Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вайера

בס»ד

דבר מלכות

פרשת וירא

Любавичский Ребе

Менахем Мендел

Шнеерсон

Избранные беседы

Письма

Хасидские истории

На недельные главы, праздники

и памятные дни

Глава Вайейро

Издание «Хасидус по-русски»

г. Бейтар Илит,

5766 год от Сотворения мира

Беседа Ребе

Глава Ваера

1. Так как сегодня 20-е мархешвана (день рождения Ребе Шалома-Дова-Бера, отца Ребе, моего тестя), я перескажу историю, которую как-то уже рассказывал.

В день своего рождения, 20-го мархешвана, Ребе Рашаб обычно заходил к своему дедушке, Ребе Цемах-Цедеку, чтобы попросить благословения. Возможно, так поступали и другие внуки Ребе Цемах-Цедека. Однажды, когда Ребе вошел (ему тогда было четыре или пять лет, так как он ро­дился в 5651 году, а в 5656 году Ребе Цемах-Цедек умер), он расплакался. Ребе Цемах-Цедек спросил его: «Почему ты плачешь?». Он ответил, что, как он учил в Пятикнижии (а, может быть, слышал), Всевышний открылся нашему праотцу Авраhаму (в ту неделю читали главу Ваера), и он плачет, почему Всевышний не открылся ему.

Ребе Цемах-Цедек ответил ему: «Когда еврей (по дру­гой версии: еврей-праведник) решает в девяносто девять лет, что он должен сделать себе обрезание, он достоин то­го, чтобы Всевышний ему открылся». Ребенок принял это объяснение и перестал плакать.

2. Хотя это произошло, когда Ребе был совсем ребенком, до «бар-мицвы»[1], даже прежде, чем он достиг возраста, в котором начинается основное воспитание[2], следует отнес­тись к этому рассказу, как к объекту изучения. Ибо раз Ребе рассказал об этом своему единственному сыну — буду­щему Ребе, и Ребе рассказал об этом случае — ясно, что этот рассказ касается нас. Из него можно сделать два вывода, как в отношении вопроса, так и в отношении ответа.

3. Из того, что Ребе плакал, потому что Всевышний ему не открывается, можно сделать такой вывод: каждый еврей, в каком бы положении он ни находился, даже если он не достиг «возраста воспитания», т.е., его сознание настолько неразвито, что он не только самостоятельно не может понять, но и не способен воспринять объяснение другого,

— По возрасту он может быть уже взрослым, но в духовном отношении он как ребе­нок, не достигший «возраста воспитания». Как сказал Ребе, мой тесть, «возраст еврея определяется не по паспорту». По пас­порту он уже может быть «ан алтер ид[3]«, но по своему истинному, духовному, возрасту, в отношении изучения Торы и исполнения заповедей он — еще ребенок, играю­щий под столом,

Даже он может желать, и желать так сильно, что начинает плакать,

— Событие, которое вы­ше понимания, настолько, что мозг не может его больше вынести — вызывает слезы —

Чтобы Все­вышний открылся ему так же, как нашему праотцу Авраhаму.

4. Более того: он может требовать, чтобы Всевышний открылся ему так же, как он открылся Авраhаму после того, как Авраhам исполнил заповедь обрезания, когда он достиг того, что «и открылся ему Б-г» (Гавайе)[4].

Раскрытие имени Гавайе[5] Авраhаму было и до того, но это было не в такой степени, как раскрытие, которое про­изошло после исполнения заповеди обрезания, оно было го­раздо выше[6].

Когда Всевышний открылся Авраhаму после его обре­зания, к его имени уже была добавлена буква «hей». В Гмаре сказано[7], что благодаря этому Авраhам стал хозя­ином пяти органов тела[8]: глаз, ушей и места тела, на кото­ром совершается обрезание, — по своей природе человек обычно не властен над ними. До того его имя было Аврам — без буквы »hей». Он был властен только над тем, над чем человек властен по своей природе. Но затем, когда он это сделал собственными силами — насколько человек может что-либо сделать собственными силами, он получил от Не­ба то, чего человек не может достичь сам, и стал властен над тем, над чем по своей природе он не мог быть властен.

Ясно, что раскрытие Б-га Авраhаму после обрезания было намного выше, чем до того.

Каждый еврей — даже тот, кто в духовном отношении не достиг »возраста», когда получают основное воспита­ние, вправе требовать, чтобы Всевышний ему открылся так же, как Он открылся Авраhаму, когда он уже достиг ступени, на какой он был после обрезания.

