Материалы научных конференций центра "Сэфер" по иудаике В настоящее издание, состоящее из трех частей, вошли материалы двух ежегодных международных конференций по иудаике, проведенных Центром «Сэфер в 2007 г. — «зимней», Четырнадцатой конференции (Москва, 30 января — 1 февраля) и «летней», Двенадцатой молодежной конференции (9-11 июля).
Партнерами «Сэфера» по организации первой из них, которая представляет собой наиболее значительное и масштабное событие в еврейской научной жизни стран СНГ и Балтии, выступили:
• Международный Центр Университетского Преподавания Еврейской Цивилизации — Центр Чейза по развитию иудаики на русском языке (Еврейский Университет Иерусалима); • Открытый Университет Израиля; • Американский Еврейский Объединенный Распределительный Комитет («Джойнт»); • Еврейское Агентство; • Евро-Азиатский Еврейский Конгресс (ЕАЕК); • Российский Еврейский Конгресс • и Центр по изучению истории и культуры восточноевропейского еврейства (Вильнюс);
второй, участие в которой по сложившейся традиции принимают представители молодого поколения исследователей,
• Благотворительный Фонд «Ави Хай», • Фонд Семьи Чейс; • «Джойнт»,
а также спонсоры, пожелавшие остаться неназванными.
Наше партнерство с некоторыми из этих организаций распространилось и на публикацию трудов обеих конференций, свидетельством чего являются составленные по тематическому принципу сборники, которые мы предлагаем вниманию читателей.
В первые два тома вошли исследования исторического и этнологического характера, в третий — статьи, посвященные еврейской мысли, литературе и искусству, диалогу культур. Мы глубоко признательны всем нашим партнерам за поддержку академической иудаики на постсоветском пространстве, и надеемся, что содержательная часть данного издания убедительно продемонстрирует результаты наших общих усилий.
Впервые за годы существования «Сэфера» и наших ежегодных конференций мы решили объединить публикации докладов представителей разных поколений исследователей, научных школ разных стран, демонстрируя общее и особенное в направлении их научных интересов. Поскольку о новом поколении в области академической иудаики в странах постсоветского региона уже можно говорить как о вполне сложившемся, мы сочли возможным и целесообразным избрать для издания единый тематический принцип, не обособляя статьи молодых исследователей в отдельном томе. Состав редколлегии также отражает эту новую тенденцию, включая представителей разных поколений.
Мы надеемся, что предлагаемые вниманию читателя сборники избранных материалов двух наших конференций 2007 года дадут представление об основных направлениях, содержании и уровне современных исследований в области еврейской истории и культуры.
Содержание
От редколлегии 5 Памяти Джона Клира 11 Владимир Петрухин О работах в рамках «Хазарского проекта» в 2006 г 38 Олег Бубенок Хазары и мятежная Асия 40 Сергей Катаев Исследования поселения Вышестеблиевская-11 в 2006 г 58 Наталия Кашовская Об одной надгробной плите из «Крымского сборника» П.И. Кеппена. Историографическая заметка 61 Борис Рашковкий К вопросу об отношении к Хазарии в еврейских источниках X века 72 Игорь Семенов К интерпретации титула хазар-эльтебер 86 Galina Zelenina Male and Female Royal Images in Post-Expulsion Sephardic Historiography 96 Андрей Блануца Кременецкие евреи во второй половине XVI в. 110 Иван Монолатий Патент толерантности австрийского императора Иосифа И и галицийские евреи 116 Игорь Муратов Еврейская надгробная эпиграфика как исторический источник по истории еврейского народа в Западной Украине и Молдове 130 Ольга Минкина Маскилим, кагал и государственная администрация в Российской империи конца XVIII-первой четверти XIX в.: к новой интерпретации взаимоотношений.. .141 Александр Безаров К.