Ликутей Сихойс, т.13, стр. 66-70.
Лилуй нишмат Мордехай бен Ихиэль алав ашалом
Перевод с Лошон Акодеш Гамлиэль Бейдерман
1. В продолжение вышесказанному, комментируя начало нашей главы “Вот Закон о Торе”,[1] приводит Мидраш строку[2]: ”Кто еще может произвести чистоту (таhара) из нечистоты (тума)?” Там приводится несколько дополнительных аналогий в вопросе тумы,[3] где явен парадокс [маленькое пятно на коже – не чист (тамей); распространилось по всему телу – чист (таhор)], и говорится: “Kто приказал так, кто выпустил такой декрет, не Владыка ли Вселенной? Сказал Всевышний - Я подписал закон, Я выпустил декрет. Запрещено тебе нарушать его”.
Судя по тому, что Мидраш приводит несколько законов хуким[4] вместе с хок о Рыжей Корове мы понимаем, что, по мнению Мидраш “Вот Закон о Торе” говорит не только о Рыжей Корове, но и об общем хок тума и таhара, характеризующем все примеры приведенные в Мидраш.
Хок о Рыжей Корове, таким образом, не ограничивается деталями конкретной заповеди о Рыжей Корове, а обсуждает общий хок тума и таhара, вытекающий из выполнения заповеди о Рыжей Корове. Мудрецы подчеркивают[5], “Не мертвое тело приносит туму, и не вода очищает; говорит Всевышний: 'Я подписал закон' и т.д. как сказано, “Вот Закон о Торе”.
По словам РАМБАМа[6]: “Очевидно, что тума и таhара – декреты самой Торы и не диктуются человеческой логикой. Они входят в категорию хуким.”
Другими словами, хотя “Вот Закон о Торе” говорит о законах касающихся тумы человеческого трупа и очищения от нее, там так же имеется в виду общий хок тума и таhара.
2. Известно, что каждая идея Торы учит уроку в службе Всевышнему – для каждого еврея, в любом месте и в любое время: “Тора вечна[7].” И даже заповеди Торы, имевшие место лишь во времена Храма, невыполнимы сейчас только физически, но в духовном смысле их выполнение не ограниченно пространством и временем.
Подобно этому и в нашем случае: выполнение законов тума и таhара возможно только когда существует Храм, но их духовное содержание актуально и действительно в любом месте и в любое время.
И еще одна деталь, урок “Вот Закон о Торе” касается каждого; даже тех, кто не понимает, что в Торе написано (даже такой еврей говорит благословление, когда его вызывают во время чтения Торы). На изучение Устной Торы же мы говорим благословление, только если усваиваем изученное. Следовательно, урок для каждого не заключается в конкретных деталях (которые выше понимания неграмотного еврея), а в общей идее “Вот Закон о Торе”.
3. Понять все это можно, предварительно рассмотрев известный комментарий[8] на “Вот Закон о Торе”. На первый взгляд, нужно было написать “Вот Закон о корове”. Закон коровы содержит общую идею Торы. Хок Рыжей Коровы - это хок всей Торы.
Будучи символом всех хуким, эта заповедь включает в себя абсолютно все заповеди Торы.
Причина: Сущность заповедей – Высшая Воля[9], которая выше логики. Даже у объяснимых заповедей сущность не в объяснении, а в том, что Высшая Воля снисходит и приобретает очертания причины и логики. В сущности же даже после этого снисхождения Высшая Воля остается неизменной.
Поэтому выполнение всех заповедей, даже тех которые логичны нам, должно происходить не потому, что они диктуются разумом, а потому, что так постановлено Высшей Волей.
В этом и смысл “Вот Закон о Торе”: несмотря на то, что заповеди делятся на три категории (по нашей степени понимания их причин) – сущность всех заповедей Торы именно Хок. Об этом сказал Царь Соломон, мудрейший из людей, “Я сказал пойму [эту заповедь], но далека она [от моего понимания][10]”.
4. Что касается элементов хок присутствующих во всех заповедях мы обнаруживаем несколько качеств, которые все заповеди разделяют. Mудрецы говорят: “Не cиди и не сравнивай заповеди![11]”
Объясняется в нескольких источниках разница между качеством Воли и качеством Мудрости. Качество Мудрости состоит из многих элементов (в общем, мудрость одного человека не походит на мудрость другого; и в частности, каждая мысль включает множество деталей). Воля же неразделима – ни в общем, ни в частности. В частности – каждая частица желаемого объекта желается одинаково и подобно этому - в общем: мое желание одного предмета не отличается своей природой от моего желания другого предмета.
И таким образом в заповедях Торы, являющихся Высшей Волей, нет, в сущности, подразделений. И поэтому выполнить часть заповеди иногда не засчитывается как заповедь, а иногда засчитывается.
5. Эта мысль находит выражение в основных элементах законов тума и таhара:
а) По Торе невозможно лишь части предмета приобрести нечистоту. Если человек прикоснулся частью тела к нечистому предмету – все его тело тамей.
б) Человек становится тамей даже через легкое прикосновение к нечистому. Даже поверхностная связь с нечистым предметом загрязняет человека в той же степени, как если бы он съел нечистую пищу.
в) Более того, нет разницы, как произошло прикосновение – намеренно или случайно или даже против его воли.
Другими словами, не только легчайшее прикосновение, но даже когда человек весьма далек от связи с подобным предметом (ведь прикоснулся он случайно или даже был вынужден прикоснуться). Тем не менее, он тамей.
г) Последствия загрязнения явны – тума не только ослабляет связь человека со святостью, а полностью ее разрывает. Человеку запрещено есть освещенную пищу, более того написано о нем, “И в Храм не войдет”.