5. Что касается ответа Ребе Цемах-Цедека (раскрытие Авраhаму было дано, поскольку он знал, что должен прой­ти обрезание) — из него следует: в сущности, каждый ев­рей может требовать, чтобы Всевышний ему открылся, но для этого нужна подготовка. Прежде всего, нужно знать, что следует пройти обрезание, даже если он обладает всеми достоинствами, какие могут быть у человека на деле или хотя бы в потенциале. В принципе, каждый еврей может достичь самых высоких ступеней. Как сказано: «каждый должен спрашивать себя: когда мои поступки достигнут ступени, какой достигли Авраhам, Ицхак и Яаков?»[9]. То, что он может вместе с Авраhамом упомянуть и Ицхака и Яакова, само по себе доказательство: имеется в виду ступень, какой достиг Авраhам. совершив обрезание. Однако он должен знать, что он обязан совершить обрезание.

6. Более того: даже те, у кого есть эти достоинства на де­ле, праведники, которые, как Авраhам, властны над частя­ми тела, над которыми они не властны по своей природе, обязаны знать, что они должны совершить обрезание.

Известно случившееся с Ребе Рашабом. Он как-то пожа­ловался, что не слышит на одно ухо. Когда начали искать причину, оказалось, что в субботу, когда он излагал тео­рию хасидизма, в другой комнате разговаривали, и это ме­шало ему произносить «маамар»[10]. Так как он чувствовал ответственность за то, что должен оказывать на людей влияние изложением теории хасидизма, а разговор ему в этом мешал — он «отключил» слух от того уха, которое слышало разговор из другой комнаты.

И — это было сказано в «маамаре»[11] — были случаи, ко­гда праведники отключали зрение или слух, если те меша­ли Б-жественной душе, ибо праведники властны над теми чувствами, над которыми по своей человеческой природе они властны быть не могут.

Но и те, кто стоит на такой высокой ступени, должны знать, что и они должны совершить обрезание.

7. Потому что есть еще очень тонкая — духовная крайняя плоть, и это может, после нисхождения по многим ступе­ням, проявиться и на низких уровнях.

Ребе Цемах-Цедек в своем ответе очень точен: когда человек в возрасте девяносто девяти лет велит совершить себе обрезание, к ста годам — то есть к тому времени, ко­гда он очистит все десять сил своей души[12], а каждая сила в свою очередь состоит из десяти[13] — ему уже нечего бо­яться, ибо он уже не имеет отношения к делам этого мира, как сказано: «[В сто лет он] как будто умер и исчез из ми­ра»[14].

Как же понять сказанное в трактате Авот «[в сто лет он] как будто умер и исчез из мира»? Все, что перечисля­ется в этом трактате, является практическими указаниями, показывающими, как себя вести: в пять лет изучать Пяти­книжие, в десять изучать Мишну и т. д. Но какое указание содержат в себе слова о том, что в сто лет человек «как будто умер и исчез из мира»? Простой смысл этого таков: когда он уже очистил все десять сил души — и сделал это со всеми надлежащими деталями[15], очистил каждую силу так, что она в свою очередь состоит из десяти подсил[16], он в возрасте ста лет «как будто умер и исчез из мира», то есть он уже не имеет отношения к делам этого мира и может ничего не бояться, как если бы у него уже не было влече­ния к дурному[17].

Но когда ему девяносто девять лет, он еще не полнос­тью и не во всех деталях очистил все десять сил души — то­гда он должен совершить себе обрезание, ибо после нис­хождения по многим ступеням он может дойти до очень низких ступеней.

Когда говорится «нисхождение по многим ступеням», не имеется в виду нисхождение из одного мира в другой[18]. Так как человек предшествовал всему сотворенному[19], в нем самом нет нисхождения по ступеням, но он может дойти до очень низких ступеней. Когда есть в человеке общее не­ощущение самого себя, он знает, что положение, в котором он находится, никуда не годится, он должен стать другим, необходимо сделать обрезание. Это преддверие вступле­ния на более высокие ступени, так, чтобы »открылся ему Б-г» так же, как Авраhаму после исполнения заповеди об­резания. Его имя станет «Авраhам», с добавлением буквы «hей», он станет властен над всеми своими чувствами, да­же над теми, над которыми по природе своей человек не властен.

Более того: он станет властен над принадлежащей ему частью мира[20], как уже говорилось в «маамаре» о правед­никах. Тем, что они очистили себя, они очистили все, что есть в той части мира, где они находятся.

