Что я об этом думаю? Если кто-то читал мои последние посты сегодня после урока «Мужское и женское начало», я почему-то пришел к выводу, что каббала – это совершенно женское учение. Почему я так решил? Потому что «Иди, мой друг, навстречу невесте, давайте встретим шаббат», т.е. шаббат называется невестой, малхут называется невестой. И я вдруг подумал… бина, потом я вспомнил, что Зогар называется «Сияние высшей матери». Отсюда я понял, что вся каббала женская, женская логика. Что я хочу сказать? Шах рассуждает – это вот мужская логика, жесткая логика, логика прямых, а каббала – это женская логика. Она может быть нелогична, она может быть антилогична. Там может перевернуться добро в зло, зло – в добро, свет – в тьму, тьма – в свет. Что я хочу сказать? Я хочу сказать, что проблема начинается там, где мы своими мужскими мозгами пытаемся понять женскую логику Всевышнего. И тогда получаются ужасные вещи. Как Шах, который говорит, что «наполнится чаша». Или как цитировал товарищ, который говорит, что «тела не имеют значения». Вы скажете это матери, у которой болеет, не дай Бог, ребенок, вы скажете, что боль твоего сына не имеет значения? Может прийти такое в голову? Написано: «Рахель оплакивает своих детей», помните этот стих? Т.е. тут нет даже вопроса, это то, кстати, о чем говорит Калман Клонимус. Он говорит: отец, который видит страдания своего сына, он понимает, что из этого будет польза, но он не может на это смотреть. Вот логика. И у меня такое впечатление, что если мы своим мужским философским взглядом пытаемся учить каббалу, то мы загоняем себя в жуткий тупик. И, может быть, тшува… еще раз говорю, тшува – это женское начало, как нижняя тшува, так и верхняя тшува, - это уйти от этой мужской логики. Мужская логика – это причинно-следственная связь. Мужская логика – это справедливость, если мы говорим о Боге, это суд и справедливость. А женская логика – она круглая, это совэв, где нет однозначных причинно-следственных связей. И возможно, что каббалу нужно учить с такими женскими мозгами, без жестких причинно-следственных связей. Пока ты в жесткой «причиноследственности», ы не можешь учить каббалу. Ты, может быть, можешь учить открытую Тору, но каббалу нет. Каббала – это круги, а не прямые. Вот такие мысли у меня были сегодня днем.
(тот же урок о воздаянии)