"А я дал им не-добрые законы и установления, по которым я они не смогут жить" (Йехезкаль 20, 25)
Я очень люблю этот стих, и на мой взгляд это как раз о том, о чем мы говорили - что поток "свыше" имеет примесь
*
Рав Ицхак Гинзбург говорит, что все, что делает человек это Свыше. Во всех деталях как хороших так и плохих. Все - это исправление души.
Как это вписывается в концепцию "греха" - хороший вопрос
*
Есть ли свобода действия человека - это большой спор мудрецов. Был когда-то сложный и мало понятный (для меня тогда) урок на это тему
Как минимум есть "спектр" мнения - не только "да" и "нет"
*
Рав Гинзбург очень любит говорить что на уровне "махшава кдума дэак" - "первичная мысль АК (Перво-Адама - первая ступень творения в каббале) - предусмотрена вообще все до самых мелких деталей
Вывод?
- Есть спектр мнения и эти мнения скорее "инструменты" - и какую нужен "инструмент" в каждом случае - как минимум не очевидно
Идея "исправления души" мне лично кажется очень ясное и "самоочевидной", в отличии бесконечной погружения в "грехи"
(так или иначе Бог творит мир для блага человека (есть конечно, обратные мнения, конечно…))
Замечательно сравнить концепция "изначальной мысли АК" и идею "зеркала" Бога (все на самом деле решается только внизу, а Бог только «отражает» это – одна из величайших открытий Баал Шем Това. Другими словами полная свобода воли) - все остальные концепции где то посредине
(На самом деле идея «свободы воли» очень легко объяснить – если в каждом человеке есть «искра Бога действительно» - одна из основных концепций Бешта – то понятно, что эта «часть Бога» свободна, подобно самому Богу. Бешт говорит, что «часть равна целому» в этом смысле)
И рав Кук и рабби Нахман считают основном исправление мысль о том, что внутри человека есть искра Бога, душа. Рав Кук говорит о «вере в существование душу» (в известном смысле это эквивалент веры в Бога, или очень близко к этом)
Как отмечает Штейнзальц, остальные концепции работают при условии что это кажется "очевидном"
То же и концепция "цели" (Виктор Франкл). Если ты в это интуитивно веришь в это - это работает для тебя. Близко к ней – концепция «миссии» человека в мир. Для меня она интуитивно очевидна.
Или концепция "свободы" - вопрос или я интуитивно верю в это или нет
Современный человек верит в "добро" - совсем не обязательно религиозных. Кажется с концепцией психологов о которых мы говорили это не согласуется?
Так или иначе идея "ящика инструментов" концепций - как религиозных и светских кажется интуитивно очевидной