Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Возможность поверить

Раздел: Современная еврейская философия

Автор: Лоуренс Келеман
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Гешарим
Год издания: 1991

Четыре рациональных подхода к проблеме существования Б-га

Хотя цель этой книги — привести рациональные доводы в пользу существования Б-га, отложите ее, если вы рассчитываете на абсолютно неопровержимые доказательства. Мне до сих пор ни разу не приходилось читать или слышать о несомненных доказательствах того, что Б-г есть, и я сомневаюсь, что хотя бы одно ныне существует. Доказательства требуют более полного и глубокого знания мира, чем то, которым мы обладаем. И на сегодня лучший из аргументов, подтверждающих существование Б-га, по необходимости будет опираться пусть на отрывочные, но доступные нам и самоочевидные свидетельства. Все дальнейшее, не более, чем возможность поверить.

Отложите книгу и в том случае, если вы рассчитываете стать верующим. Кое-кто, хотя и не сможет, по прочтении, опровергнуть приведенных доводов, тем не менее не захочет расстаться с атеизмом. Все мы — существа сложные, движимые не только разумом, но и эмоциями, душевными, телесными и духовными побуждениями. Поскольку нами управляют не только мысли, но и чувства и желания, то, в конечном счете, мы верим в то, во что нам хочется верить. Мы верим во все, что делает нас счастливыми. Человека, который счастлив в жизни и без религии, для которого в возможном существовании Б-га кроется угроза, вряд ли тронет то, о чем пойдет речь ниже.

Однако, несмотря на все сказанное, остается два немаловажных повода отстаивать то, что Б-г — есть.

Во-первых, многие завтра же поверили бы в Б-га, если бы только их интеллект не мешал им. Эти люди интуитивно догадываются о существовании некоего всемогущего Б-жсства. Однако необычайно важная роль, которую наше общество отводит разуму, в сочетании с распространенным, и, к несчастью широко, заблуждением о том, что вера в Б-га неизбежно иррациональна, подавляет скрытые в них духовные силы. Подобным людям нужно предоставить самим свободно разбирать все "за" и "против" существования Б-га. Им надо дать возможность   поверить.

Во-вторых, многие верят в Б-га иррационально. Следуя своей интуиции, ли люди осуществили прорыв в веру и поневоле оставили позади все свои сомнения, диктуемые рузумом. Люди ли оправдывают свою веру тем, что разум к религии никоим образом не примас ген. Такая ситуация трагична вдвойне: во-первых, человек возвысился над животным миром благодаря не только своему духовному превосходству, но и благодаря изощренности своем) ума Не допуская разум В религиозную сферу, мы добьемся лишь того, что религиозный опыт утратит часть своей значительности. И даже хуже: переставшая отвечать •требованиям разума, религия легко может выродиться и одичать. Подумайте о том, сколько миллионов невинных людей погибло во время совершенно неоправданных с разумной точки зрения крестовых походов. Верующие должны дать своему разуму возможность поверить; и не только расширять свой религиозный опыт, но и оберегать себя от пагубных влияний.

Итак, я предлагаю вам эту небольшую книгу, написанную во имя истины и в надежде, что кому-то она даст возможность сделать свой свободный и разумный выбор в пользу Б-га.

СОДЕРЖАНИЕ


От автора    
Вступление      
Неразумный атеизм
Нравственный подход к проблеме существования Б-га
Космологический подход к проблеме существования Б-га
Телеологический подход к проблеме существования Б-га
Поход к существованию Б-га с точки зрения истории еврейского народа     
Почему хорошим людям приходится плохо    
Эпилог
Библиография     

Фрагмент из книги:

ГЛАВА ПЕРВАЯ
НЕРАЗУМНЫЙ АТЕИЗМ


Первая из заповедей (Торы) — познай, что есть Б-г.
Моисей Маймонид.  "Сефер Ха-мицвот".
Тот поистине нарушает заповедь, кто охвачен духом неразумия.
Вавилонский   Талмуд.   "Трактат Coтa, 3 а".


Существуют три возможных отношения к Б-гу. Во-перых, человек может быть абсолютно уверен, что Б-г есть. Людей, обладающих подобной уверенностью, обычно называют верующими (от старо-английского bi-leafe, что означает "полное знание"). Во втором случае человек может сомневаться в том, есть ли Б-г. Такие люди известны как ai ностики (от греческого a-gignoskein, что означает "непознанное"). И наконец, в-третьих, человек может быть абсолютно уверен в том, что Б-га нет. Таких людей называют атеистами (от латинского слова a-theos, что значит "безбожный").

Лишь две первые из этих трех теологических позиций содержат ядро здравого смысла. Третья — атеизм — неизбежно иррационален.

