(в продолжение обсуждения)
Вы вчера слушали еще один урок Вилка. Он говорит о том, что иудаизм принципиально религия народа, а не религия личности. Рав Кук в известном смысле пытается сделать "революцию" и сделать иудаизм религией личности.
Уже хасидизм начинает этот процесс.
А христианство - по мнению Персико изначально религия личности.
Так или иначе проблемы между иудаизмом и христианство - это спор двух версия иудаизмом. Только потом этот спор использовали антисемитизм для войны с евреями. Но мы здесь хотим понять о вере, а не о политике
*
Без условно, аспект иудаизма как религии нации чрезвычайно важен.
Скорее можно говорить том, что сегодня аспект личной религии не меньше, а скорее важнее чем аспект общественной религии
*
Может быть "закостеневшие" основы вера иудаизма - это как раз результат прежде всего "веры для нации", не обращая внимание на подробность современного цивилизованного человека в личной религии.
Кажется, только рав Кук видит эту опасность для иудаизма. Закостеневшость иудаизма угрожает в конечном счете "общественному" иудаизму.
*
Интересно, что моя личная тшува была чисто из национальных соображений. В свои 19 лет я понимал, что иудаизм сохранил еврейство - и это было единственным соображением искать себя в иудаизме.