בס"ד
דבר מלכות
פרשת תולדות
Любавичский Ребе
Менахем Мендел
Шнеерсон
Избранные беседы
Письма
Хасидские истории
На недельные главы, праздники
и памятные дни
Глава Толдот
Издание "Хасидус по-русски"
г. Бейтар Илит,
5766 год от Сотворения мира
Беседа Ребе
Глава Толдот
1
В отношении стиха "И это - родословие Ицхака, сына Авраhама: Авраhам породил Ицхака"[1] комментаторы задают вопрос: почему Писание повторяется? – После того, как уже сказано "Ицхак, сын Авраhама", снова говорится "Авраhам родил Ицхака"?
"Повтор" в действительности является объяснением: как стало возможным "родословие Ицхака, сына Авраhама" ("родословие" в прямом смысле, а также и в том смысле, который приводится в Мидраше[2]: "основное 'потомство[3]' праведников - изучение Торы и исполнение заповедей")? Это стало возможным потому, что "Авраhам родил Ицхака", как далее будет объясняться.
2
Есть несколько аспектов заповедей, которые впервые начали исполняться только Ицхаком. В их числе то, что Ицхака был обрезан в восьмидневном возрасте[4], что означает истинное и полное исполнение заповеди обрезания, и то, что он стал "бар-мицвой[5]" в возрасте тринадцати лет.
Авраhам был обрезан в возрасте девяносто девяти лет и у него не было "бар-мицвы" в тринадцатилетнем возрасте. Существует несколько мнений в отношении того, в каком возрасте Авраhам постиг своего Творца: в три года[6], в сорок лет[7], в сорок восемь лет[8], но не в тринадцатилетнем возрасте.
3
Особые достоинства Ицхака (обрезание в восьмидневном возрасте и "бар-мицва" в тринадцать лет) объясняются следующим образом.
Обрезание в восьмидневном возрасте указывает на связь со Вс-вышним, которая выше логики. Авраhам был обрезан в девяносто девять лет, когда в интеллектуальном отношении он был на высочайшем уровне. Это видно и в его имени Аврам – "Ав-рам[9]", "сокрытая мысль, которая выше всякого постижения", как об этом говорится в трудах по Кабале и хасидизму[10]. Но преимущество обрезания на восьмой день - в том, что ребенок, у которого еще нет разума, связывается со Вс-вышним вечной связью, и эта связь - выше разума.
Эта не та связь, которая возникает из постижения; скорее, она сродни тому, как младенец чувствует своих родителей и тянется к ним.
4
В некоторых источниках задается вопрос, считается ли исполнением заповеди только момент обрезания, или же это заповедь, действие которой продолжается постоянно[11]. Есть в Талмуде рассказ[12] о том, как царь Давид однажды вошел в баню и увидел себя, что он гол - без Торы и без заповедей. Но, вспомнив о заповеди обрезания, он успокоился. На основании этого Талмуд приходит к заключению, что обрезание - заповедь, продолжающаяся постоянно.
В духовном служении Б-гу это означает, что и потом, когда человек уже обладает разумом и способностью понимания, от него требуется, чтобы его связь со Вс-вышним оставалась бы столь же прочной, как тогда, когда ему сделали обрезание на восьмой день – выше разума и постижения.
Связь, порожденная разумом и направляемая разумом - всегда ограниченна. Она может быть более поверхностной или более глубокой, но остается всегда ограниченной. Поэтому даже тогда, когда человек становится взрослым, от него требуется, чтобы его связь со Всевышним была проникнута самопожертвованием и принятием на себя ига Небес, выше понимания и постижения[13].