П. Победоносцев и еврейский вопрос … .152 Татьяна Хижая К вопросу о контактах между субботниками и евреями в России первой трети XIX в 166 Ольга Минкина «Обратная сторона Иерусалима». Петербург в еврейском общественном дискурсе первой половины XIX в.. 182 Борис Гельман Кантонисты: путь преодоления черты оседлости (на примере Севастополя) 194 Елена Гончарова Еврейское купечество дореволюционной Сибири в новейшей историографии 207 Юрий Гончаров «Сибирский Иерусалим» (город Каинск в XIX — начале XX в.) 212 Илья Печенин Проблемы изучения российской национальной периодики эпохи первой русской революции (на примере еврейской прессы) 222 Инна Соркина Евреи и еврейский вопрос на страницах газеты «Наша Нива» (1906-1909 гг.) 241 Мария Василевская Еврейская проблематика на страницах украинского исторического журнала «Киевская старина» (1882-1906) 253 Илья Печенин Методы выявления читательской аудитории журнала «Восход» в конце Х1Х-начале XX в 257 Ксения Гаталъская Самоубийства среди евреев на белорусских землях Российской империи в период 1860 -1914 гг. (по материалам Национального исторического архива Республики Беларусь) 292 Volodymyr Lyubchenko (Kiev) "I Was Fighting for the Happiness and Welfare of the Jewish People", or Did the Assassin of Stolypin Have a Jewish Motivation? 302 Валерий Крестъянников, Наталия Терещук Севастопольский еврейский некрополь как памятник культурного наследия… .312 Мария Лобанова-Тортика «Ликвидаторские» принципы Бунда: Августовский блок и раскол думской социалистической фракции (1912-1913 гг.) 323 Аяна Архипецкая Еврейское женское образование в Российской империи в конце XIX — начале XX века 333 Евгения Певзнер Еврейские общественные культурно-просветительские организации Петрограда после Октябрьской революции 347 Сергей Звягин Евреи Мариинска в 1918-1919 гг 367 Виктор Кельнер Русско-еврейский Берлин: историография и проблемы исследования 370 Александр Иванов Бремя пропаганды: репрезентация еврейской земледельческой колонизации в советской документально-публицистической фотографии 1920-1930-х годов 383 Михаил Мицелъ К истории агентурной разработки «Сион» мукачевского отделения международной еврейской буржуазно-националистической организации Джойнт 413 Елена Генина Еврейская научно-педагогическая интеллигенция Томска в период борьбы с космополитизмом 440 Екатерина Цибульская Феномен крипто-иудаизма на юго-западе США: идентификация потомков средневековых марранов … .451 Илья Яблоков Политкорректность и актуализация некоторых установок современного мифосознания: «теория заговора» и израильское лобби в США (постановка проблемы) 456 Vyacheslav Likhachev Russian Muslims and Antisemitism: Religious Stereotypes and Political Ideology 465 Сведения об авторах 489
Содержание — том 2 От редколлегии……………….5 Памяти Рашида Мурадовича Капланова……..10 История Холокоста: исследования, преподавание…….64 Татьяна Беккер Реакция Соединенных Штатов Америки на политику расовой дискриминации в нацистской Германии с 1933 по 1939 г………64 Мария Куткина Соглашение Еврейского агентства «Сохнут» с Третьим рейхом о выезде евреев в Палестину и причины его неудачи……………71 Павел Полян Советские военнопленные-евреи в свете проблем хронологии и периодизации Холокоста и процесса материальных компенсаций…………..80 Евгений Розенблат, Сергей Струнец Погромная волна. Польско-еврейские отношения на Белосточчине накануне и в первые недели Великой Отечественной войны…………………….96 Геннадий Винница Нацистская политика изоляции евреев и создание системы гетто на территории Восточной Белоруссии 110 Тамара Вершицкая Женщины в еврейских партизанских отрядах Белоруссии……….131 Ирина Михаленок Отношение Украинской повстанческой армии к евреям: свидетельства очевидцев……143 Татьяна Шор Жертва Холокоста профессор-славист Леопольд Зильберштейн (1900-1941)……….150 Ирина Лапина Использование материалов Архива визуальной истории в курсе этноконфликтологии……..167 Инесса Двужильная Принципы освещения Катастрофы в программе курса «Тема Холокоста в академической музыке» для музыкальных колледжей (училищ)………..183 Анна Абакунова Ксенофобия или толерантность: отношение украинских школьников к Холокосту (на основе социологического опроса, проведенного среди старшеклассников)……..196 Рудольф Мирский Антисионизм и Холокост в Украине…..212 К 110-летию Первого Сионистского конгресса. К 125-летию начала первой алии ……..218 Сирил Асланов Безразличие Теодора Герцля к языку иврит: причины и следствия………….218 Алек Д. Эпштейн Национальное движение без общности языка и территории: об уникальности социал-реформаторской идеологии воссоздания еврейской государственности……233 Хаим Бен Яаков Положительное отношение к сионизму — философская революция раввина А.