"Иногда следует совершенно убрать низкие чувства" - рав Кук
«Обязан человек иногда убрать совершенно низкие чувства».
Низкие чувства – это чувства раскаяния, по-простому. Чувство, что я здесь не прав и здесь не прав, и во всем не прав.
«Обязан иногда человек убрать совершенно низкие эмоциональные и ощущения. Хотя это святые одежды. Хотя это одежды скромности и одежды шифлут (униженностью) ».
Рав Кук говорит: это святые одежды для других.
«И вместо них надо взять одежду, полную сияния».
Вместо того, чтобы одеться, как Мордехай, во вретище, одевай одежды света. Более святые, более благородные одежды.
«Очень часто цадиким, большие праведники, падают с их ступеней, и в результате они не дают миру то, что они могут дать из-за малости веры в себя самих».
Снова и снова рав Кук повторяет об этом. Мы говорили – у кого какая самая главная мицва и, соответственно, самый главный грех. Как раз об этом. Рав Кук говорит: самый большой грех, что человек не использует те силы, которые есть у человека. Это самый большой грех поколения.
Нужно очень хорошо понимать, что это поколение, рав Кук говорит о поколении. В этом поколении самая большая проблема – это не идолопоклонство и не кровопролитие, и не кровосмешение, и даже не беспричинная ненависть. И даже не высокомерие.
Рав Кук говорит: самая большая проблема – это проблема, что человек не ставит себя на достаточный уровень своих сил.
Если вы думаете, что Любавичский Ребе думает по-другому, он говорит в точности то же самое. Мы когда-то читали сиху (беседу) на эту тему. Самый главный принцип у Ребе – «не будь овцой, которая бежит из стада. Овца, которая не знает своего места». Так говорит Ребе. Получается, что это концепт с его хасидизма где-то.
Так парадоксальным образом понятие тшувы и понятие главной мицвы, и понятие настоящей средней линии – это не то, что можно подумать на первый взгляд.
«Это неверие человека в себя – это из-за крайней униженности. И эта крайняя униженность – вне пути истины, это вне пути Торы, вне пути Света, вне пути Высшего Пути», - так говорит рав Кук.
«Человек, у которого есть высокая душа – он цадик по своей сущности».
Рав Кук говорит о себе, но он говорит о всем поколении, как мы сказали.
Ребе, кстати, очень подчеркивает, что каждый человек (каждый еврей, он говорит, но мы рассуждаем, как ученики рава) должен видеть себя, что он цадик. Каждый человек должен чувствовать, что он в сущности цадик. То, что он реально что-то не доделывает, с этим надо что-то делать. Но в своей сущности он цадик.
«Даже если он много раз падает, пусть он не изменит свою сущность. И он должен вернуться к своей сути, к своей основе. То, что он падает – это не из-за души».
То, что человек делает какие-то грехи – это не из-за души. Это не то, что у него дурная душа. У него может быть хорошая душа, но тело – низкое тело в каком-то смысле, неуправляемое тело. Этот человек грешит в теле, но душа – это там другая история.