5
Тора говорит об Авраhаме: "один был Авраhам"[14]. Хотя Авраам был "один" (один-единственный еврей во всем мире), "весь мир - с одной стороны, а он – с другой стороны"[15], тем не менее, он всюду провозглашал имя Всевышнего: "И воззвал там имя Б-га Э-ль олам"[16]. Не "Э-ль hа-олам" - ибо тогда нужно было бы понимать, что мир есть нечто отдельное, существующее само по себе, а Б-жественность – нечто отдельное, и Б-г - лишь Владыка мира; но Авраhам провозглашал, что само существование мира происходит благодаря ''истинности Его существования"[17]. Мир существует лишь благодаря постоянному притоку Б-жествененного света и "нет ничего, кроме Него"[18].
Эту жизненную позицию Авраhам передал в наследство своему сыну Ицхаку, и благодаря этом стало возможным появление "потомства Ицхака" - Торы, заповедей и добрых дел, а также и "потомства" в прямом смысле слова, того, ибо порожденный им народ существует вечно, и никто и ничто не способно его поколебать.
6
Из всего этого следует выучить урок, имеющий отношение ко всякому еврею:
Когда еврей задумывается о том, что он находится в мире, о котором говорится: "все дела его тяжки и дурны, и грешники в нем торжествуют"[19], в мире, скрывающем и утаивающем Б-жественность. Даже в том, что касается его лично - большая часть дня у него уходит на дела этого мира, которые противоречат и сопротивляются Святости, и особенно – сокрытие и утаение Б-жественности вокруг него. Тем более, что еврейский народ в общем -"самый малочисленный из всех народов"[20].
А когда он имеет дело с чем-нибудь святым, особенно когда он устраивает большой пир, так что "увидят все народы земли, что имя Б-га начертано на тебе"[21], находятся циники, заявляющие, что он может быть сокрушен и обращен в ничто.
И он может подумать: где же я возьму силы на Тору, заповеди и добрые дела? А все это требуется от него не только в Йом-Кипур в заключительной молитве "Неила", а в течение всего года. Как же он сможет превозмочь все, скрывающее Б-жественное?
И потому ему дается следующее указание:
"Деяния отцов – знак (и придает силы) сыновьям[22]". "Авраhам породил Ицхака". Он происходит от нашего праотца Авраhама, праотца всех евреев, который не боялся целого мира и провозглашал "Э-ль олам"- мир существует только благодаря Б-жественности, "нет никого и ничего, кроме Него[23]". Силой этой самоотверженности "Авраhам породил Ицхака" согласно обоим вышеупомянутым комментариям[24].
Так и любому еврею в любое время и в любом месте нечего бояться тех, кто надеется на "собственную силу и мощь[25]". Он связывает себя со Всевышним связью, которая выше разума и понимания, и проявляет и раскрывает ее в будние дни и будничных делах, превращая материальное в Б-жественное, духовное "потомство" Ицхака. И это продолжается в "потомстве Ицхака" в простом смысле слова, когда внуки Ицхака побеждают всех, кто борется против Всевышнего и Его Торы. И это является преддверием и подготовкой к овладению Страной Израиля, Святой землей, через нашего праведного Машиаха вскоре и в наши дни.
(Ликутей Сихойс т. 1 гл. Толдот)
(Печатается по переводу издательства "Шамир", отредактировано и дополнено "Хасидус по-русски")
(לקו"ש כרך א' פ' תולדות)
"Ибо они обновятся подобно тому, как обновляется луна"
1
Общий смысл новомесячья подчеркивается в его названии на Святом языке: "рош хойдеш[26]":
Слово "хойдеш" – "месяц" происходит от "хидуш" – "обновление", поскольку в рош ходеш происходит рождение луны[27]. После того, как она все уменьшается (во второй половине месяца), пока не скрывается и не исчезает совершенно (накануне рош хойдеш), происходит ее [воз]рождение и обновление. И, выражаясь языком Писания, "И ты будешь вспомнен, когда будет пустовать твое место[28]" – твое отсутствие[29], когда "будет пустовать твое место", подобно сокрытию луны, приведет к "ты будешь вспомнен", подобно рождению луны заново.
