1
Стих "Иди с земли твоей[1]" …" описывает опускание души из высших, духовных миров в материальный мир. Это опускание подобно падению "с высокой крыши" – "из страны твоей и из родины твоей и из дома отца твоего[2]", "в глубокую яму" – "на землю", в сфиру малхус[3], и еще ниже – "на землю" – в буквальном смысле – когда душа приходит в этот материальный мир и облачается в тело человека. Цель этого опускания - подъем – "которую укажу тебе[4]", ибо только через работу внизу, в материальности, раскрывается и проявляется величие души. Так же, как царь, у которого есть единственный, любимый сын, посылает его в далекую страну, чтобы там раскрылись его силы и достоинства, так Вс-вышний посылает душу в материальный мир.
Такова же и общая идея галута[5]. Хотя изгнание подобно самому тяжелому падению (внутри самой "глубокой ямы"), оно имеет своей целью подъем. Только так можно достичь "превосходства света, сияющего из тьмы[6]", и "преимущества мудрости пред глупостью[7]".
Это единственное объяснение, которое можно найти смыслу и причине изгнания – в качестве "падения, приводящего к подъему".
Однако одного этого объяснения недостаточно. Ведь так же, как Вс-вышний пожелал, чтобы подъем достигался только после падения, и чтобы самый сильный свет светил только из тьмы, подобно этому Он мог пожелать, чтобы вообще не нуждались в падении ради того, чтобы достичь подъема, чтобы свету не нужно было преодолевать тьму.
То есть: принцип, что истинный свет сияет только из (и после) тьмы, а подъем приходит после падения – действует лишь потому, что так пожелал Вс-вышний, и, как говорил Алтер Ребе, про "страсть" не задают вопросов; но сам этот принцип не является чем-то обязательным.
Такова же общая идея изгнания. Причина изгнания выражена в стихе "страшен деяниями своими над сынами человеческими[8]". Вс-вышний пожелал, чтобы было изгнание, чтобы мир опустился до самого низкого положения и состояния (как в смысле времени и места[9], так и в смысле положения и состояния еврейского народа), чтобы осуществилось "падение ради подъема", так, чтобы "награда соответствовало страданию".
И тем не менее, "сколько можно"?! – Вс-вышний, действительно, пожелал, чтобы было такое опускание, но, тем не менее, "сколько можно"…?!
Еврей должен знать, что само изгнание – вещь нежеланная, противоположная благу. Это не нормальное состояние для сынов Израиля!
И как подчеркивается также в словах наших мудрецов: "благо сделал Вс-вышний Израилю, тем, что рассеял их среди народов[10]". Это не значит, не дай Б-г, что изгнание - благо. Однако, когда сыны Израиля уже находятся в изгнании - то, что они "рассеяны среди народов" – это "благо":
Когда сыны Израиля рассеяны в разных местах, то даже если в одном месте начинают притеснять сынов Израиля, то евреи, которые находятся в более безопасном месте (и на которых не распространяется, таким образом, правило "арестант не может сам себя освободить из тюрьмы …") могут помочь евреям, попавшим в беду, поднимая шум по всему миру.
Если бы все сыны Израиля находились в одном месте, под одним строем, - и начались бы притеснения и погромы, не дай Б-г, - они бы подобны "арестанту, который не может сам себя освободить из тюрьмы ".
Тем не менее, совершенно очевидно, что само по себе изгнание – положение "дурное и горькое[11]".. И евреи должны знать, что нахождение в изгнании – не естественное для них состояние.
2
В наши дни мы видим еще более, насколько велика двойная и удвоенная тьма.
И сначала нужно объяснить, что в общем, идея изгнания распространяется не только на евреев, находящихся вне Земли Израиля, но также на евреев, живущих на Святой Земле, ибо понятно, что статус Святой земли во время изгнания отличается от статуса Святой земли того времени, когда стоял Храм.
Мы видим, что есть заповеди, связанные со строительством Храма и принесением жертв. Во время изгнания нет возможности исполнять их также и в Святой земле. Более того: существует запрет приносить жертвы во время изгнания, ибо это аспект "принесения жертв вовне".
И все же, поскольку Тора – вечна, несомненно, также и во время изгнания Святая земля сохраняет многие свои особые качества: "земля, на которой… глаза Вс-вышнего от начала года до конца года[12]", "царский дворец" и т.д..