Точно так же, когда человек становится властен над своими чувствами, он обретает власть и над окружающей его частью мира, надо всем в мире, что ему необходимо для того, чтобы служить Всевышнему. Это касается как де­тей, так и здоровья человека и его жизни и пропитания, и все это будет в великом изобилии.

Из беседы 20 мархешвана 5713 г. (1952 г.)

Печатается по переводу издательства Шамир[21] с разрешения издательства

(לקו»ש כרך א’ שיחת פ’ וירא)

Беседа субботы Лех лехо 5742

1

… Путь к объединению всего еврейского народа – посредством того, что каждый из сынов Израиля приобретет букву в Свитке Торы.

И вот, после того, как об этом говорилось много раз – приносят мне «записки», чтобы сообщить, что вершат «великие дела», «захватывают мир», и агитируют повсюду, чтобы каждый из сынов Израиля приобрел букву в свитке Торы.

Сообщают, что распространили столько-то и столько-то бланков для покупки буквы в сефер-Тора, и множество евреев взяли эти бланки с радостью, и поскольку они «кашерные евреи» – несомненно, они не нарушат запрет «бал ташхис[22]«, и используют эти бланки, чтобы приобрести букву в свитке Торы.

И после всего этого – я попросил в канун субботы, чтобы сообщили мне точное число букв, которые были приобретены в первом свитке, во втором свитке, в третьем свитке и т.д. – и, когда видят точное число – становится «светло в глазах» (в «кавычках»)!

Когда нужно сделать точный подсчет, и передать этот счет другому (поскольку «одом коройв эцел ацмой[23]«) – уже нельзя никого обмануть по поводу большого «штурма» и т.д., ибо считают по пальцам, и тогда видят истинное положение и состояние!

Занятие и «штурм» вокруг этого дела – это только «облака и ветер[24]«, а когда заходит речь о практическом результате – то «а дождя нет»!

Число букв в сефер-Тора, которые еще не приобретены – не самая малая часть, а наоборот! Я не хочу говорить, сколько букв были приобретены до сих пор – чтобы не было неприятного чувства в субботу!

И подобно этому, когда сравнивают число приобретенных букв на конец этой недели, с числом букв на конец минувшей недели, и подсчитывают, сколько букв приобретено в течение недели – становится «светло в глазах» (в «кавычках»)!

В течение недели я пытался «а кицл тон[25]» и обратить внимание на то, чтобы занимались этим подобающим образом. Кричать на него, почему он не занимается этим как положено – невозможно, поскольку нужно говорить путями приятными и путями мирными, и тем более, невозможно сказать ему «слова упрека» – кто может прийти к сказать ему «мусар[26]«! – но «кицлен», «самым вежливым образом» – можно, даже когда хотят вести себя самым вежливым и мирным образом!

Но на деле – по-видимому, это совершенно не помогло!

И более того: есть такие, которые считают, что поскольку они верят, что «есть хозяин у этого дома», то это не их задача – беспокоиться о существовании мира, и препятствовать распаду мира и т.д. – «есть хозяин у этого дома», и Он, несомненно, позаботится, чтобы мир продолжал существовать!

2

И еще:

Используют написание Сефер Торы для того, чтобы умножать раздоры. – Спорят между собой, кто будет стоять во главе занимающихся этим, и воюют против другого, чтобы не дать ему участвовать в деятельности, связанной с написанием свитка Торы!

Общая идея написания сефер Торы – привести к единству еврейского народа/ Объяснялось несколько раз, что не имеется в виду только исполнение заповеди «И ныне запишите себе эту песнь[27]» (ибо тогда нужно было писать много свитков Торы). Имеется в виду, что в написании свитка Торы объединятся сотни тысяч сынов Израиля вместе; и, тем не менее, используют это для умножения раздоров!

И, как говорилось выше, не хотят вводить новых людей, чтобы они занимались вопросами написания свитка Торы. Мало того, что на нем самом есть уже двадцать дел, за которые он отвечает, но он берет на себя еще и написание свитка Торы, и не дает другим людям помочь в организации этой деятельности.

У него и так есть двадцать дел на голове, и, поскольку человек ограничен, и также число часов в сутках ограничено, понятно, что он не способен заниматься как нужно всеми делами. Он занимается ими «наполовину, на треть и на четверть». А сейчас – он берет на себя еще одно дело, и понятно, что и этим делом он не способен заниматься как нужно, и это только помешает его работе в других делах!

Даже если он думает, что он будет делать свою работу с «мсирус нефеш[28]«, это не поможет, чтобы успеть сделать все его дела полностью – как говорилось несколько раз, что мсирус нефеш помогает, чтобы прыгать с крыши вниз, но прыгнуть с земли на крышу он не сможет, даже если готов отдать за это жизнь!