Существуют два пути, следуя по которым человек, оставаясь в пределах разумного, может с несомненностью верить в Б-га. Во-первых, возможно, по крайней мере теоретически, что Б-г непосредственно обнаружит себя в человеке. И хотя мы имеем полное право отнестись к подобному заявлению весьма скептически, мы должны тем не менее признать, что некто мог прийти к абсолютной уверенности в существовании Б-га в результате такого события. Во-вторых, человек мог прийти к сознанию того, что Б-г есть, опираясь на косвенные свидетельства, иначе говоря, на происшествия и явления, которые могут быть объяснены, только если признать, что Б-г действительно существует. Очень многое из того, что сегодня нам известно, известно нам именно благодаря таким косвенным свидетельствам. К примеру, мы знаем, что был некогда американский президент по имени Авраам Линкольн. Мы знаем об этом не потому, что когда-либо встречались с самим Линкольном, а потому, что иначе просто невозможно разумно объяснить общепринятый факт того, что он когда-то жил. Существуют ли сегодня прямые или косвенные свидетельства того, что Б-г есть, это уже другое дело. Главное для нас в том, что подобные свидетельства возможны, а следовательно мы не можем apriori считать сумасшедшим человека, претендующего на то, что ему известно, что Б-г есть.

Точно так же, оставаясь в пределах разумного, можно и сомневаться в существовании Б-га, аналогично тому, как оставаясь в пределах разумного, мы сомневаемся в том, что некая конкретная личность, сила или предмет действительно существуют. И будет разумно пребывать в нерешительности до тех пор, пока вы  не получше прямых  или косвенных подтверждений.

Напротив, невозможно оставаться в пределах разумного и с уверенностью отрицать существование Б-га, точно так же, как невозможно оставаться в пределах разумного и отрицать существование какой бы то ни было личности, предмета или силы. Для лого понадобилось бы исследовать каждый кубический сантиметр вселенной в поисках тех предметов или сил, о которых идет речь. Но поскольку мы не можем одновременно контролировать каждый уголок вселенной, мы не можем на рузумном основании отрицать существование чего бы то ни было, включая Б-га.

Любому студенту-историку известно, в каком глупом положении оказывались такого рода отрицатели, шла ли речь о существовании континента к западу от Европы, о частицах меньших, чем атом, или о природных силах помимо гравитации и магнетизма. Атеизм как точка зрения, отрицающая существование Б-га, по сути своей неразумен, иррационален.

Чем же тогда объяснить, что некоторые весьма разумные и рациональные люди открыто заявляют о своем атеизме?

Большинство из них не понимает разницы между атеизмом и агностицизмом. Этим людям свойствен обычный здравый  скептицизм;  ввиду  отсутствия   свидетельств   о  существовании Б-га они не хотят называть себя верующими. Однако, если предложить им называться агностиками, эти люди с радостью   поменяют  этикетку.

Прочие открытые атеисты понимают разницу между агностицизмом и атеизмом, но недооценивают врожденной алогичности последнего. Большая часть этих людей воспитывалась в нерелигиозных семьях. Поскольку для их родителей религиозный вопрос не существовал как таковой, то и они унаследовали подобное отношение — так что атеизм они исповедают больше по инерции, чем по убеждению. Если же заставить их взглянуть на дело серьезнее, они безболезненно и с чистой совестью перейдут в лагерь агностиков.

Для сравнительно небольшой группы атеистов атеизм это форма бунта против религиозно настроенных родителей или учителей. Поскольку бунт большинства этих людей носит эмоциональный, а отнюдь не интеллектуальный характер, то их не смущают никакие указания на неразумность их позиции. Их желание во что бы то ни стало ниспровергнуть религию и заклеймить религиозных людей мешает их способности рассуждать здраво.

Самая малочисленная группа явных атеистов это, как правило, очень тонко чувствующие и очень умные люди. Большинство из них никогда не сталкивалось с чем-либо подтверждающим существование Б-га, но им до боли знаком единственный и самый сильный аргумент против этого, а именно то, что хорошим людям часто приходится плохо.* Большинство этих людей испытывали реальные страдания сами или переживая за кого-то из друзей или близких. Личная трагедия для них —более чем красноречиво свидетельствует о том, что Б-га нет. И все-таки даже эти люди, столкнувшись с врожденной иррациональностью атеизма, отступают в сферу крайне скептического агностицизма.

Итак: из трех возможных отношений человека к Б-гу— веры, агностицизма и атеизма —только первые два выдерживают критику с точки зрения разума. Третье же приживается только в тех людях, которые не понимают или не стремятся понять, что такое атеизм.