Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Основные сведения о еврейской традиции и истории

Раздел: Иудаизм

Автор:
Переводчик:
ISBN: 5-7331-0306-X
Издатель: Академический проект
Год издания: 2004

Брошюра по основным сведениям из еврейской традиции полезна родителям, воспитателям и всем интересующимся как руководство для повседневной жизни и годового круга.

Фрагмент из книги:

Круг жизни
Мицвот
Выражая свою готовность принять Тору, евреи у горы Синай сказали Всевыщнему: «сделаем и услышим», т.е. «сначала мы обещаем, что выполним, сказанное в Торе, а затем постараемся изучить ее и понять, насколько это возможно». Этот принцип – важнейший в отношении еврея к Торе. Действие предшествует пониманию. Поступки человека, соответствующие Торе, — это главное. В тексте Торы указания о том, как следует себя вести, даются в повелительной форме и потому на иврите называются «мицвот» (ед.ч. – «мицва») – «заповеди», от слова «цав» – «приказ». Полное число заповедей – 613. Различают заповеди повелевающие (положительные) и запрещающие (отрицательные). На иврите их называют «асэ», т.е. «делай», и «ло таасэ», т.е. «не делай». Число повелительных заповедей равно 248, по числу органов человеческого тела, а число запрещающих – 365, по числу дней в году. Эти 613 заповедей, которые непосредственно сформулированы в Письменной Торе, называют «мицвот деОрайта» («Орайта» на арамейском языке означает «Тора»). Есть еще заповеди, установленные на основе толкования Торы еврейскими мудрецами – эти заповеди называют «мицвот дерабанан». Разделяют заповеди «на виды» и по другому принципу. Заповеди, относящиеся к взаимоотношениям человека со Всевышним (например, тфилин, суббота), называются «мицвот бейн адам ламаком», а заповеди, относящиеся к взаимоотношениям между людьми (например, почитание родителей, помощь бедным), называются «мицвот бейн адам лахаверо». Заповеди можно также разделить на «хуким» и «мишпатим». Хуким – законы, смысл которых слишком глубок для возможностей человеческого разума. Мы не можем объяснить их рационально (например, запрет носить «шаатнез» – одежду, сотканную из шерстяных и льняных нитей). Мишпатим – законы, смысл которых объяснен в Торе (например, законы Субботы), или те, которые не требуют специального объяснения – кажутся естественными (например, запрет убийства, воровства). Выделяют также заповеди, выполнение которых относится к определенному времени, определенному месту или к определенным людям. Законы, которым необходимо следовать на практике, чтобы выполнить заповеди Торы, называются «Галаха» (см. Талмуд, Шулхан Арух). Заповеди охватывают все области жизни человека. Их выполнение освящает всю жизнь еврея от рождения до смерти.

Брит-мила
Брит-мила – первая обязанность, которую отец должен исполнить после рождения сына. На восьмой день после рождения мальчика ему обрезается крайняя плоть. Это делает специально подготовленный человек – моэль. Обрезание – одно из важнейших событий жизненного цикла. «Брит-мила» буквально означает «обрезание союза» – союза каждого еврея со Всевышним. Обрезание – знак этого союза на теле еврея. В Торе говорится, что Всевышний повелел Аврагаму и всем его потомкам совершать обрезание в знак союза Б-га с избранным народом Израиля. Исполнение этой заповеди не ограничено ни временем, ни местом: с восьмого дня жизни и до самой смерти еврей несет на себе этот знак союза с Б-гом, знак принадлежности к еврейскому народу. Эта та заповедь, которую невозможно прекратить исполнять. Если по какой-то причине ребенок не был обрезан на восьмой день, обряд обрезания – вступления в союз с Б-гом Израиля можно совершить в любом возрасте.

Еврейское имя
Еврейское имя дается ребенку вскоре после рождения. Мальчику дают имя на восьмой день его жизни во время церемонии Брит-мила, а девочке, когда ее отца вызывают к Торе в синагоге (это часто происходит в первую субботу после ее рождения). Имя ребенку дается публично. Так подчеркивается тот факт, что, получая имя, ребенок занимает свое место в народе Израиля. Как часть своего народа, ребенок получает имя или в честь праведного человека из Танаха, или в честь великих еврейских мудрецов и героев. Часто детей называют в честь их предков или родственников. Согласно еврейскому учению, имя обладает большой силой и связано с сущностью человека. В Танахе описываются случаи, когда по воле Всевышнего имя человека менялось, чтобы подтвердить изменение в его статусе или судьбе. Так имя Аврама было изменено на «Авраам», а имя его жены «Сарай» — на «Сара», когда Б-гом было обещано рождение у них сына, который станет отцом многих народов. Имя «Яаков», после его борьбы с ангелом было заменено на «Исраэль», и все евреи именуются теперь «сынами Израиля».

Выкуп первенца
Если родившийся мальчик – первенец своей матери, то по истечении 30 дней после рождения следует совершить обряд выкупа его у когена (священника). Обряд этот называется «пидьон габен». Младенца приносят к священнику и преподносят ему символический подарок (часто – какую-нибудь серебряную вещь). Затем коген благословляет ребенка и в честь этого события устраивается праздничная трапеза. Это вторая (после обрезания) обязанность отца в отношении новорожденного. Если по какой-то причине отец так и не выкупил сына, тот сам, когда вырастет, должен выкупить себя. Заповедь выкупа первенца связана с исходом евреев из Египта. Фараон согласился отпустить евреев только после обрушившейся на египтян десятой кары Всевышнего — были умерщвлены все первенцы в египетской земле. Б-г сохранил жизнь только первенцам еврейского народа, и потому с тех пор они принадлежат Всевышнему и должны выкупаться.

Бар-мицва
(см. отдельный раздел)
Хупа
В Торе говорится: «Нехорошо человеку быть одному … Поэтому оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей, и станут они единой плотью». Согласно Торе связь между мужем и женой – священна. Поэтому заключение брака освящается специальной свадебной церемонией. Непременный атрибут свадебного ритуала – хупа – разукрашенный полотняный навес, который крепится на шестах. Поэтому и всю свадебную церемонию иногда называют «хупа». Во время церемонии жених и невеста стоят под хупой. Раввин, благословив молодоженов, зачитывает брачный договор – ктубу. Жених надевает обручальное кольцо на палец невесты. Радость свадьбы, однако, не безоблачна – жених разбивает о землю стакан в память о разрушении Иерусалимского Храма. Затем следует праздничное застолье, поздравления и подарки гостей. Молодоженам желают счастья, произнося «Мазл тов».

Смерть
Еврейское мировоззрение основано на вере в бессмертие души и жизнь в будущем мире. Поэтому смерть – это не конец существования человека, но только уход его из материальной жизни. В Танахе, в книге Когелет так говорится об этом: «И вернется прах в землю, как изначала, а дух вернется к Б-гу, Который его дал». Т.е. тело умирает, но душа остается жить вечно. В еврейской традиции существует целый ряд законов выражения траура по умершему. В случае смерти родителей в память о них в течение 11 месяцев читается трижды в день (во время молитв Шахарит, Минха и Маарив) молитва «Кадиш». После истечения года «Кадиш» читают в каждую годовщину смерти («йорцайт»). Четыре раза в год – в Йом-Кипур и в последние дни праздников Сукот, Песах и Шавуот – в синагоге совершается специальная поминальная молитва «Изкор» для родственников умершего.