Когда есть новое дело, и в нашем вопросе – объединить всех сынов Израиля посредством написания сефер Торы, то, поскольку это дело, требующее много сил, нужно найти человека, который будет заниматься этим как нужно, и сконцентрируется специально на этом деле. И конечно, если платить ему зарплату за эту работу – найдутся люди, которые согласятся заниматься этим подобающим образом.

Не надо бояться, что его станут меньше уважать из-за того, что он отдаст другому организацию деятельности по написанию свитка Торы. – Он говорит: если он отвечает за выполнение простых дел – несомненно, он должен отвечать и за организацию столь важного и возвышенного дела, как объединение Израиля посредством написания свитка Торы. – Ему даже не нужно «подавлять в себе дурное начало» или «переворачивать тьму в свет», чтобы ввести еще одного человека, который организует всю деятельность в этом – ибо он может взять его в качестве «ханаанского раба», и он останется его «господином» и «царем»!

Наоборот: чем больше у него слуг, тем больше это показывает, насколько он важный и уважаемый человек, ибо «нет царя без народа». Когда он берет еще людей, и руководит ими – это только добавляет уважения ему самому, ибо он подобен «царю над царями царей»!

И этот недостаток – что не хотят вводить новых людей – есть еще в нескольких воспитательных учреждениях. В отношении светских учреждений – это не удивительно. Но удивительно, что этот недостаток проник и распространился также в ортодоксальных учреждениях – когда руководители этих учреждений отказываются привлекать новые силы, ибо боятся, что это ударит по их статусу и т.д.!

Они говорят: лучше недополучить прибыль, чем понести убытки. О каком убытке идет речь? Что их станут меньше уважать!

Нечего здесь бояться, ибо есть самое широкое поле для деятельности многих людей!

Еврейский народ насчитывает 12-13 миллионов евреев, да умножатся они, и когда жены Израиля исполнят заповедь «плодитесь и размножайтесь» как положено, то за короткое время число сынов Израиля возрастет до 15 миллионов и больше. И поскольку в каждом свитке Торы есть 304 тысячи и сколько-то букв, следовательно, на миллион евреев нужно написать три свитка Торы, и по этому счету выходит, что на 15 миллионов евреев нужно написать 45 свитков Торы! И когда закончатся все души в «гуф[29]» – то число сынов Израиля будет во много раз больше, и нужно будет писать еще свитки Торы!

3

Практически:

Каждый и каждый должен приложить все усилия, чтобы приобрести букву в свитке Торы, и, кроме того – воздействовать также на другого еврея, чтобы он приобрел букву в свитке Торы, в соответствии с заповедью «возлюби ближнего своего, как себя самого». И как объясняется в Тании гл. 32, что означает «ближний твой».

И, как говорилось несколько раз, это касается всех сынов Израиля одинаково, независимо от различий между ними – ашкеназим и сефардим, тех, кто ведут себя по обычаю Аризаля, и тех, кто ведут себя по обычаю Хабада, и даже «того, кто именем Израиль назовет[30]» – все они должны объединиться и соединиться в написании свитка Торы.

И как начали вести себя в этом многие мужчины и женщины – как только рождается ребенок, мальчик или девочка, приобретают для него букву в свитке Торы: мальчику – когда он вступает в союз нашего праотца Авраама (и это связано с нашей недельной главой, в которой говорится о заповеди брис мило), ибо тогда ему дают имя, и подобно этому девочке – «которая как будто бы обрезана» – когда называется ее имя в Израиле.

И как понятно по простому смыслу, что так же, как заботятся о детях в отношении всех остальных вещей – тем более, нужно заботиться о них в столь важном и основном деле, как приобретение для них буквы в свитке Торы.

4

Поскольку мы находимся в такое время, когда «тьма покрывает землю[31]» – нужно позаботиться, чтобы мои слова не были истолкованы превратно.

И в нашем вопросе:

После всего, что говорилось о великом значении объединения всех сынов Израиля посредством написания свитка Торы – могут истолковать это так, что после того, как добились от еврея, что он приобрел букву в свитке Торы, уже завершена вся работа, и уже не нужно больше заниматься с этим евреем.

И это «толкование» он применяет как в отношении себя самого, так и в отношении своего ближнего:

В отношении самого себя — он думает: убедив другого еврея приобрести букву в свитке Торы, он уже исполнил заповедь «Люби ближнего своего как самого себя[32]«, «великое правило в Торе». В отношении другого еврея: приобретя букву в свитке Торы – тот уже достиг самого высокого уровня, соединившись с сотнями тысяч сынов Израиля!

