие из молодых нигилистов, прошедших сложный процесс «эволюции» (наркоманы, модные течения мазохистского толка и т. п.), становятся затем активными членами христианских сект и охотно агитируют духовно ассимилированную еврейскую молодежь Запада перейти в христианство. Мы можем учиться тому, что есть положительного у неевреев в области научных исследований и технологии, умеренному и скромному образу жизни отдельных народов, организационному таланту, управлению страной, искусству и т. д. Но это не должно быть продиктовано желанием «быть, как все народы». |