И, хотя момент новолуния это всего лишь "точка[30]", но, поскольку это точка рождения – она включает в себя все продолжение после этого. Так, все существование человека в течение всей его жизни заключено в том моменте, когда он родился и "вышел на воздух этого мира". И поэтому называется "рош (ходеш)", подобно голове, заключающей в себе все существование человека[31].
И [духовный] смысл этого в служении Израиля[32], которые "подобны луне и считают по луне[33], и в будущем обновятся подобно ней[34]", - обновление, которое происходит в мире посредством служения Израиля[35], и вплоть до обновления, которое происходит в самом Израиле. Не только обновление, которое происходит через вас, но обновление вашего собственного существования, ибо через работу в мире они поднимаются на уровень более высокий, чем перед опусканием вниз[36]. – И раскроется в мире с наступлением истинного и полного избавления, посредством Давида царя Мошиаха ("Давид царь Израиля жив и продолжает существовать[37]", ибо Давид и его царство подобны луне[38]).
И можно сказать, что в новомесячье в каждом еврее раскрывается искра Мошиаха, которая есть в нем[39] - т.е., сущность его души[40], которая, в свою очередь, представляет собой искру от души Мошиаха[41]. И это раскрытие обновляет все его существование и все его дела, таким образом, что сущность его души проявляется во всем, что он делает. И самое главное, что посредством этого происходит раскрытие и приход Мошиаха - в простом, буквальном смысле, души, облаченной в тело, "царя из дома Давида[42]".
2
И нужно объяснить, почему Избавление Израиля уподобляется обновлению (рождению) луны ("ибо они в будущем обновятся, как она"), ведь на первый взгляд непонятно:
Мы находим в толкованиях наших мудрецов, что совершенство, которого достиг Израиль во времена (Давида и) Шлоймо, подобно полноте и совершенству луны. "Луна в первый день нисана начинает светить, и далее она светит все больше и больше до 15 дня месяца, и диск ее наполняется… Так и Израиль: 15 поколений от Авраама до Шлоймо… во времена Авраама начал светить этот свет… когда пришел Шлоймо - наполнился диск луны, как сказано[43]: "И сел Шлоймо на престол Вс-вышнего царем", "луна находится в полнолунии[44]".
И, поскольку во время истинного и полного избавлении, которое приведет Мошиах "из дома Давида и из потомства Шлоймо" еврейский народ достигнет наивысшего совершенства (еще более, чем совершенство, достигнутое в дни Давида и Шлоймо) – на первый взгляд, было бы правильнее уподобить это полнолунию (15 числа месяца), а не рождению луны (в новомесячье), когда только что вновь появляется свет (и существование[45]) луны, и это всего лишь одна точка (после полного сокрытия в момент, предшествующий новолунию), не имеющая никакого сравнения перед совершенством и полнотой света луны в середине месяца, когда "наполняется ее диск", и тем более, это несравнимо с полнотой и совершенством света луны в будущем, когда "И будет свет луны как свет солнца… как она была перед тем, как она была уменьшена"?!
И необходимо сказать, что уподобление истинного и полного избавления рождению и обновлению луны (а не полноте и совершенству луны) подчеркивает особое достоинство, которое есть в рождении и обновлении даже относительно полноты и совершенства. И в будущем избавлении, которое приведет Давид, царя Мошиах, раскроется у сынов Израиля это достоинство, и "они в будущем обновятся, как она обновляется", как далее будет объясняться.
3
Это будет понятно, если сначала объяснить преимущество рождения и обновления в еврейском народе – достоинство ребенка (близко к времени его рождения) относительно его уровня после того, как он вырастет:
Известно высказывание известного раввина и праведника: "я молюсь с мыслью этого ребенка", ибо, поскольку ребенок не знает про различные уровни в Б-жественности, сфиройс[46] и т.д., то его молитва обращена к самому Вс-вышнему, который выше всех уровней и описаний, к Его Сущности и Сути, Благословен Он, действительно.