-И. Кука……..252 Игорь Набитович Восприятие Иваном Франко концепции создания еврейского государства………259 Лилия Калъмина Сионизм в Сибири в 1910-1920-х годах: спорные моменты истории…………267 Александр Копыл, Александр Тригуб Деятельность сионистских политических партий на юге Украины в 1920-х годах…..277 ЭммаШкурко Сионисты в Уфе……………284 Виктор Гусев Бунд и политический сионизм: где создавать еврейское государство? История вопроса, реальная действительность, уроки истории……….291 Frank Griiner In Search of the Promised Land: Jewish National Consciousness and the Territorial Ambitions of the Soviet Jews……..301 Ирина Баулина Динамика развития израильской партийной системы в начале XXI в………315 Яков Файтельсон Демографические тенденции в Стране Израиля (1882-2006)………..321 Этнология. Неашкеназские еврейские этносы……..345 Дмитрий Прохоров Документы по истории взаимоотношений между представителями караимских и еврейских общин Таврической губернии в XIX — начале XX в. в Государственном архиве при СМ в АР Крым (гражданско-правовой аспект)….345 Олег Белый Восточноевропейские караимы в Днепровском уезде Таврической губернии в XIX — начале XX в…..365 Евгений Баккал, Олег Белый Научная и общественная переписка караимского просветителя Давида Марковича Гумуша (1899-1980) по материалам личного архива…….377 Магомедхан Магомедханов Этноязыковые процессы у горских евреев Дагестана………..390 Майсарат Мусаева, Магомедхан Магомедханов Родильные обряды горских евреев Дагестана (по материалам полевых этнографических исследований)…….402 Хайбула Магомедсалихов Толерантность как фактор стабильности в традиционных общинах горских евреев Дагестана……………….424 Виктор Викторин Восточнокавказские ираноязычные иудеи («таты-иудаисты», «горские евреи», или «джухуры»): итоги переписи 2002 г. и проблемы этнолингвистической идентификации………430 Сведения об авторах…………440
Фрагмент из книги:
Андрей Блануца (Киев)
Кременецкие евреи во второй половине XVI в.
Актовые материалы проливают свет на характер жизни и деятельности той незначительной части еврейского населения Волыни, которая проживала исключительно в городах. Наибольшее количество еврейских поселений встречается в трех административных центрах Волыни -Луцке, Кременце и Владимире.
В результате проведения судебно-административных реформ 1564-1566 гг. в Великом княжестве Литовском Кременец стал центром Кременецкого повета1 Волынского воеводства, а после Люблинской унии 1569 г. отошел под юрисдикцию коронных земель Речи Посполитой. В XVI в. Кременец имел статус великокняжеского города, находясь во владениях королевы Боны.
Данные о демографии кременецких евреев можно почерпнуть из трудов С. Бершадского, а также из источников фискально-налогового обложения в Речи Посполитой. Обратим внимание, что подсчеты численности еврейских семей в Кременце, как и в других поветовых центрах Волыни и регионов Речи Посполитой, представляются нам приблизительными, а часто и неточными2. Так, по данным С.А. Бершадского, в 1552 г. в Кременце проживало 48 семей евреев под замковым присудом, всего же в городе насчитывалось 375 домов, из них под замковым присудом было 553. Поэтому если в поборовом (налоговом) реестре 1570 г. в Кременце насчитывалось 402 дома4, то еврейские дома (исходя из того, что семья проживала в отдельном доме) составляли десятую часть (около 12 %) от общего количества домов Кременца.
В правовом отношении евреи были уравнены с мещанами, однако нередко им предоставлялись королевские привилегии, которые выгодно отличали их правовое и экономическое положение. Экономическую основу жизни кременецких евреев, как и литовских, и польских, составляли торговля, промыслы, ремесло, а также в значительной мере кредитная деятельность.
Многие литовские евреи арендовали шляхетские города, поместья, леса, озера, получая с аренды определенную прибыль. Но самым распространенным занятием среди богатых спреев были откупы. В этом виде экономической деятельности не были исключением и кременецкие евреи.
Наиболее распространенным способом предоставления спреями кредитов шляхте было оформление арендных докторов5. В таком случае кредитор предоставлял определенную сумму денег, возвращение которых гарантировалось оговоренными в договоре условиями: пользование объектом аренды с получением прибылей в собственную пользу. Каждый арендный договор имел особый, отличающийся характер, его специфика определялась несколькими обстоятельствами, для выяснения которых обратимся к непосредственному Рассмотрению арендных договоров с участием кременецких спреев.