Но, несмотря на святость и особый статус Святой земли – сохраняющиеся даже во время изгнания – там находятся евреи, которые опустились столь низко, что упрямо пытаются вернуть не-евреям территории Святой земли, сознавая при этом, что это противоречит Торе!
И они не только осознают, что это против воли Торы - они также видят на деле, к чему это приводит. Они поступают так в ущерб себе. Но, несмотря на то, что они видят как "дурно и горько, что ты оставил Вс-вышнего[13]", тем не менее, они упрямо продолжают вести себя против воли Торы!
Даже народы мира удивились этим евреям, как они согласились вернуть все (нефть и территории и т.д.). Никто не мог даже предположить, что согласятся вернуть все, не получив за это ничего взамен!
3
И то же относится к соблюдению субботы:
Когда говорят, что нужно соблюдать субботу, и запрещено ездить в субботу – ведут себя противоположно Торе, и едут в субботу!
Когда в свое время говорилось об израильских кораблях – я требовал несколько раз, чтобы не плыли в субботу, и я доказывал, что нет необходимости плыть в субботу, ибо есть острова и т.д. в пути, и можно остановиться по пути и не плыть в субботу. Тем не менее, продолжали плыть в субботу.
И, в конце концов, увидели, что от этих кораблей нет никакой прибыли, и наоборот, эти корабли приносили ежегодные убытки сотни тысяч долларов, пока не осталось никакого другого выхода, кроме как продать эти корабли не-евреям!
И как говорилось несколько раз, что когда зарабатывают деньги, нарушая Тору (оскверняя субботу и т.п.) – невозможно, чтобы была какая-то польза от этих денег!
На что это похоже? – Представьте себе человека, которому скажут, что он может заработать сто долларов, но одновременно с этим кто-то из его семьи должен будет обратиться к врачу, и лечение обойдется в 120 долларов. При этом он может отказаться от такого заработка, и тогда ему не нужно будет идти к врачу вообще. Совершенно очевидно, что любой нормальный человек откажется от подобной "прибыли", лишь бы не обращаться к врачу!
Каждый откажется от "прибыли" в сто долларов, чтобы не платить врачу 120 долларов (и потерять 20 долларов). Даже если нужно будет заплатить врачу только сто долларов (и ничего не потерять) – лучше не заработать этой суммы вообще и не обращаться к врачу!
И подобно этому, когда речь идет о полетах в субботу: с одной стороны, в этих самолетах подают кошерную пищу, "глат кошер" (и возможно, что это действительно "глат кошер"), а с другой стороны – есть полеты в субботу!
Понятно и совершенно очевидно, что невозможно получить никакой прибыли от таких самолетов, и как можно видеть в счетах фирмы (когда у них не осталось иного выхода, и вынуждены были опубликовать свои счета) – есть убытки в миллионы долларов!
И то же самое относится к заводам, работающим в субботу – вместо того, чтобы приносить прибыль, они приносят большие убытки. Различие лишь в том, наступают ли эти убытки немедленно, или спустя какое-то время.
Для того, чтобы покрыть убытки таких фирм, берут деньги, которые евреи жертвуют на Святую землю во время "Кол нидрей[14]" или во время, когда говорят "Изкор[15]", и отдают эти деньги, чтобы покрыть убыток. И само собой, не рассказывают об этом, чтобы не поднялся шум!
То, что утверждают, что если бы не работали в субботу – убытки были бы еще большими – только предположение (ибо еще не пробовали, не работать в субботу), а то, что говорилось выше – несомненно, ибо по Торе ясно, что деньги, заработанные посредством нарушения субботы не приносят никакой пользы, и наоборот, еще "тянут за собой" также и кошерные деньги!
И хотя, ведя себя против воли Торы - получают нежелательные результаты, тем не менее, продолжают нарушать Закон.
Это напоминает притчу про фараона, приводимую в Мидраше: когда Мойше-рабейну передал ему повеление Вс-вышнего: "отпусти народ Мой, и будут служить Мне[16]", тот не захотел сразу исполнить волю Вс-вышнего. В итоге, он все равно вынужден был сделать это, но лишь после того, как получил наказания.
4
И то же самое, когда идет речь о евреях, находящихся "за железным занавесом". Поскольку они "народ мудрый и понятливый[17]", "народ Книги", они поднимают шум, и требуют: "отпусти народ Мой", освободить евреев, находящихся за "железным занавесом". При этом "забывают" продолжение стиха: "И будут служить Мне"!
