Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тьма перед рассветом. Катастрофа и возвышение через страдание

Раздел: Философия

Автор: Тугушева, Ф.
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Швут Ами
Год издания: 1996

 

"Как человек, переживший Катастрофу, я предлагаю материал, основанный на глубоко личном опыте. Я переполнен чувством благодарности к Ашему за то, что Он дал мне особое понимание смысла жизни и тех страданий, что выпали на мою долю.

Несмотря на то, что я рассказываю о своей жизни, книгу нельзя назвать автобиографической. Она о поисках смысла в страданиях, в той трагедии, которую называют Катастрофой. Моей основной целью является не представление какого-то уникального понимания страданий, причиненных нацистами, а помощь людям в поисках смысла в личной трагедии, которая может постичь каждого." *Катастрофа — общеупотребительный термин для обозначения трагической гибели миллионов евреев Европы от рук нацистов

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ | Мое детство в годы правления нацистов | Эмиграция в Святую землю | В Америке | В заключение | ОБЗОР
ГЛАВА 1. ПРЕЛЮДИЯ
Четыре сына
ГЛАВА 2. ВОПРОС
Вопрос Авраама | Вопрос Яакова | Моше
ГЛАВА 3. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЛЮБВИ
Два вида любовных отношений | Вера | Знание | Двойные отношения | Пророк и мудрец | Подготовка пути для мудреца | Представители каждой эпохи | Древние знания в современном мире | Ответ | Применяя к личности | Остановись и подумай
ГЛАВА 4. БРАЧНЫЙ СОЮЗ МЕЖДУ АШЕМОМ И ИЗРАИЛЕМ
Ашем и Израиль в брачном союзе | Помолвка через "Завет между частями" | Обручение и хупа | Гора над их головами | Элемент силы | Продолжительная хупа | Разбивание бокала | Делая самостоятельно | Назначение хуцпы | Состязаясь с Ашемом | Абсолютная свобода выбора | Благодарю тебя за то, что ты разбил Скрижали
ГЛАВА 5. КАТАСТРОФА
Смысл: духовное сопротивление | Еще несколько историй о величии еврейского духа | Приятное благоухание | Скрытые коды | Каждый убитый еврей есть мученик | Напрасное благословение?
ГЛАВА 6. АКЕДА
Израиль, Тора, Творение Тора | Кто такой Израиль? Сущность свободы выбора Авраам: начало | Сущность самопожертвования | Еврею третьего не дано | Цваот и овны лесные | Связь с акедой | Цивилизация и немцы | Овен, запутавшийся в чаще | Ужасающая правда | Ор хадаш (новый свет) ГЛАВА 7. РАБИ АКИВА
Тора раби Акивы | Открытый брак, закрытое сердце | Великий принцип раби Акивы | Основа | Три принципа нашего времени | Великое мгновение раби Акивы | Заключение
ПРИЛОЖЕНИЕ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ПРИМЕЧАНИЯ

Фрагмент из книги:

Цваот и овны лесные
"Я (Ашем) заклинаю вас, дочери иерусалимские, [относительно] цваот (солдат Ашема) и лесных овнов: не подрывайте любовь, которую Я питаю к ним; и не пробуждайте любовь, которую они питают ко Мне, до тех пор, пока Я Сам не пошлю вас сделать это" (Шир Аширим 2:7).

Раби Яаков из Лиссы103 объясняет, что выражение "дочери иерусалимские" относится к народам мира, неевреям, а оба выражения цваот (солдаты) и "лесные овны" подразумевают евреев.

Цваот означает воин, представитель правителя или народа, посланный им сражаться. Еврейский народ, цваот Ашема — это воины, посланцы Ашема в этом мире. Они верны заветам (т.е. Торе), Того Единственного, Кто послал их в этот мир.

Но некоторые евреи из-за невежества, высокомерия или по другим причинам не выполняют заветы Того, Кого представляют. Хотя их души во многом являются душами Израиля, их образ жизни не служит доказательством этого. Они больше соответствуют овну в чаще, не представляющему никого.

Теперь о двух группах евреев: цваот и овнах. Ашем посылает им указание, пророчески переданных царем Шломо. "Дочерям иерусалимским", неевреям, Ашем говорит: "Не пытайтесь "поколебать" цваот и не пробуждайте лесных овнов. Если еврей принадлежит к цваот, "не подрывайте" добрые взаимоотношения, в которых Я, Ашем, состою с ними. Если же еврей как овен лесной, "не пробуждайте его", не принуждайте его к тщуве, "возвращению" к Ашему, т.е. к покаянию.

Почему Ашем не хочет, чтобы заблудшие евреи совершили тшуву1. Ответ таков: на самом деле Он хочет. Больше всего на свете Он желает, чтобы евреи совершили тшуву. Просто Ашем не желает, чтобы инициаторами возвращения стали неевреи. Он хочет дать всем евреям великую возможность "вернуться" добровольно. Итак, Ашем велит неевреям "не пробуждать евреев", по крайней мере, до тех пор, "пока Я Сам не пошлю вас сделать это".

Как может нееврей побудить отошедшего от Торы еврея совершить тшуву, вернуться к Ашему? Парадоксально, но ответом является антисемитизм. Мы знаем, что когда Германия и другие европейские страны показали свой звериный оскал, многие евреи, по крайней мере, в душе, вновь ощутили свою принадлежность к еврейскому народу и иудаизму. В этом и заключается парадокс антисемитизма. Исторически он всегда способствовал объединению евреев и оживлению их чувств к иудаизму, как никакое другое явление.

Ашем говорит неевреям: "Не пытайтесь воздействовать на евреев, будь то цваот или лесной овен, до тех пор, [пока не придет время] пока Я Сам не пошлю вас сделать это". Ударение на слове "Я". Пока Я Сам не захочу, чтобы это произошло. Это будет последнее поколение перед приходом Машиаха, когда Ашем уже больше не захочет ждать. Тогда он пошлет "дочерей иерусалимских", неевреев, воздействовать на евреев.

Как объясняет Гемара: "Тогда Я поставлю над вами правителя, столь же жестокого, как Аман"104. Он ввергнет в катастрофу оба типа евреев. Цваот будет подвергнут испытанию: в действительности ли ты цваот или твоя вера "сотрясена"? Если останешься твердым, непоколебимым, тогда ты действительно оправдываешь свое имя.

Что касается еврея, далекого от своих духовных корней, то неевреи будут преследовать его, как лесного овна. И как охотники гордятся числом подстреленных ими диких животных, так нацисты будут гордиться числом уничтоженных евреев. Но злобный антисемитизм разбудит евреев, пребывающих в духовной спячке, и поможет им вернуться к Ашему.