И поскольку «Люби ближнего своего как самого себя» – это важнейшая заповедь, как сказали наши учителя, «это — вся Тора, а остальное – комментарий, иди, учи» – можно ограничиться этим. Всем остальным пусть занимаются «остальные» – кто-нибудь другой.

На это говорят ему: есть 613 заповедей, и поэтому, действие с другим евреем должно быть в отношении всех аспектов Торы и заповедей, а не достаточно только убедить его приобрести букву в Торе.

5

И да будет воля Вс-вышнего, чтобы все души Израиля, которые сейчас находятся в телах, объединились все вместе, ибо каждый и каждый из Израиля подобен царю, как сказано «и вы будете мне царством…»

И удостаиваются идти навстречу нашему праведному Мошиаху, и увидеть сияние лика Шхины[33], и Царя над царями царей – Вс-вышнего, и идти так, как идет царь – «гордо и свободно», с радостью и добрым сердцем.

(התוועדויות ה’תשמ»ב חלק א’ פרשת לך לך, סי’ ז’ ואילך)

Письма Любавичского Ребе

Первый день главы « Вот народ, отдельно обитать будет[34]«, 5717

Бруклин, Нью-Йорк

Участникам ежегодного съезда Объединения раввинов

Мир и благословение!

В ответ на Ваше сообщение о проведении ежегодного съезда во второй-четвертый[35] дни текущей недели.

Да будет воля Вс-вышнего, чтобы ваш съезд был во имя Небес, и принес реальные плоды и результаты в укреплении традиционного еврейства и распространения его в святых общинах, в воспитательных учреждениях, возглавляемых членами Объединения раввинов, и всюду, куда достигает их влияние,

Распространять традиционное еврейство, пока оно не станет безусловно доминирующим в жизни и в делах общества и каждого индивидуума.

В наше время миссия раввинов принципиально отлична от их задач в прошлом.

В наши дни, дни сокрытия и утаения Б-жественности, и страшной путаницы в мозгах – раввин должен провозглашать снова и снова, что «эта Тора – от самого Вс-вышнего, ни от кого другого, и никто не может добавить к ней или убавить от нее, ни в письменной Торе, ни в устной Торе».

Основа устной Торы – судьи Израиля, «столпы учения», «установления, указы и обычаи», которые они повелели обществу[36].

Это – одна из основ нашей религии.

И то, что Тора запретила в предшествующие эпохи – запрещено также сейчас, и также в Соединенных Штатах, и даже если кто-нибудь найдет «сто пятьдесят причин, чтобы очистить…» (Эйрувин 13, 2, см. там) – запрет остается запретом.

И сейчас это еще более необходимо, чем в предыдущие годы, ибо, смилостивился Вс-вышний над народом своим, и пробудились сердца многих из молодого поколения, чтобы искать абсолютную истину.

Среди них есть такие, которые уже познали истину, нашу Тору — Тору истины, вплоть до того, что изменили путь своей жизни на практике, в ежедневной жизни. Среди них — такие, кто движутся в этом направлении, но еще не достигли цели. И среди них – те, кто только чувствуют внутри себя, что они находятся в пустоте, без всякой опоры и базиса в своей жизни, на который можно было бы опереться. Все они ждут и надеются, что придет кто-то, и объяснит им, что происходит с ними, и поставит их в «луч света».

Общее, что объединяет все эти три типа – что вся их надежда – на раввина и их руководителя, который покажет им путь и научит их истине, как она есть – цельной и полной Торе, без компромиссов, ибо всякий компромисс основан на лжи, и ложь по своей сути.

И это пробуждение и эта надежда увеличивают многократно ответственность раввина и его обязанность, и в особенности – когда это молодой раввин, выросший в той же среде, в которой выросли и воспитывались те, кто пробудились чтобы искать истину.

Его обязанность и его заслуга – сообщить им истинное и цельное еврейство без компромиссов. И, как учит Шулхан Орух в самом его начале – «да не устыдится перед насмехающимися». Он также не должен бояться известного утверждения, что «вся община — все святы», и что не следует разделять и возводить преграды между одним движением в религии и другим.

Даже если это «другое» движение вносит изменения в Тору, и по закону Торы – это не религиозное движение, а движение, воюющее с религией Моисея и Израиля, и увеличивающее безверие в Израиле.

