Вопрос содержания. Берл Каценельсон - Рош аЙегуди - Сейчас наша очередь
Берл Каценельсон был одним из лидеров Рабочей партии в свое время, перед войной. Он один из крупнейших мыслителей того времени, нерелигиозный. Он говорил об этой проблеме еще во времена Второй алии. Это 20-е годы прошлого века.
Он сказал так:
«Сейчас мы строим здание национального дома Эрец-Исраэль. Все наши силы посвящены только этому – построить этот дом. Из-за того, что мы постоянно занимаемся только строительством этого дома, мы забываем заниматься вопросом: а что будет потом в этом доме?
Мы строим дом и мы не задаем вопросов: а кто там будет жить и как там будут жить? Наши дети родятся в этом доме. И в этом доме будет пустота. И они будут знать, что с этим домом делать»
Они родятся в этом доме Эрец-Исраэль, и они не будут знать, что с этим делать. Зачем они здесь? И они не простят этого».
Так говорит Каценельсон, в 20-е годы прошлого века. Он говорит: мы строим дом. Мы не задаем вопросов: какой антураж в этом доме? И наши дети задают вопрос: а зачем мы должны жить здесь, почему мы живем здесь?
Конечно, это современный вопрос, в основном, светских, которые живут в Израиле и задают вопрос: зачем мы здесь? Кто-то уезжает в Америку, кто-то уезжает в Европу. Он говорит: они не простят за это.
«Сегодня есть разрыв между тем, где мы реально находимся, в национальной плоскости, и тем, где мы хотели бы быть. Есть разрыв в месте культурном и сознательном еврейского народ и между внутренним источником жизни. Мы живем в этом месте, но есть проблема соединения с источником жизни в этом месте. Мы не знаем свое внутреннее «я».
Основная проблема, что мы не знаем своего внутреннего «я». Тема, о которой очень много говорит рав Кук.
«После Шестидневной войны и дальше эта проблема – для чего мы здесь – становится все сильнее и сильнее».
Интересно, с одной стороны, очень многие говорят, что именно Шестидневная война – это было историческое событие, которое вернуло Танах. С другой стороны, это момент, когда человек не знает, ради чего мы здесь. Мы победили Шестидневную войну. Но для чего?
«Мы постоянно боремся, чтобы найти смысл своего существования здесь. Мы боремся за право находиться в этой стране и боремся за границы этой страны».