Причина всего этого: в законах тума и таhара открыто выражается Высшая Воля и поэтому в них явно отсутствует разница между малым и великим. Нет разницы как человек соприкоснулся с тумой – даже легчайшее прикосновение загрязняет полностью.
6. Практический урок из всего этого в службе Всевышнему каждого еврея: Говорят мудрецы, “Не сиди и не взвешивай заповеди Торы,” “Будь осторожным в выполнении легких заповедей, как и строгих.” Оба вида заповедей должны выполняться с одинаковой внимательностью.
И хотя можно спросить: Как можно представить себе, что требуется одинаковая внимательность в самых незначительных постановлениях мудрецов как в строжайших запретах самой Торы? Ведь невнимательность в ‘незначительных” заповедях - это только легкое прикосновение ко злу; как можно сравнить его с нарушением строжайших запретов? Ведь сама Тора различает заповеди – а она ведь Тора Правды!
Здесь законы тума и таhара учат нас уроку: c точки зрения логики есть разница в уровнях заповедей; с точки зрения сущности заповедей, Высшей Воли, нет между ними разницы.
Урок в выполнении заповедей: “В соответствии со степенью и качеством изъяна, причиненного грехом душе и ее источнику в высших мирах, предписываются различные пути очищения и наказания ада…”[12] (и подобным образом - награда за заповеди), но истинная идея заповеди (или мицвы, связанной с Арамейским словом цавта или связь) – связь со Всевышним, присутствует во всех заповедях. Поэтому даже “легкое прикосновение” к чему либо что против Высшей Воли влияет на общую связь еврея со Всевышним.
7. Урок из этого касается и даже обязывает каждого (даже неграмотного) еврея [поэтому и обсуждается он в контексте общих законов тума и таhара потому, что он касается всех евреев, даже непонимающих что в Торе говорится].
Это ощущение – что внимательность даже в самых незначительных постановлениях мудрецов касается его общей связи со Всевышним - берет свое начало в сущности души, которая выше понимания и логики. Как гласит знаменитое изречение: “Еврей не хочет и не может отрезать себя от Б-га[13].” Это чувство знакомо каждому еврею.
И хотя невозможно постоянно и в буквальном смысле слова чувствовать связь сущности своей души с Б-гом во время службы Ему, потому, что все должно происходить в свое время; тем не менее когда в редкие минуты просыпается это ощущение в душе (в особенности когда мы читаем эту главы Торы – ведь изучающий законы жертвоприношений будто сам принес жертву) и отблески его в нашем интеллектуальном подходе к службе Б-гу в течение всего года. Тогда мы чувствуем величину ущерба от “прикосновения” к чему-то запрещенному.
8. Урок этот мы учим и в отношении к ближнему:
Когда человек занят приближением сердец евреев ко Всевышнему, его Торе и его заповедям, то может подумать, что если он умудрится убедить ближнего соблюдать самые главные заповеди или Тору в общем – достаточно. И нет необходимости в нечеловеческих усилиях, пока этот еврей будет осторожен даже в легких наставлениях мудрецов.
На это отвечает Тора: Как в отрицательном, где даже легкая связь со злом может повлиять на общие отношения с Б-гом. Так и в положительном: повлиять на ближнего в соблюдении заповедей – пусть на короткое время, как легкое прикосновение поднимает его этим из глубин и приподнимает все выше и выше до огромных высот.
[1] Бамидбар 19:2 “Зот хукат Атора…”
[2] Иов 14:4
[3] Примечание переводчика: Духовная нечистота
[4] Примечание переводчика: “Заповеди Торы, против которых восстает животное начало еврея: запрет свинины, шатнез (смесь шелка и шерсти), закон халица (бездетная жена умершего брата), отчищение мецора (прокаженного), закон Рыжеий Коровы, козел отпущения – против всех них восстает животное начало еврея и идолопоклонники” (Сифра на Ваикра 18:4 и немного иначе Талмуд Бавли Юма 67б). Саадья Гаон (882-942) в Эмунот вДеот разделяет заповеди на законы разума и законы [Божественного] раскрытия (куда входят хуким). Подобным образом класифицируют заповеди Раби Еуда Алеви в Кузари, Раби Бахия ибн Пакуда в Ховот Алевовот, Раби Иосеф Альбо в Икарим (хуким выше человеческого понимания). Фундаментально оличается понимание сущности хуким Раби Самсон Рафаэль Хирш жившего в иное время и в иной земле – Германии 19-го века: В Хорев он их описывает как законы праведности по отношению к существам подвластных нам, земля, растения, животные; к своему телу, уму, духу и слову.
[5] Танхума, Бамидбар Раба
[6] В конце законов Микв
[7] Танья гл. 17
[8] Ликутей Тора Алтер Реббе на начало нашей главы, Ор Ахаим
[9] Примечание переводчика: Излучение бесконечного Божественного света, по уровню неизмеримо превосходящего систему созданных миров. На этом уровне (бесконечность) нет разницы между великим и малым. В этом излучении невозможно существование чего-либо кроме Божественности – тогда открывается что “Он Один.’ Cм. РАШИ Ваэтханан 4:35. Подобно устроен человек: Воля его не ограниченна никаким определенным органом. Когда человек, к примеру, хочет пойти на рынок что-то приобрести – его ноги сдвигаются с места и идут. Какой орган принял решение идти? Ноги, мозг? Явно, что сам человек (в общем, а не какой-то орган в частности) решил идти
[10] Бамидбар Раба
[11] Танхума и другие Мидрашим
[12] Таня гл. 24 в примечании
[13] Айом иом на 25 тамуз