Из арендного договора от 15 декабря 1557 г. узнаем, что кременецкие евреи Левон Ицхакович и Песак Хаимович арендовали водочные корчмы в г. Кременце сроком на 3 года и сумме 300 коп грошей литовских, при этом выплата должна была осуществляться ежеквартально. Согласно условиям до-гонора, арендаторы полностью распоряжались водочной продукцией и к тому же платили налог в 3 копы грошей ежегодно -на замок»6. Есть основания полагать, что этот кредит был выгоден для кредиторов: во-первых, это был один из самых прибыльных в то время объектов аренды, во-вторых, водочные корчмы неоднократно арендовались и ранее, а последними кредиторами были также кременецкие евреи, Матей и Януш Давидовичи и Еско Хескилович. По условиям другого договора от 29 июня 1559 г., брестский еврей Еско Шломич продлил срок аренды мельниц, водочных корчем, солодовень и пивоваренных заводов в Кременце еще на 3 года. Арендная плата осуществлялась дифференцированно: 180 коп грошей штовских за мельницы и водочные корчмы, 60 коп грошей — за пивоваренные заводы и солодовни. Было также оговорено, что кредитор обязывался предоставлять бесплатные услуги мельниц для потребностей Кременецкого замка.
Особый интерес кременецких евреев проявлялся в арендах пошлин, дававших значительные прибыли кредиторам. Например, в 1560 г. кременецкий еврей Якуб Феликсович арендовал замковую пошлину с мельниц, пивоваренных заводов, солодовень, пивных, медовых и водочных корчем сроком на 3 года в сумме 600 коп грошей литовских ежегодной выплаты. Эта пошлина ранее была арендована евреем, королевским подданным (в документе имя не упомянуто) на значительно меньшую сумму — 450 коп грошей литовских7. В договоре также отмечено, что прибыли от арестованных контрабандных товаров, а также корчемных напитков должны распределяться поровну между королевской казной и кредитором. В этом же году был заключен арендный контракт между Моисеем Агроновичем, Якубом Есковичем Оводею и Якубом Давидовичем, с одной стороны, и кременецким старостой Петром Семашком — с другой. Согласно условиям договора, евреи арендовали «мыта всякого ярмолочного отъ коней и быдла только, а не главного къ тому корчмы медовые, пивные и горелчаные въ селах кременецкихъ нашыхъ в Лепесовце а у Воровнянахъ» на 3 года с выплатой по 60 коп грошей литовских ежегодно.
Предоставление кредитов в обмен на аренду разных пошлин было выгодное и прибыльное не только для евреев, но и для королевской власти. Евреи никогда не отказывали королю в предоставлении кредитов взамен за получение выгодных аренд8. Ярким примером может быть аренда «певных пожитков кременецких наших» (короля и великого князя Сигизмунда II Августа) Маером Мойшевичем Докторовичем. Так, Маер арендовал в Кременце два става и мельницы, одна поповская, а другая дворцевая с пятью мельничными колесами9. 5 мая 1565 г. в книгу Литовской Метрики был записан лист Сигизмунда II Августа по делу жида Маера Мойшеевича. В нем великий князь сообщал кременецкому старосте кн. Николаю Збаражскому о том, что королевский писарь и секретарь Базилиус Древинский отнял ставы и млыны у его подданного Маера. По этой причине Докторович не смог выплатить деньги за аренду в королевскую казну. Великий князь персонально вмешался в дело (как правило, судовые дела на поветовом уровне решались в земских или гродских судах, а для городов — в замковых или старостинских) и постановил, чтобы кременецкий староста проконтролировал его приговор — вернуть аренду со всеми «речами и пожитками» его подданному, жиду Маеру Мойшеевичу10.
Распространенным способом осуществления кредитных операций было предоставление евреями займов, возвращение которых гарантировалось оформлением долговых записей или залоговых соглашений. Кременецкие евреи стремились свести риск предоставления кредитов к минимуму. Хотя кредиты во многих случаях предоставлялись шляхте на значительные суммы (от 500 до 700 коп грошей литовских), однако с незначительным риском: залоговые контракты заключались в основном на 1 год, к тому же под «зарукой совито», то есть вложенные деньги страховались в двойном размере11.
Некоторые судебные дела дают основания считать, что, несмотря на присущую им осторожность в денежных вопросах, евреи иногда становились жертвой непорядочности шляхтичей. Например, кременецкий шляхтич Гавриил Гост-ский, по-видимому имея какие-то дела в Кременце с острож-скими евреями Яцком Давидовичем и Докторовичем, задолжал им и не собирался расплачиваться. Поэтому Давидович с Докторовичом подали жалобу на Гостского в Кременецкий земский суд. Сергей Ромашевский, возный Кременецкого повета, 19 февраля 1593 г. внес в актовую книгу земского суда запись, подтверждающую, что он вручил иск Гавриилу Гостскому от острожских евреев по делу о невыплате денежного долга12.
