Ответ Ребе раву Шаху:
«Эти слова рав Шаха пробудили очень жестокую реакцию от Ребе. Ребе говорит: «Как можно говорить о Катастрофе в обычных терминах провидения или в обычных терминах награды и наказания?» Вот его слова, Ребе всегда избегал негативных слов, он говорит: «Есть не-желательные события, которые приходят не в качестве наказания за грехи, только что так решил Всевышний. И на это нет никакого объяснения в мудрости Торы. И как сказали мудрецы по поводу ребе Акива, который погиб: «Что сказал Всевышний? Молчи, так я решил».
Это известный мидраш, когда Всевышний показывает Моше все поколения, был такой ютюб там, наверное, наверху и показал ему все поколения. Когда дошли до поколения раби Акива, то Всевышний сначала показал ему, как он будет учить людей, а потом он показал ему его мучительную казнь, и когда Моше спросил: «Эта Тора – это награда?» - тогда Всевышний ответил: «Молчи, так я решил». Есть на это целое учение раби Нахмана, мы когда-то об этом говорили. Т.е. есть вещи, говорит Ребе, в которых не применимы понятия награды и наказания, «так я решил». Это не за грехи, а потому что так решил Всевышний.
Продолжает Ребе: «Уничтожение 6 миллионов евреев самым жестоким образом, ужасная Катастрофа, подобного которой не было и не будет в течение всех поколений – это не может быть наказанием за грехи. Потому что даже сам Сатан не может найти такой счет грехов, чтобы в нем было достаточно, чтобы оправдать такое наказание. И невозможно, запрещено использовать Катастрофу как способ убеждения, что если вы не сделает тшуву, то будет хуже. И особенно в нашем поколении, «головня, спасенная из огня», те, кто спаслись и, безусловно, эти слова ненависти не оставят никакого следа». Так говорит Ребе.