(после вчерашнего урока)
Я кажется, понял, чем отличается Яд Хазака от Море Невухим.
Яд - это "общественная", национальная религия.
А Море - это личное, частная религия.
А рав Кук идет в продолжении традиции Рамбама - у него есть "национальная" Тора - и исторически именно его учение о национальном возрождении была раскрыта первой.
Вся работа рава Цви Йегуда была в основном - раскрытие национального учения рава Кука
Я могу ошибаться, но кажется Pinchas Polonsky это в основном национальная составляющая учения рава Кука
Рав Шерки. Он ученик Цви Йегуда (не уверен) но также ученик Маниту - последний говорит о возрождении к "иври" - как нации. С другой сторону - его каббалистическая традиция - говорит о личном боге.
А в последние время потихоньку раскрывается личная вера в учении рава Кука.
*
В известном смысле разница между "нигле" (открытой Торой) и "каббалой" - именно в этом.
Для "открытой" Торы главное - это национальная религия.
А в каббале главное - личность.
Рав Ицхак Гинзбург как то сказал: "в мире ацилуте 1 больше чем 1000"
Это как раз об этом. Ацилут - мир каббалу - мир единствоть.
А мир "Асия" - мир множественности, где, понятно, главное - это общество.
Сегодняшний тренд искать личность (и хасидизм как в основе своей личностный контакт с Богом) - это в сущности, свет Ацилута в мире Асия
*
Кстати, с этой точки зрении интересно посмотреть на конфликт Гаона и хасидизма.
Гаон чрезвычайно боится "личной" религии. Для него это почти что христианство (как мы говорим о том, что христианство в своей основы - это каббала)
Великая победа хасидизма - что он вернул концепцию личного Бога в иудаизм