В продолжение обсуждения (Религия vs Наука и "тикуним"):
А что если ввести идею "силы пророчества" для ученого?
Ученый они разные - как и религиозные.
Есть такие, у которых есть настоящее пророчество.
А у других нет
Например, Спиноза для меня настоящий "пророк" - и то, что я говорил на уроке - по большому счету это Спиноза - я когда то листал
Рав Кук считает "пророком" - Коперника, и Дарвина, наверное, также Гегеля
Начет психологии - я бы сказал - что наверное есть много "пророчества" у основных психологов. Но там есть немало и примеси
"А я дал им не-добрые законы и установления, по которым я они не смогут жить" (Йехезкаль 20, 25)
Я очень люблю этот стих, и на мой взгляд это как раз о том, о чем мы говорили - что поток "свыше" имеет примесь
*
Рав Ицхак Гинзбург говорит, что все, что делает человек это Свыше. Во всех деталях как хороших так и плохих. Все - это исправление души.
Как это вписывается в концепцию "греха" - хороший вопрос
*
Есть ли свобода действия человека - это большой спор мудрецов. Был когда-то сложный и мало понятный (для меня тогда) урок на это тему
Одна из центральных идей о Боге это множественность.
Как множественность людей - "величие царя - в множестве слуг", так и в множественности концепций, идя, объяснений, взглядах на мир, религий и т.д.
Это похоже на мидраш о том, что Бог творит бесчисленное множество людей одним и тем же "штемпелем", и при этом все они различаются
Вывод? Те, кто верят только в один "единственно правильны" путь - не важно, религиозные или светские - они точна не верют в Бога...
На первый взгляд почти очевидно:
Так же как предоставления о мире изменяются: когда то мы думали, что мир плоский, и солнце двигаются вокруг земли -
То же, и в еще большей степени можно сказать о представлени и Боге. Представления о Боге меняются. В гораздо большей степени, чем представления науки о мире. Не меньше, а больше.
Так же, как тот, кто скажет: если представления о мире так изменяются - наверное, нельзя верить ни в одно из них -
Примерно то же можно сказать о тех, кто не верит в Бога. Есть что-то. Вера в душу. Веря в справедливость. Вера в природу (Спиноза) и т.д. Есть "нечто", есть "кто-то кто слышит меня на верху
(из переписки)
Я бы предположил что исправление Иисуса и Йехазкеля это в известном смысле ступень "беременности"
Пока душа народа еще на стадии "беременность", и еше не способны исправляться самостоятельно, и только "мать" исправляет себе и через это так же "детей"
А в общем идея что смерть праведником искупление сейчас в иудаизме. Не помню точную цитату. Что то связанное с "красное коровой"
В каждой эпоху есть другое исправление
В Тании говорится, что основное исправление во времена Талмуд это исправление разума
Любавичский Ребе говорит о нескольких типов животное души: "платье", "бык", "овца" и ?
Платье это изменилась. Бык - сильный, мощный, стремишься к страсти.
Овца же - это слабая овца, боящаяся всего и все
Ребе говорит: в каждом поколение есть свой основной тип животной души.
Какой тип в нашем поколении? Ответ Ребе: овца.
Бояться всего и в вся, числе себя самого
Именно это основной "грех" сегодня, и нужно понять как его исправить. Быть это "овцу" 39 ударов? - явно нет
*
Можно подумать какова было природа человека во 2 храма.