И когда евреи выходят из-за железного занавеса – их отвлекают и отталкивают, чтобы не дать им соблюдать Тору и заповеди, и ставят перед ними трудности в соблюдении Торы и заповедей, вплоть до того, чтобы были случаи увольнения с работы тех, кто не хотел работать в субботу! – Как известны такие случаи в Иерусалиме, в Луде и в Рамле и т.д.
Стараются, понятно, хранить это в тайне, чтобы не поднялся "шум", и смотрят также, чтобы у уволенного не было знакомого депутата в кнессете, соблюдающего Тору и мицвот, который может поднять шум из-за таких дел!
И когда случается, что увольняют кого-то, у кого есть товарищ в кнессете, соблюдающий законы Торы в своей частной жизни, то, поскольку боятся, что он поднимет "шум" из-за этого, приходят к нему, и обещают дать ему "тысячу шекелей" на его ешиву, чтобы он молчал и не поднимал "шум". Он делает расчет, что "изучение Торы важнее всего", и, поскольку идет речь о деньгах на ешиву (изучение Торы), ему стоит молчать, чтобы получить эти деньги! И он молчит, несмотря на то, что тот еврей, уволенный с работы, остается без источника заработка.
Я не знаю, сколько времени этот еврей выдержит такое испытание – без источника заработка для себя и для своей семьи, будучи вынужден просить помощи других людей, тем более, что этой помощи едва хватает на "хлеб и воду"!
И, тем не менее, поскольку идет речь о деньгах на ешиву – молчат, и не поднимают шума из-за этого (ибо тогда не дадут денег). Когда берут взятку, то "взятка ослепляет глаза мудрецов…[18]"!
Требуют и шумят "отпусти народ Мой", и забывают продолжение стиха "и будут служить Мне"!
Евреям, выезжающим из-за "железного занавеса", рассказывают, что стоит поселиться в Святой земле, поскольку это "родина", есть там красивый "пейзаж", "Кинерет", и т.п., есть "святые места", и т.д. – и поэтому стоит приехать и поселиться в Святой земле, чтобы глядеть на "пейзаж" и на "святые места"!
Они уехали из-за "железного занавеса", поскольку там преследовался еврейский образ жизни, думая, что приехали в такое место, где можно вести себя как они хотят – и здесь им ставят препятствия в соблюдении Торы и заповедей!
(Из беседы субботы гл. Ноах 5742 (1981) г.)
Письма Любавичского Ребе
Благословен Вс-вышний
8 кислева 5719
Бруклин, Н.-Й.
Мир и благословение!
Подтверждаю получение Вашего письма от третьего дня главы "Будь властелином для братьев твоих[19]". Мне стало известно, что Вы приняли предложение стать раввином в одной из синагог Нью-Йорка. Заранее прошу простить меня за мои слова, но должен сказать, что я узнал об этом с огорчением, смешанным с удивлением.
Вам, несомненно, понятно мое огорчение, после того, что я говорил с Вами по поводу …. Это относится к Вам также, и еще в большей степени.
Ибо в… положение еврейства зависит от считанных людей, и оно может совсем развалиться, не дай Б-г, если оттуда уедет даже один человек. Ибо общественный успех там требует особых условий, которых невозможно достичь посредством подготовки в течение нескольких месяцев… в отличие от Нью-Йорка, где положение отличается диаметрально.
Возможно, с точки зрения отдельного человека как индивидуума, в Нью-Йорке есть, действительно, больше достоинств, чем в другом месте, поскольку здесь есть больше религиозных людей, и т.п. Но даже если сказать, что это действительно так на все сто процентов, то, подобно тому, как говорят наши наставники, "один и многие – закон принимают по мнению многих" (т.е. дела и выгоды одного человека против дел и выгоды многих). Однако, в Вашем вопросе, я не вижу даже тени сомнения в отношении выгоды индивидуума. Ведь на своем нынешнем месте Вы - единственный и особенный, и само собой, это придает Вам особые силы, предоставляет особые возможности и ставит Вас в исключительное положение. Здесь же, в Нью-Йорке – даже максимально учитывая Ваши способности и т.д. – есть конкуренция со стороны многих других, тем более, что никто не задумывается глубоко, кто кого превосходит среди раввинов, внешне похожих друг на друга.
И еще. Зная настроения религиозного общества в США, думаю, что на еврейство Америки можно повлиять в большей степени визитом в качестве главного раввина …, чем в качестве локального раввина даже самой лучшей синагоги.
