"Ради Торы и ради Израиля" - с Борисом Эльбаумом
У меня было обсуждение в фейсбуке. Самый первый Раши на Хумаш, который говорит, что Берейшит Бара Элоким – «В начале сотворил Всевышний». «Берейшит» означает «ради Торы и ради Израиля». Это самый первый Раши.
Когда я говорил об этом на уроке, слушатели, в основном, неевреи, я говорю: «Что мне сказать на эту тему?» Я думал, что сказать, и я сказал, что, по-видимому, Раши пишет когда? Это время Крестового похода. И он один из самых больших учителей, которые занимаются полемикой с христианством в то время. Потому Раши пропитан этим аспектом злости против всех народов. Я очень хорошо понимаю, почему это говорит Раши. Но вопрос: что мы с этим делаем сегодня?
Б.Э.: - Самое интересное – когда ты начинаешь говорить с кем-то из хасидов, из хабадников – это первое, что они тебе говорят. У них это почему-то звучит, как первый важнейший аргумент всего посыла прийти в Хабад. Мне кажется, что первое, к чему они пытаются воззвать в этой ситуации – они пытаются породить в твоей душе чувство исключительности и желание этой исключительности.
- Вот об этом речь, что на самом деле это ужасно. Это как раз то, что я сказал на уроке: я понимаю, почему это пишет Раши, я понимаю, почему все последние века учили это. Но сегодня говорить об этом как об адекватном чтении Торы невозможно. Я это сказал, когда был в гостях в Кфар Хабаде – о, там такое началось: «Нет, там все правильно написано». Но как правильно?
Кстати, сегодня я додумал, что не только эта часть – «все ради Израиля», мы уже поняли, что это проблема, но также и первая часть, что «все ради Торы» - это тоже проблемный комментарий.
Б.Э.: - Комментарий «все ради Торы» можно принять при одном условии, он будет очень хороший при одном условии – если сказать, что Тора дана человечеству.
- О! Но еще раз говорю, весь концепт галута, начиная с раби Йоханан бен Заккай и даже раньше, эта идея – «все – это только Тора». Весь концепт галута, что есть только Тора, кроме Торы, нет ничего. Есть только Тора и Израиль, больше ничего не существует. Это сама суть галута. Понимаешь?
Б.Э.: - Я очень хорошо понимаю, почему они пришли к этой идеи.
- Да, я тоже. Но вопрос: что с этим делать сегодня? И сказать хабаднику или любому религиозному человеку, что это надо снести, - абсолютно невозможно.
Б.Э.: - Мы опять вернулись к моей любимой теме – живая собака. У нас был такой разговор, что живая собака лучше дохлого льва. Наши гении еврейские, великие мудрецы – львы, которые сегодня мертвы, которые сегодня где-то в глубоком прошлом. А я живая собака. Я стою в луже, на меня льет дождь, мне нечего жрать – так что мне с того дохлого льва? Мне нужно решить мою проблему сегодня.
- Я согласен абсолютно. И на мой взгляд единственный, кто говорит что-то по делу – это рав Кук. Он дает какой-то ответ сегодня. Все остальные просто воспроизводят ту музыку, которая была. Что с этим делать? Не знаю.