Возможность поверить | jewish-book.ru | Евреи и еврейство — Хасидус по-русски — Иудаизм онлайн — Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история Возможность поверить. Симонов, Владимир. Гешарим
Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история
Возможность поверить. Симонов, Владимир. Гешарим

Возможность поверить. Симонов, Владимир. Гешарим

Возможность поверить. Симонов, Владимир. Гешарим
Автор: Симонов, Владимир
Переводчик:
ISBN:
Издатель: Гешарим
Год издания: 1991

Четыре рациональных подхода к проблеме существования Б-га

Хотя цель этой книги — привести рациональные доводы в пользу существования Б-га, отложите ее, если вы рассчитываете на абсолютно неопровержимые доказательства. Мне до сих пор ни разу не приходилось читать или слышать о несомненных доказательствах того, что Б-г есть, и я сомневаюсь, что хотя бы одно ныне существует. Доказательства требуют более полного и глубокого знания мира, чем то, которым мы обладаем. И на сегодня лучший из аргументов, подтверждающих существование Б-га, по необходимости будет опираться пусть на отрывочные, но доступные нам и самоочевидные свидетельства. Все дальнейшее, не более, чем возможность поверить.

Отложите книгу и в том случае, если вы рассчитываете стать верующим. Кое-кто, хотя и не сможет, по прочтении, опровергнуть приведенных доводов, тем не менее не захочет расстаться с атеизмом. Все мы — существа сложные, движимые не только разумом, но и эмоциями, душевными, телесными и духовными побуждениями. Поскольку нами управляют не только мысли, но и чувства и желания, то, в конечном счете, мы верим в то, во что нам хочется верить. Мы верим во все, что делает нас счастливыми. Человека, который счастлив в жизни и без религии, для которого в возможном существовании Б-га кроется угроза, вряд ли тронет то, о чем пойдет речь ниже.

Однако, несмотря на все сказанное, остается два немаловажных повода отстаивать то, что Б-г — есть.

Во-первых, многие завтра же поверили бы в Б-га, если бы только их интеллект не мешал им. Эти люди интуитивно догадываются о существовании некоего всемогущего Б-жсства. Однако необычайно важная роль, которую наше общество отводит разуму, в сочетании с распространенным, и, к несчастью широко, заблуждением о том, что вера в Б-га неизбежно иррациональна, подавляет скрытые в них духовные силы. Подобным людям нужно предоставить самим свободно разбирать все "за" и "против" существования Б-га. Им надо дать возможность   поверить.

Во-вторых, многие верят в Б-га иррационально. Следуя своей интуиции, ли люди осуществили прорыв в веру и поневоле оставили позади все свои сомнения, диктуемые рузумом. Люди ли оправдывают свою веру тем, что разум к религии никоим образом не примас ген. Такая ситуация трагична вдвойне: во-первых, человек возвысился над животным миром благодаря не только своему духовному превосходству, но и благодаря изощренности своем) ума Не допуская разум В религиозную сферу, мы добьемся лишь того, что религиозный опыт утратит часть своей значительности. И даже хуже: переставшая отвечать •требованиям разума, религия легко может выродиться и одичать. Подумайте о том, сколько миллионов невинных людей погибло во время совершенно неоправданных с разумной точки зрения крестовых походов. Верующие должны дать своему разуму возможность поверить; и не только расширять свой религиозный опыт, но и оберегать себя от пагубных влияний.

Итак, я предлагаю вам эту небольшую книгу, написанную во имя истины и в надежде, что кому-то она даст возможность сделать свой свободный и разумный выбор в пользу Б-га.

СОДЕРЖАНИЕ


От автора    
Вступление      
Неразумный атеизм
Нравственный подход к проблеме существования Б-га
Космологический подход к проблеме существования Б-га
Телеологический подход к проблеме существования Б-га
Поход к существованию Б-га с точки зрения истории еврейского народа     
Почему хорошим людям приходится плохо    
Эпилог
Библиография     

Фрагмент из книги:

ГЛАВА ПЕРВАЯ
НЕРАЗУМНЫЙ АТЕИЗМ


Первая из заповедей (Торы) — познай, что есть Б-г.
Моисей Маймонид.  "Сефер Ха-мицвот".
Тот поистине нарушает заповедь, кто охвачен духом неразумия.
Вавилонский   Талмуд.   "Трактат Coтa, 3 а".


Существуют три возможных отношения к Б-гу. Во-перых, человек может быть абсолютно уверен, что Б-г есть. Людей, обладающих подобной уверенностью, обычно называют верующими (от старо-английского bi-leafe, что означает "полное знание"). Во втором случае человек может сомневаться в том, есть ли Б-г. Такие люди известны как ai ностики (от греческого a-gignoskein, что означает "непознанное"). И наконец, в-третьих, человек может быть абсолютно уверен в том, что Б-га нет. Таких людей называют атеистами (от латинского слова a-theos, что значит "безбожный").

