Будет ли в будущем восстановление Храм?
Утром я обнаружил совершенно фантастический текст. Речь идет про «красную корову».
Одна из вещей, которая должна вернуться во время Храма – это ритуальная чистота.
Имеется в виду чистота на тумат тмэд. Тумат тмэд означает «нечистота мертвого». Человек, который прикоснулся к мертвому, считается ритуально нечистым, и в таком состоянии такой человек не может прийти в Храм.
Что с этим делать? Для этого есть процедура, которая называется «красная корова». Была красная корова, которую сделал Моше. Взяли эту красную корову и сожгли ее. С помощью пепла этой коровы очищается нечистоту мертвый.
"В начале сотворил" по Раши - Шерки по Берейшит (2)
(С 1:40)
«Помните, что говорит Раши на первый стих Берейшит? Там есть начало Раши, а дальше есть комментарий на первый стих, это как бы не одно и то же. Что говорит Берейшит Бара, как объясняет Раши? Этот стих требует объяснения. Это первая фраза Раши. Нужно этот стих объяснять иносказательно , буквально – невозможно понять».
Предыдущий урок говорил о том, что для того, чтобы понять, что на самом деле написано в Торе, нужны комментарии именно традиционные, потому что без этого очень трудно понять, о чем идет речь. Т.е. есть переводы на другие языки, но чтобы по-настоящему понять, о чем идет речь, надо смотреть традицию. И вот он начинает с этого. Он говорит, что первый комментарий к первому стиху – нужно искать какой-то иносказательный смысл. Можно будет потом подумать, почему нет буквального смысла, но давайте вначале послушаем, что предлагает Шерки.
Внешнее сердце и внутреннее сердце. Тания 4, 4 (2)
На мой взгляд, это одна из самых важных частей в Тании. В ней речь шла о том, что есть внешнее сердце и есть внутреннее сердце. Объяснялось, что внешнее сердце – это в определенном смысле логика. Внутреннее сердце – это сердце, это эмоция, которая не с помощью той или иной логики.
Хотя в принципе мы говорим о том, что человек должен литбонэн. Литбонэн означает, что чем больше ты думаешь о величии Всевышнего, тем больше ты пробуждаешь в своем сердце страх, любовь и т.д. Но говорится, что это внешнее. А что есть глубже? А глубже есть какая-то точка, которая никак не пробуждается внешним образом. И эта точка – можно сказать, что это сущность еврейства. Можно сказать, что это сущность человека. Можно сказать, что это точка души в каком-то смысле.
"Плакать с другими евреям" - Рав Шломо Карлебах
Рассказывает реб Шломо про детство в своем доме в Баден-Бадене.
Он говорит: «Люди приходят к нам домой, разбитые духом и физически. Постоянно приходили в дом люди».
Он рассказывает свои детские воспоминания.
Он говорит: «Я помню, как постоянно домой приходили люди с какими-то проблемами».
Его отец был тоже раввин, достаточно знаменитый раввин, и постоянно домой к нему приходили люди.
«И мама научила нас: первым делом, когда заходит гость, надо дать ему что-то покушать». Это первое, что нужно сделать, когда ты видишь, что кто-то зашел домой.
Рабби Нахман о 9 ава и суббота "утешайте утешайте". Рав Раз
(С 1:15)
Рав Раз говорит о 9 ава. Хотя 9 ава – в каком-то смысле это момент смерти, но он объясняет с помощью рабби Нахмана, что на самом деле это точка смерти, которая в конечном счете приходит к жизни. И поэтому очень интересно, что он здесь говорит.
Справка по техническому вопросу. Есть книга, которая называется «Ликутей Моаран», «Сборник учений рабби Нахмана». У этой книжке есть два издания и две части. Первая часть – это то, что было издано во времена рабби Нахмана. Вторая часть – это те учения, которые были сказаны после первой части, и это называется «вторая часть». Первой части рабби Нахман видел редактуру, вторую часть он не видел, потому что это те учения, которые были сказаны после того, как была издана первая часть, это учения его перед смертью. Поэтому в каком-то смысле получается, что именно вторая часть «Сборника учений рабби Нахмана» - важнее. Потому что первая часть – это, можно сказать, первое его учение. Но самые последние его учения как раз приходят во второй части. Рав Раз сейчас будет учить отрывок из второй части.
"Ради Торы и ради Израиля" - с Борисом Эльбаумом
У меня было обсуждение в фейсбуке. Самый первый Раши на Хумаш, который говорит, что Берейшит Бара Элоким – «В начале сотворил Всевышний». «Берейшит» означает «ради Торы и ради Израиля». Это самый первый Раши.
Когда я говорил об этом на уроке, слушатели, в основном, неевреи, я говорю: «Что мне сказать на эту тему?» Я думал, что сказать, и я сказал, что, по-видимому, Раши пишет когда? Это время Крестового похода. И он один из самых больших учителей, которые занимаются полемикой с христианством в то время. Потому Раши пропитан этим аспектом злости против всех народов. Я очень хорошо понимаю, почему это говорит Раши. Но вопрос: что мы с этим делаем сегодня?