Сейчас – самое благоприятное время и веление времени, чтобы укрепить основания Торы и заповедей в чистоте святости, ибо велика сила тшувы и пробуждения, властвующей душами сынов Израиля, и не дай Б-г устраниться от возвращающихся, или оттолкнуть их, говоря «прийди завтра и послезавтра», или разочаровать их компромиссами. Каждый день и каждая неделя, которые проходят – это не только не противоположно исправлению, но наоборот – это приводит к разрушению и разрухе, ибо из поведения раввина учат люди его общины и баалей-батим[37], каково значение и важность Торы и заповедей, ибо раввин должен быть символом Б-гобоязненности. И не важно здесь, почему раввин молчит – или от того, что он боится, что ему нечего будет кушать, или он боится, что его станут меньше уважать, но его молчание понимается как согласие с противоположной стороной и ее подходом, отрицающим святость Торы и пытающимся приспособить ее к условиям места и времени.

Этот подход уже привел в прошлом и приводит также сейчас – ступень за ступенью – к «консерватизму», «реформизму», ассимиляции и полному растворению не дай Б-г.

Миссия и сила раввина – в том, что он посланник, чтобы передать мнение Торы. Эта миссия возложена на него столпами учения, первыми учителями и учителями их учителей, вплоть до тех, кто получили «смиху» — поколение за поколением, начиная от Мойше рабейну, который получил Тору с Синая – посланника Вс-вышнего.

Верный посланник, не изменяющий своей миссии, имеет силу и твердость пославшего его, и как сказали наши учителя «посланник человека подобен ему самому», и все выше и выше в святости, вплоть до Высшего человека, сидящего на Престоле[38], который говорит каждому ученику «и Я вложил Мои слова в уста твои[39]«.

Посланник, изменяющий своей миссии – исполняет собственное желание и действует своими силами – желания и силы «плоти и крови», сотворенного из праха, про которого сказано «и преимущества человека перед…[40]«

И даже если он называет себя раввином и пастырем общины и группы евреев – что он ответит слову Вс-вышнего, переданному через Его пророков:

«тук вы кушаете, и шерсть вы одеваете… а больную не излечите, и сломавшую ногу не перевяжите, и заблудшую не вернете, и пропавшую не ищете… и они отданы на съедение всем полевым зверям» (Йехезкель 34, 3-5).

И да будет воля Вс-вышнего, чтобы ваше собрание удостоилось и преуспело пробудить, укрепить и усилить членов объединения и всех раввинов, чтобы, несмотря на нажим снаружи и нажим изнутри, они исполняли свою миссию – миссию раввина, о которой здесь говорилось, полностью, не искривляя суда и не откладывая суд.

И миссией и силой Торы и Дарующего Тору, ибо Он и только Он властвует и управляет всем миром, вы создадите общины в Израиле, и будете управлять ими, ведя их по пути, ведущему в дом Б-жий, в полном благополучии.

Пока не исполнится предсказанное пророками: «И Я поставлю над ними одного пастуха, и будет пасти их – раба моего, Давида[41]«.

С уважением и благословением,

Успеха в святой деятельности по укреплению истинной Торы, «истина Вс-вышего вовек», и распространении ее.

М. Шнеерсон

(Игройс Койдеш, том 15, игерес 5567)

(אגה»ק כרך ט»ו, אג. ה’תקס»ז)

***

12 адара 5713

Бруклин

Мир и благословение!

… я прилагаю к моему письму копию ответа г-ну…, и, по-видимому, он находится в глубоком отчаянии, и основная причина этого в том, что, как он считает, Анаш[42] недостаточно приближают его, и, по-видимому, недостаточно заботятся о его благе.

Я не хочу сейчас вдаваться в подробности, какова причина, приведшая к этому, но так или иначе – это противоположно намерению Рабеим[43], наших руководителей, требовавших со всей силой единства среди Анаш.. Тем более и тем более, в отношении тех, кто не из Анаш, «геборене[44]«, но стали «геворене[45]«, хасидим, как известен пример, приводимый в Мидраше[46] (Бемидбар Раба гл. 8, 2), как нужно приближать оленя, прибившегося к стаду, больше, чем овец, которые уже находятся в стаде, и излишне говорить об этом много…

(Игройс койдеш т. 7, стр. 187, игерес 2047)

(אגה»ק כרך ז’, אג. ב’מ»ז)

Хасидские истории

Нельзя отдалять ни одного еврея

В городе Жебин, где жил рав Гронем, был один из хасидов, который немного сошел с доброго пути, и потихоньку отдалялся все больше и больше. Анаш[47] увидели это, и отдалили его от себя, и не давали ему приходить к ним (на праздники и молитвы и т.д.)