(Игройс койдеш, т. 18, игерес 6592)
Благословен Вс-вышний
27 нисана 5719
Бруклин
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от 23 нисана, написанное после очень долгого перерыва.
Во время благоволения я упомяну Вас на святом Ционе моего святого тестя и учителя, Ребе в соответствии с содержанием Вашего письма.
То, что Вы объясняете Ваше душевное состояние недостатками в некоторых действиях ЦА"Х[20] и Ана"ш[21], и, в особенности, в. .. - легко понять, что должно быть как раз наоборот. Подобно тому, как внутри самого человека: если он чувствует слабость в одном из своих органов - понятно, что это не причина, для того, чтобы ослабить также остальные органы. Наоборот, один из основных путей излечения ослабленного органа - усиление и укрепление остальных органов.
И ведь весь Израиль – это как один человек[22]. И, поскольку часть целого подобна (и эквивалентна) целому - Хабад и, в частности, Ца"х, также подобны живому организму.
Иначе говоря, если Вы видите слабость (и ведь все происходит по воле Провидения) в одном или нескольких органах этого "организма" - безусловно, это явное указание Свыше, что Вы должны обратить внимание тех, кто имеет отношение к этой деятельности, на имеющиеся недостатки, и действовать также самостоятельно, чтобы удвоить и утроить эту деятельность, восполнить недостающее, и еще добавить.
И не менее важно - что поскольку "по верблюду ноша", то само требование добавления уже доказывает, что Вам добавили, дополнительные силы и возможности, чтобы Вы смогли добавить еще и еще столько, относительно Вашей деятельности до сих пор. И Вам нужно только раскрыть этот потенциал, и это легко понять. И поскольку это совершенно очевидно, то не требуется дополнительного объяснения. Я буду ждать добрых вестей во всем вышесказанном, и также в Вашем воздействии на своих товарищей, в вышесказанной идее, и также в этом "нет ничего, что могло бы устоять перед желанием".
С благословением услышать добрые вести,
От имени Любавичского Ребе
А. Квинт,
секретарь
(Игройс Койдеш т. 18, игерес 6827)
Хасидские истории
Человека судят каждый день
Спросили как–то Баал Шем Това: мудрецы сказали, что человека судят каждый день, но ведь известно, что человека судят в Рош аШана на весь будущий год?
Баал Шем Тов ничего не ответил на это.
По прошествии нескольких дней Баал Шем Тов попросил запрячь лошадей и выехать. Вскоре Баал Шем Тов приказал остановить лошадей. Он спустился с повозки и ученики последовали его примеру. Они встретили старика с двумя ведрами воды. Баал Шем Тов поинтересовался у него, как идут дела. Старик ответил: я старый человек, однако вынужден продолжать свою тяжелую работу – таскать ведра с водой. Случается, что когда приходится далеко идти, я падаю, споткнувшись о камень, и вода разливается. Тогда мне приходится возвращаться и набирать ведра снова. Слава Б-гу у меня есть дети, но они не находят времени, чтобы помочь мне. И старик тяжело вздохнул. Баал Шем Тов благословил старика и вернулся с учениками домой.
Через несколько недель Баал Шем Тов снова попросил запрячь лошадей и поехать в то же место, где они были нескольким неделями раньше.
Баал Шем Тов с учениками спустился с повозки и снова встретил того старика. И в этот раз Баал Шем Тов спросил у старика, как дела. На этот раз старик ответил ему с улыбкой на лице:
Слава Б-гу у меня есть работа - носить ведра с водой. И, хотя я стар, и иногда случается, что я спотыкаюсь и падаю, и также вода разливается, но, слава Б-гу, я возвращаюсь, и снова наполняю ведра. Слава Б-гу, у меня есть дети, и хотя они заняты своими семьями, все же, они иногда помогают и мне.
Баал Шем Тов объяснил своим ученикам:
Есть суд, и псак дин, и псак дин постановляет, сколько парносо дадут такому-то человеку. Но есть еще один суд, как и каким образом он примет то, что постановили ему, будет ли это с гневом и недовольством, или это будет с радостью. И поэтому мы видели, что тот же старик на те же самые вопросы ответил иначе.
Человек судится в Рош аШана, сколько он получит. Но каждый день человек судится, сколько он получит.
(Из историй, рассказанных р. Хаим Шоулом Бруком,
Оцар сипурей Хабад т. 10, стр. 139)
Хасидизм используют не по назначению
В наше время используют хасидизм не на то, что нужно.