Спустя 9 месяцев (26 ноября 1593 г.) Яцко Давидович и Докторович подали иск в Кременецкий земский суд о невозвращении им долговых обязательств Гавриила Гостского13. Третий иск на Гостского Давидович и Докторович подали в суд о неисполнении декрета (постановления) суда14.
К сожалению, из-за плохой сохранности кременецких актовых книг нам не удалось узнать о вердикте судьи по этому, как и по следующим судебным делам. Так, 23 ноября 1593 г. в актовую книгу Кременецкого земского суда была внесена запись о подаче жалобы евреем г. Берестечко, Шлемой Яку-шевичем, на шляхтичей Коритенских, которые не возвратили ему денежный долг15. Как и в предыдущем случае, вердикт судьи остается неизвестным. Данные дела позволяют судить о том, что евреи были довольно мобильными. Проживая в Остроге и Берестечко, они имели деловые контакты на Волыни и, возможно, проводили, в данном случае в Кременце, значительную часть своей жизни.
Таким образом, во второй половине XVI в. в Кременце проживала еврейская община, члены которой, отличавшиеся своим благополучным материальным положением, занимались традиционной для евреев ВКЛ и Речи Посполитой деятельностью — торговлей, откупами, закладами и арендой. Они вступали в разного рода деловые контакты с поветовой шляхтой, принимали участие в публичной жизни города.
Summary
Audrey Blanutsa (Kiev) Kremenets Jews in the Second Half of the 16th Century The research focuses on the demographic, social and economical aspects of the Kremenets Jews' life in the second half of the 16th century. There were 48 Jewish families in Kremenets at that time. They were mainly engaged in such fields as trade, crafts, pawning, as well as leasing of land estates, private towns, forests and lakes, tax-collection. No confrontations between the Kremenets' nobles and the Jews were evident in the period studied.
Примечания
1 Повет — более раннее название уезда. — Ред. 2 В XVI в. на Волыни из 293,7 тыс. населения 45 тыс. составляли мещане и 5 тыс. — евреи (Хонигсман Я.С., Найман А.Я. Евреи Украины. Краткий очерк истории. Киев, 1993. Ч. 1.С. 21). Эту цифру повторяет и П. Слободянюк в своей книге, которая не отличается оригинальностью и привлечением новых источников и историографических наработок последних лет {Слободянюк П. Сврейсыа общини Правобережшл'Украши: Наукове кторико-етнолопчне видання. Хмельницький, 2005. С. 43). 3 Бершадский С. А. Документы и регесты к истории литовских евреев. Т. II, 1550-1569. СПб., 1882. С. 25. 4 Archiwum Glowne Akt Dawnych w Warszawie. Archiwum Skarbu Koronnego. sygn. 31. nr. mikr. 32745. K. 236. 5 Детально о предоставлении волынскими евреями кредитов шляхте см.: Блануца А. Кредитная деятельность евреев на Волыни во второй половине XVI в. // Материалы 12-й ежегодной Международной междисциплинарной конференции по иудаике. М., 2005, С. 94-100. 6 Бершадский С.А. Литовские евреи. История их юридического и общественного положения в Литве от Витовта до Люблинской унии 1388-1569 гг. СПб., 1883. № 77. С. 62. 7 Бершадский С. А. Документы и регесты. № 125. С. 79. Этот договор также опубликован в сборнике документов: Торпвля на УкраМ XIV — середина XVII столитя. Волинь i Наддншрянщина / Упор. Кравченко В.М., Яковен-ко Н.М. Киев, 1990. № 63. С. 90-91. 8 На Волыни евреи арендовали более трети всех земель региона (Блануца А. Свре! в систем! землеволодшня на Волиш в другш половиш XVI ст. (за матер!алами актових книг Луцького повпу) // кторичш i полгголопчш досл1Дження. 2003. № 2 (14). С. 83-89). 9 Lietovos Metrika (далее — LM). Kn. № 52. (1569-1570): Uzrasymr knyga 52 / Parenge A. Baliulis, R. Firkovicius. Vilnius, 2004. P. 31. 10 LM. Kn. № 52. P. 31. 11 Детально про залоговые соглашения см.: Блануца А.В. Евреи — кредиторы волынской шляхты во второй половине XVI ст.: к проблеме экономических и межэтнических отношений // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История. Вып. 7. Ижевск, 2006. С. 135. 12 Центральний державний кторичний apxiB Украши в м. KneBi (далее -ЦД1АУК). Ф. 22 (Кременецький земский суд). Оп. 1. Спр. 8. Арк. 389. 13 ЦД1АУК. Ф. 22. Оп. 1. Спр. 8. Арк. 570 зв. 14 Там же. Арк. 607. 15 Там же. Арк. 568 зв.-570.
|