Однажды один из Анаш был в Любавич у Ребе Могараша. Ребе спросил у него: а как дела у такого-то? И ответил ему хасид: не стоит говорить о нем, мы прогнали его из синагоги, и из всех застолий анаш, поскольку он так и так себя ведет.

Сказал ему Ребе: вы не хорошо поступаете, вы должны приблизить его. Даже если ваше приближение подействует на него только в том, что без вас у него было 10 дурных мыслей в день, а с вами у него будет на одну дурную мысль меньше – это тоже стоит того. Вы должны приблизить его.

(Шмуэс весипурим р. Рефоэл-Нахман Коэн, ч. 1, стр. 73)

И ненавидеть рабонус

Известно о великих и известных хасидах, которые не хотели принимать на себя должность раввинов и сидеть на кресле городского раввина. У хасидов принято было говорить «отдали на растерзание несколько хасидов, и сделали их раввинами».

И я слышал, почему раввина называют «Моро дэасро[48]«, что это от языка «морэй вахациней» («лопата»). «Лопата» очищает грязь, но она сама пачкается от этого, и в этом нужна большая осторожность!

(Ликутей сипурим Перлов, стр. 520)

Отчаяние – сети животной души

У Цемах Цедека был один хасид, лавочник. Он молился в обществе, и старался выполнять все установленные уроки. В субботу он молился дольше, чем обычно и повторял вслух хасидский маамар. Однажды впал в отчаяние относительно его служения, и расстроился и страдал из-за того, что он недостаточно служит Вс-вышнему.

Он пришел к Ребе на «йехидус» и излил перед ним горечь сердца.

Сказал ему Ребе: ты попал в сети животной души, которая ввела тебя в отчаяние, чтобы помешать тебе служить Вс-вышнему. Начни вести себя снова, как ты вел себя раньше, и пробуди в себе радость от того, что ты служишь Вс-вышнему.

Этот хасид превратился в другого человека. Когда он вернулся домой, он исполнил слова Ребе, и поднимался выше и выше, в изучении хасидизма и служении сердца.

(Оцар питгамей Хабад стр. 165)

Дорогие друзья!
Сайт «Хасидус по-русски» объявляет о начале реализации нового проекта – еженедельной брошюры «Хасидус по-русски».

По вопросам помощи сайту и проекту брошюр Хасидус по-русски обращайтесь по электронной почте webmaster@chassidus.ru или по телефонам (в Израиле) 02-5803466, 054-6657493 (Ицхак)

Брошюры можно найти по адресу: http://chassidus.ru/nedelnaya_glava/dvar_malchus/

להזמנות ולהקדשות ולתרומות נא לפנות webmaster@chassidus.ru

או בטל’ 054-6657493 (יצחק רויטמן)


[1] После «бар-мицвы» мальчик начинает быть ответственным за свои поступки. Ясно, что на этой ступени он начинает по­нимать все уже не по-детски. См. Сихот «бар-мицва» Ребе Раяца (р. Йосефа-Ицхака) в субботу главы Ваера, 20 мар-хешвана 5693 г.

[2] Привычка к исполнению заповедей — детей приучают исполнять заповеди с возможно более раннего возраста.

[3] «старый еврей» (идиш)

[4] Брейшит, 18:1

[5] Различные имена Б-га указывают на пути, какими Б-г Себя раскрывает (см. Шмот раба, 3:6; Зогар, ч. 3, стр. 257; Леках тов, а также другие мидрашим и Раши к Шмот, 6:3). Имя Гавайе — сущностное имя Б-га, и это обычно наивысшая ступень откровения. Но и в этой категории есть градации. Б-г раскрылся Авраhаму в имени Гавайе прежде его обре­зания (Брейшит, 12:7 и 15:7). Однако обрезание привлекло более высокую ступень откровения, вызвавшую более яв­ное явление Б-га Авраhаму и более высокую способность восприятия со стороны Авраhама (см. Танхума, Лех леха, ч. 20 и Ваера, п. 6; Зогар, ч. 1, стр. 88б и 98б).

[6] См. Брейшит раба, начало гл. Ваера, 48:2 и далее; Ликутей Тора, Тазриа, стр. 21

[7] Недарим, 32б. Сначала имя его было Аврам, числовое зна­чение этого имени — 243. Тогда он был властен над 243 час­тями своего тела, затем ему было дано имя Авраhам, с бук­вой «hей», и тогда он стал властен над 248 частями своего тела

[8] Числовое значение буквы «hей» — 5.

