Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"А я дал им не-добрые законы и установления по которым я они не смогут жить" (Йехезкаль 20 25)

"А я дал им не-добрые законы и установления, по которым я они не смогут жить" (Йехезкаль 20, 25)

Я очень люблю этот стих, и на мой взгляд это как раз о том, о чем мы говорили — что поток "свыше" имеет примесь

*

Рав Ицхак Гинзбург говорит, что все, что делает человек это Свыше. Во всех деталях как хороших так и плохих. Все — это исправление души.

Как это вписывается в концепцию "греха" — хороший вопрос

*

Есть ли свобода действия человека — это большой спор мудрецов. Был когда-то сложный и мало понятный (для меня тогда) урок на это тему

Как минимум есть "спектр" мнения — не только "да" и "нет"

*

Рав Гинзбург очень любит говорить что на уровне "махшава кдума дэак" — "первичная мысль АК (Перво-Адама — первая ступень творения в каббале) — предусмотрена вообще все до самых мелких деталей

Вывод?

  • Есть спектр мнения и эти мнения скорее "инструменты" — и какую нужен "инструмент" в каждом случае — как минимум не очевидно

Идея "исправления души" мне лично кажется очень ясное и "самоочевидной", в отличии бесконечной погружения в "грехи"

(так или иначе Бог творит мир для блага человека (есть конечно, обратные мнения, конечно…))

Замечательно сравнить концепция "изначальной мысли АК" и идею "зеркала" Бога (все на самом деле решается только внизу, а Бог только «отражает» это – одна из величайших открытий Баал Шем Това. Другими словами полная свобода воли) — все остальные концепции где то посредине

(На самом деле идея «свободы воли» очень легко объяснить – если в каждом человеке есть «искра Бога действительно» — одна из основных концепций Бешта – то понятно, что эта «часть Бога» свободна, подобно самому Богу. Бешт говорит, что «часть равна целому» в этом смысле)

И рав Кук и рабби Нахман считают основном исправление мысль о том, что внутри человека есть искра Бога, душа. Рав Кук говорит о «вере в существование душу» (в известном смысле это эквивалент веры в Бога, или очень близко к этом)

Как отмечает Штейнзальц, остальные концепции работают при условии что это кажется "очевидном"

То же и концепция "цели" (Виктор Франкл). Если ты в это интуитивно веришь в это — это работает для тебя. Близко к ней – концепция «миссии» человека в мир. Для меня она интуитивно очевидна.

Или концепция "свободы" — вопрос или я интуитивно верю в это или нет

Современный человек верит в "добро" — совсем не обязательно религиозных. Кажется с концепцией психологов о которых мы говорили это не согласуется?

Так или иначе идея "ящика инструментов" концепций — как религиозных и светских кажется интуитивно очевидной