И более глубоко: есть достоинство в самом ребенке относительно "большого праведника", который молится "как этот ребенок":
"великий праведник" - поскольку он знает и понимает и постигает сфиройс и т.д. - должен абстрагироваться от всех уровней и описаний, чтобы обращаться "к Нему, а не к Его мерам[47]". Он сосредотачивает свою мысль на том, что все уровни и описания Б-жественного, которые он понимает и постигает – это лишь негативные описания, например, "когда мы говорим "Всемогущий", это отрицает от него, Благословен Он, все, что противоположено могуществу… и подобно этому аспект "мудрый"… отрицает от него все, что противоположно мудрости[48]". И так он все более и более абстрагируется, поднимаясь от ступени к ступени выше и выше, пока не достигает "в конечном счете мы постигаем, что мы не способны постичь тебя[49]", приходя к выводу, что невозможно никакое понимание и постижение Сущности и Сути Благословенн Он. И, поскольку он приходит к этому, отрицая все уровни и описания, то даже если он направляет свою мысль к Сущности и Сути Его, Благословен Он, выше всякого уровня и описания и достоинства ("как этот ребенок") - в самом этом ощущается у него высота и непостижимость Б-жественности. Более того, это чувство высоты происходит у него от непостижимости абстрагирования уровней и описаний.
Не так ребенок. Поскольку у ребенка нет понятия об уровнях и описаниях, его сердце направлено к Самому Вс-вышнему, который не поддается определению (т.е. ограничению) уровня и описания и достоинства[50] – "Сущности и Сути". Более того, он даже не называет Вс-вышнего "Сущность и Суть" (ведь он не понимает смысл слова "Сущность" и смысл слова "Суть"), а (просто) "Гашем[51]", Вс-вышний, не определяемый уровнем и описанием и достоинством.
И даже когда он называет Вс-вышнего на идиш "дер Эйберштер", что означает "Высший" - ребенок не имеет в виду подчеркнуть возвышенность и недоступность пониманию Его существования[52], но только, что Он находится наверху. И кроме того, что Он находится наверху, ребенок ничего не знает о том, каково Его существование, но только, что Он существует. И на самом деле, невозможно сказать про него "существование", "идея" или "слово", ибо также эти слова заключают в себе определенное содержание и определение, и лишь потому, что мы вынуждены пользоваться какими-то выражениями (ибо мы хотим говорить про Него), мы пользуемся словом "Первосущий". Выражаясь языком Алтер Ребе, "Источник света всегда раскрыт" ("находится внизу так же, как наверху"), и поэтому даже дети знают, что есть Б-г существует.
(Выдержки из "Двар малхус" Толдот 5752, в свободном изложении)
(מעובד עפ"י "דבר מלכות" פ' תולדות תשנ"ב)
Письма Любавичского Ребе
Всякое пробуждение - в начале - это в основном свет, и само собой, находятся в воодушевлении и действуют с большой энергией и энтузиазмом. Но его цель - чтобы оно реализовалось в ежедневном практическом действии, т.е., "облачить свет в сосуды", и поэтому необходимо, чтобы воодушевление сокрылось, и не ощущался в такой степени энтузиазм, - но - практическое действие, и это - цель. И не слушайте соблазны дурного начала, что вышесказанное должно привести Вас к депрессии, не дай Б-г. Но нужно работать упорядоченно, "свет в широких сосудах" именно. И порядок в Святости - "понемногу изгоню его", как в изучении Торы, так и в исполнении заповедей (и из них - любовь к ближнему), и не за один раз, или прыжком [за исключением особых случаев]
И для всего этого необходимо - здоровое тело, и поэтому Вы должны вести себя в соответствии с этим в еде, питье, сне и т.д.
И как говорится в Тании гл. 7 ("кушающий жирное бычье мясо... чтобы расширить свое восприятие в постижении Торы... как жертвоприношение..."). И поскольку Тора дала разрешение врачу лечить - то, если есть какое-то сомнение в состоянии здоровья, или какое-то недомогание - следует спросить врача и поступить по его указанию. И когда действуют во всем этом последовательно, шаг за шагом – добиваются успеха в духовности, и, само собой, также в материальности.