[9] Тана двей Элиягу, гл. 25

[10] Изложение Ребе теории хасидизма, в отличие от бесед, но­сящих более общий характер

[11] Ки йишальха винха 5654

[12] Десять общих сил души, соответствующих десяти сфирот (см. Тания, ч. 4, поел. 1 и 15)

[13] Каждая из десяти сил в свою очередь подразделяется на десять подсил (включая в себя все качества сил души) так же, как подразделяются сфирот (хесед сфиры Хесед, гвура сфиры Хесед и т. д.), насчитывая таким образом сто под-сил.

[14] Авот, 5:22

[15] Кунтрес hаавода, гл. 6

[16] Дерех мицвотеха, Шореш мицват гатфила, стр. 144б; там же, Биур гашавта, стр. 1870б. Ср. разные маамарим на гл. Хаей Сара

[17] См. Иерусалимский Талмуд, Брахот, 9:5; Зогар, ч. 2, стр. 107б

[18] Иными словами, это не обязательно крутое падение из верх­него мира в нижний, это внутреннее падение с той ступени, на которой он находится.

[19] Брахот, 61а; Брейшит раба, 8:1: «Сказал раби Шимон бен Лакиш: «Человек сотворен после всего в последний день и раньше всего в первый день Сотворения»»; Танхума, Тазриа, п. 1; Тора ор, стр. Зг; Ликутей Тора, Шмини-Ацерет, стр. 86в.

[20] Различные части и аспекты мира, как физические, так и ду­ховные, связаны с определенным человеком. Человек очи­щает и возвышает не только себя, но и связанную с ним часть мира, используя ее для служения Б-гу.

[21] Книги издательства Шамир можно приобрести по адресу: 6 David Yellin Street, P.O.B. 5749, Jerusalem 91057 тел. 02-5385702 или на сайте http://shamir.info/catalog/

[22] «Не уничтожай». Запрет уничтожения полезных и нужных предметов

[23] Человек близок к самому себе

[24] «Тучи и ветер, а дождя нет» (Мишлей 25, 14)

[25] Букв. «щекотать» (идиш), расшевелить.

[26] упрек, поучение

[27] Вайейлех 31, 19. Из этого стиха учится заповедь для каждого еврея написать себе свиток Торы.

[28] Самоотверженность, самоотдача

[29] Средоточие душ Израиля

[30] Йешайа 44, 5

[31] Йешайа 60, 2

[32] Кдойшим 19, 18

[33] Сфира «малхус». Собрание душ Израиля. Раскрытие Б-жественности в мире.

[34] «Вот народ, отдельно обитать будет» (Болок 23, 9)

[35] Понедельник — среда

[36] См. Рамбам Законы мамрим в начале

[37] Букв. «домохозяева»

[38] Ср. Йехезкель 1, 26. И см. Ликутей Тора Алтер Ребе, Вайикро 1, 3

[39] Йешайа 59, 21

[40] «И нет превосходства человека над скотом,» (Когелет 3, 19)

[41] Йехезкель 34, 23

[42] «Аншей шлоймейну», хасиды

[43] Мн. число от «Ребе»

[44] «родившиеся» (идиш)

[45] «ставший» (идиш)

[46] Вот этот Мидраш: «… «Вс-вышний любит праведников…» – так сказал Вс-вышний: Я люблю тех, кто любит Меня, и так говорит Писание (Шмуэль Алеф, 2) «Ибо почитающих Меня Я почту», они любят Меня, и также Я буду любить их. И почему Вс-вышний любит праведников? – поскольку это не наследство и не семья… Это подобно притче о царе, у которого было стадо овец, и выходили в поле и возвращались вечером, и так каждый день. Однажды олень пришел в стадо, и пошел с козлятами и пасся с ними. Вошли овцы в овчарню – он вошел с ними, выходят пастись – он выходит с ними. Царь полюбил его. Когда он выходил в поле – предупреждал пастуха, чтобы он следил за ним, чтобы никто не бил его, и также когда он возвращался в овчарню – говорил им: ‘дайте ему пить’, и любил его сильно. Сказали ему: господин наш, сколько козлов есть у тебя, сколько овец есть у тебя, сколько козлят есть у тебя, и ты нас не предупреждаешь о них, а об этом олене ты предупреждаешь нас каждый день. Сказал им царь: овцы – хотят или не хотят – обычай овец жить среди людей. Не должны ли мы быть благодарны тому, кто оставил всю великую широкую пустыню, там, где все звери, и пришел и стал во дворе….»

[47] Хасиды

[48] Букв «хозяин данного места» (арам.) Обычное обращение к раввину