Лишь две первые из этих трех теологических позиций содержат ядро здравого смысла. Третья — атеизм — неизбежно иррационален.

Существуют два пути, следуя по которым человек, оставаясь в пределах разумного, может с несомненностью верить в Б-га. Во-первых, возможно, по крайней мере теоретически, что Б-г непосредственно обнаружит себя в человеке. И хотя мы имеем полное право отнестись к подобному заявлению весьма скептически, мы должны тем не менее признать, что некто мог прийти к абсолютной уверенности в существовании Б-га в результате такого события. Во-вторых, человек мог прийти к сознанию того, что Б-г есть, опираясь на косвенные свидетельства, иначе говоря, на происшествия и явления, которые могут быть объяснены, только если признать, что Б-г действительно существует. Очень многое из того, что сегодня нам известно, известно нам именно благодаря таким косвенным свидетельствам. К примеру, мы знаем, что был некогда американский президент по имени Авраам Линкольн. Мы знаем об этом не потому, что когда-либо встречались с самим Линкольном, а потому, что иначе просто невозможно разумно объяснить общепринятый факт того, что он когда-то жил. Существуют ли сегодня прямые или косвенные свидетельства того, что Б-г есть, это уже другое дело. Главное для нас в том, что подобные свидетельства возможны, а следовательно мы не можем apriori считать сумасшедшим человека, претендующего на то, что ему известно, что Б-г есть.

Точно так же, оставаясь в пределах разумного, можно и сомневаться в существовании Б-га, аналогично тому, как оставаясь в пределах разумного, мы сомневаемся в том, что некая конкретная личность, сила или предмет действительно существуют. И будет разумно пребывать в нерешительности до тех пор, пока вы  не получше прямых  или косвенных подтверждений.

Напротив, невозможно оставаться в пределах разумного и с уверенностью отрицать существование Б-га, точно так же, как невозможно оставаться в пределах разумного и отрицать существование какой бы то ни было личности, предмета или силы. Для лого понадобилось бы исследовать каждый кубический сантиметр вселенной в поисках тех предметов или сил, о которых идет речь. Но поскольку мы не можем одновременно контролировать каждый уголок вселенной, мы не можем на рузумном основании отрицать существование чего бы то ни было, включая Б-га.

Любому студенту-историку известно, в каком глупом положении оказывались такого рода отрицатели, шла ли речь о существовании континента к западу от Европы, о частицах меньших, чем атом, или о природных силах помимо гравитации и магнетизма. Атеизм как точка зрения, отрицающая существование Б-га, по сути своей неразумен, иррационален.

Чем же тогда объяснить, что некоторые весьма разумные и рациональные люди открыто заявляют о своем атеизме?

Большинство из них не понимает разницы между атеизмом и агностицизмом. Этим людям свойствен обычный здравый  скептицизм;  ввиду  отсутствия   свидетельств   о  существовании Б-га они не хотят называть себя верующими. Однако, если предложить им называться агностиками, эти люди с радостью   поменяют  этикетку.

Прочие открытые атеисты понимают разницу между агностицизмом и атеизмом, но недооценивают врожденной алогичности последнего. Большая часть этих людей воспитывалась в нерелигиозных семьях. Поскольку для их родителей религиозный вопрос не существовал как таковой, то и они унаследовали подобное отношение — так что атеизм они исповедают больше по инерции, чем по убеждению. Если же заставить их взглянуть на дело серьезнее, они безболезненно и с чистой совестью перейдут в лагерь агностиков.

Для сравнительно небольшой группы атеистов атеизм это форма бунта против религиозно настроенных родителей или учителей. Поскольку бунт большинства этих людей носит эмоциональный, а отнюдь не интеллектуальный характер, то их не смущают никакие указания на неразумность их позиции. Их желание во что бы то ни стало ниспровергнуть религию и заклеймить религиозных людей мешает их способности рассуждать здраво.

Самая малочисленная группа явных атеистов это, как правило, очень тонко чувствующие и очень умные люди. Большинство из них никогда не сталкивалось с чем-либо подтверждающим существование Б-га, но им до боли знаком единственный и самый сильный аргумент против этого, а именно то, что хорошим людям часто приходится плохо.* Большинство этих людей испытывали реальные страдания сами или переживая за кого-то из друзей или близких. Личная трагедия для них —более чем красноречиво свидетельствует о том, что Б-га нет. И все-таки даже эти люди, столкнувшись с врожденной иррациональностью атеизма, отступают в сферу крайне скептического агностицизма.

Итак: из трех возможных отношений человека к Б-гу— веры, агностицизма и атеизма —только первые два выдерживают критику с точки зрения разума. Третье же приживается только в тех людях, которые не понимают или не стремятся понять, что такое атеизм.

 

Возможность поверить. Симонов, Владимир. Гешарим
Возможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. ГешаримВозможность поверить. Симонов, Владимир. Гешарим