И приказал нам Вс-вышний исполнять все это с радостью, и видно воочию, что все, что делается с радостью - делается более полно и более тщательно. И это помогает душевному и физическому здоровью.
(Игройс Койдеш, т. 11, игерес 3573)
***
2 тамуза 5715
Бруклин
Благословение и мир!
В ответ на Ваше письмо – которое шло дольше чем обычно –
1) В том, что Вы пишете еще раз, сомнения, которые у Вас есть, соответствуете ли Вы занимаемой должности, и требованиям, которые предъявляют предприятия и т.д.
Я уже сообщил свое мнение в подобных вопросах нескольким спрашивающим, как из Анаш, таки и не из Анаш, и я писал также специально Вам, в одном из моих предшествующих писем, что на плечи каждого и каждой, которые уцелели после страшной эпохи Катастрофы в нашем поколении, возложена работа исполнить также миссию наших братьев и сестер, которые были убиты в освящение Имени Вс-вышнего, и, поскольку Вс-вышний не требует того, что не в силах человека, т.е., в силах каждого и каждой, несомненно, что изначально даны силы и возможности, и это зависит только от желания. И тем более, когда уже занимаются определенной работой и видят успех. Совершенно ясно и очевидно, что это не означает, что тот, о ком идет речь, уже использует все свои силы. Это не означает даже, что он проявил свои силы из сокрытия к раскрытию, ибо свободный выбор есть у каждого сына и дочери Израиля. И хотя просьба Вс-вышнего, после того, как он говорит "Смотри, Я даю перед тобой сегодня жизнь и благо…и выбери жизнь" именно - но вместе с тем, что подчеркивается "жизнь", подчеркивается также "выбери", и поэтому часто мы видим, что работающий мог бы работать в большей мере, и само собой также преуспеть в большей мере, но он не использует свои силы по различным странным причинам. Но, поскольку возможность дана ему –это зависит только от его воли.
2) Понятно и ясно, что каждый воспитатель и учитель, и вообще – каждый общественный деятель – должен знать, что одна из основ его работы – вырастить помощников в его деятельности из среды своих учеников и тех, на кого он оказывает воздействие. Ибо работать с каждым и каждым отдельно – эта работа слишком велика, чтобы ее мог сделать один человек. Совсем иначе, когда он вместе с своей работой стремится воспитать подходящих для этого людей из среды своих воспитанников – чтобы они могли взять на себя эту часть его работы. Понятно, что это означает также в отношении Вашей работы с Вашими воспитанницами.
3) Понятно также, что план, о котором Вы пишете, что Вы планируете посетить вместе с Вашими воспитанницами учреждение, относящееся к определенной партии, некоторые аспекты деятельности которого противоречат указаниям учения хасидизма, и даже просто против Торы (и как вопрос смешения юношей и девушек, и еще несколько аспектов, которые не так видны, но также основные), может привести ущерб в основных вещах, даже если можно надеяться, что это принесет пользу во второстепенных вещах, относительно этих основных, о которых шла речь выше. И ведь невозможно объяснить воспитанницам, что когда они придут в какое-то место, они должны смотреть только на определенную часть, а на остальное не обращать внимания, или также, чтобы они отвергли несколько других вещей.
4) И вообще – я не вижу такой необходимости в посещении этого учреждения именно, и те вещи, о которых Вы пишете - можно найти их также в более религиозных учреждениях, или сделать образец самостоятельно, без того, чтобы посещать сомнительные учреждения.
(Игройс койдеш, т. 11, игерес 3601)
Хасидские истории
Часы идут в соответствии с именами Вс-вышнего
Однажды кто-то зашел в комнату Алтер Ребе, и на столе у Ребе стояли часы. Человек разговаривал с Алтер Ребе, и в середине разговора Алтер Ребе встал со своего кресла и вышел из комнаты.