Исправление моральных качеств не имеет отношения к хасидизму. Исправление мидот[23] должно быть раньше. На исправление мидот, и тем более – на "уйди от зла" и исправление дурного поведения – для этого точно не нужно использовать хасидизм. Даже для "делай добро" – развивать добрые моральные качества и любовь к ближнему – не нужно использовать путь служения хасидизма.
Сейчас, в наше время, не только используют хасидизм на такие вещи, на которые не следует его использовать, мало того, не делают с помощью хасидизма те вещи, которые нужно делать.
Оправдание для всего – это "парносо[24]", озабочены заботами и тягостями зарабатывания на жизнь. Мне больно об этом думать, и мне больно говорить об этом, я чувствую горести другого, я знаю более или менее боли и страдания каждого, как и его заботы в парносо, и также его испытания в поведении. Каждый мне очень близок, и их горе трогает меня очень глубоко, да смилуется над ними Вс-вышний, и даст каждому радоваться избытку блага в материальности и в духовности.
Но после всего этого, каждый знает сам, что беспокойством и замотанностью нельзя ничего достичь, ибо в действительности беспокойство – это недостаток в битохон[25]. Тот, кто верит во Вс-вышнего, - все евреи верят во Вс-вышнего – не должен беспокоиться, он должен только просить у Вс-вышнего, чтобы Он пожалел его, и помог ему в том, в чем он нуждается.
Те немногие слова, которые я говорю здесь, это то, что каждый, кто получил хасидское воспитание, должен сказать самому себе. Да, материальное положение – чрезвычайно тяжело, да смилостивится Вс-вышний, но ведь время на дворим бтейлим[26] есть; действительно, очень заняты и замотаны, и это служит оправданием на то, чтобы не делать то, что нужно делать. Бедняки были и раньше, но, тем не менее, учились и молились, и понимали хасидское слово.
(Ликутей Дибурим (идиш) т. 1, стр. 197)
Помогите нам, чтобы мы смогли помочь Вам!
Дорогие друзья!
Сайт "Хасидус по-русски" объявляет о начале реализации нового проекта – еженедельной брошюры "Хасидус по-русски".
Брошюры будут включать в себя:
- Отрывки из бесед Любавичского Ребе на недельную главу
- Письма Ребе
- Хасидские истории
Вы тоже можете помочь!
- Вы можете способствовать распространению брошюр (брошюры будут помещаться в формате pdf на сайте, в Израиле возможна также рассылка по почте)
- Вы можете сообщить нам свое мнение о проекте, Ваши отклики важны для нас.
- Вы можете разместить "hакдашот" на брошюрах
- Наконец, Вы можете помочь сайту и новому проекту своими пожертвованиями.
По вопросам помощи сайту и проекту брошюр Хасидус по-русски обращайтесь по электронной почте webmaster@chassidus.ru или по телефонам (в Израиле) 02-5803466, 054-6657493 (Ицхак)
Брошюры можно найти по адресу: http://chassidus.ru/nedelnaya_glava/dvar_malchus/
להזמנות נא לפנות webmaster@chassidus.ru
או בטל' 054-6657493 (יצחק רויטמן)
[1] Лех Лехо 12, 1
[2] Там же
[3] Царство. Сфира "малхус", последняя из семи нижних сфирот. Душа опускается из сфирот хохмо и бино, называемых "отцом" и "матерью" в сфиру малхус, называемую "землей"
[4] Лех Лехо 12, 1
[5] Букв. "изгнание". Диаспора, рассеяние евреев среди других народов
[6] Ср. Когелет 2, 13
[7] Там же
[8] Тегилим 66, 5
[9] Т.е., что еврейский народ изгнан из своей страны и рассеян среди народов
[10] Псахим 87,2
[11] Ср. Йирмийа 2, 19
[12] Экев 11, 12
[13] Йирмийа 2, 19
[14] Торжественная молитва, с которой начинается служение в Йом-Кипур
[15] Поминальная молитва
[16] Воэйро 8, 16
[17] Воэсханан 4, 6
[18] Мишпотим 23, 8
[19] Тойлдойс 27, 29
[20] Цеирей Агудас Хабад – "Молодежная организация хасидов Хабад" в Израиле
[21] Хасиды Хабада
[22] В оригинале: קומה אחת שלימה. Совокупность всех душ Израиля образует структуру, подобную структуре человеческого тела.
[23] Моральные качества
[24] Заработок, пропитание
[25] Уверенность и надежда на помощь Свыше
[26] Пустые слова