Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ликутей Амарим. Тания

Раздел: Философия

Автор: Липш, Г.
Переводчик:
ISBN: 965-293-048-2
Издатель: Шамир
Год издания: 1998

Настоящий выпуск содержит русский перевод первой части книги Тания, печатаемый параллельно с древнееврейским текстом. Перевод снабжен комментариями, взятыми из трудов И.Корфа, А.Юдасина, сборника известных коммен­тариев рабби Гронема, записанных слушателями Любавичской иешивы. 

"Тания" — главное творение Старого Ребе рабби Шнеура-Залмана (1746-1813 годы; 5505-5573 по еврейскому ле­тосчислению) — основоположника хасидского учения "Хабад". Как и во многих других еврейских книгах, название отнюдь не дает обобщенной характеристики содержания, а представляет собой первое слово, которым открывается текст. Книга состоит из нескольких трактатов, первый из которых называется „Сефер шел бейноним" — „Книга сред­них" (то есть людей, занимающих среднюю ступень между праведниками и элодеями), за ним следуют: „Врата единст­ва и веры", „Послание о покаянии и возвращении", „Свя­щенное Послание" и "Глава заключительная". Трудно пере­числить, какие проблемы затрагивает автор, гораздо пра­вильнее сказать, что, пожалуй, нет такой моральной, этиче­ской или философской проблемы, которой не нашлось бы места в небольшой по объему книге. Здесь и преодоление человеком своего животного начала, и соотношение духа и материи, и принципы еврейского воспитания, и творение нечто из ничто, и духовные и физические взаимосвязи поко­лений, и концепции пространства и времени, и величие за­поведей, и эманация Б-жественного света, оживляющего миры духовные и земной материальный мир, и многое, многое, многое другое. А над всем этим и во всем этом испытываемые и проповедуемые автором необъятная лю­бовь к ближнему и ощущение святости этого мира, при­званного быть „жилищем" сотворившего его Б-га. Неиску­шенному читателю, воспитанному на убогом систематизме университетских учебников, изложение кажется с первого взгляда бессистемным, но чем больше он углубляется в изу­чение, тем больше раскрываются ему глубинные ассоциации и невидимые огрубевшему от неодухотворяемой телесной жизни разуму взаимосвязи проблем, и недаром давно уже поняли искушенные в Торе, что каждое слово и каждая буква в книге „Тания" полны глубокого, неисчерпаемого смысла и духовной силы и что надо строго беречь их свя­щенный строй, открывающий жаждущим знания и совер­шенства все большие высоты духа.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ
От издательства                                         7
Краткое содержание глав первой части      9
Предисловие Любавичского Ребе              20
Одобрения                                               26
Предисловие составителя                         30
Часть первая: Книга средних                    36
Примечания к первой части                    318
Часть вторая: Врата единства и веры      346
Примечания ко второй части                   424
Часть третья: Послание о покаянии         428
Примечания к третьей части                    474