Человек посмотрел на часы Ребе, и увидел, что время, которое они показывают, не совпадает с временем на его собственных часах. Недолго думая, он взял часы со стола, и перевел стрелки так, чтобы они показывали время по его собственным часам.
В это время Алтер Ребе вернулся в комнату, и посмотрел на часы. Он повернулся к тому человеку и спросил: "Ты что-то делал с моими часами"?
Ответил ему: "Мои часы более точны, и поэтому я перевел Ваши часы, чтобы они показывали точное время".
Ребе спросил у него: "Откуда ты знаешь, что твои часы – точные"?
Ответил ему: "Мои часы проверены, они не опаздывают и не спешат даже на одну минуту".
Сказал ему Ребе: "Знай, что мои часы идут в соответствии с сочетанием имен Гашем и Элойким, ибо в каждый час меняется такое сочетание имен, и поэтому я не сомневаюсь, что мои часы более точны, не опаздывают и не спешат"!
Алтер Ребе видел Аризаля наяву
Мителер Ребе[53] спросил у своего отца, Алтер Ребе[54], каким образом он видел Аризаля[55] – во сне или наяву?
И вот, как это было:
Когда Магид начал говорить "маамар", в комнату вошел молодой человек (так я слышал – "молодой человек"). Ребе приподнялся со своего места, а вошедший стоял все время, пока Ребе говорил "маамар". Потом я спросил у одного из учеников: "кто это был, этот человек, который вошел и Ребе встал перед ним"? Тот ученик мне ответил, что он не видел, чтобы кто-то входил. Я спросил еще у одного ученика, и также он мне ответил, что никого не видел. Тогда, я подумал, что должен спросить у самого Магида. Я вошел к Магиду, и спросил его про того человека, который вошел. Ответил мне Ребе: ты видел его? – Если так, раз ты видел его – открою тебе, кто это был – Аризаль.
Нужно знать, как пользоваться чудесами
Магид из Межерич сказал Алтер Ребе: все мои ученики были погружены в "мойфсим[56]", а ты был погружен только в изучение Торы. Нужно уметь делать "мойфсим" тоже. – И послал его к рабби Михлу из Злочева – чтобы он научился от него трем "мойфсим".
Дух пророчества – где и когда?
Известный хасид р. Айзик из Гомеля говорил:
У Ребе (Алтер Ребе) дух пророчества был всегда, в течение всего дня. Мителер Ребе – был у него дух пророчества, когда он хотел (или: когда он нуждался в этом). Ребе (Цемах Цедек) – у него есть пару раз в день. Так он сказал сначала, а потом сказал (с удивлением) – "у него есть уже дух пророчества несколько раз в день".
Глаза его видят прошлое, настоящее и будущее
Однажды сидели Алтер Ребе и рабби Менахем-Нохум из Чернобыля в сукке и беседовали. Хасидим, которые хотели услышать, о чем они беседуют, поднялись на крышу и услышали, как рабби Менахем Нохум говорит Алтер Ребе:
- Почему после hисталкус[57] Магида ты выбрал своим учителем рабби Менахем Мендела из Городка?
И ответил ему:
- Когда р. Мендел видит еврея, он уже знает, что с ним происходит!
Сказал ему рабби Менахем Нохум: "Ну"? (т.е., как бы удивляясь, что нового в этом?) Ответил ему снова:
- Когда р. Мендел видит еврея, он знает, что с ним происходит, и что с ним происходило в прошлом.
И сказал р. Менахем Нохум снова: "ну?"
И слышали, как Алтер Ребе говорит снова:
- Когда р. Мендел видит еврея, он видит, что с ним происходит, что происходило с ним в прошлом, и что будет происходить с ним в будущем!
Рабби Менахем Нохум удивился и встал со своего стула от удивления. В это время раздался какой-то шум с крыши; два праведника заметили это и прекратили разговор между собой.
(Сипурим Перлов, стр. 73-75)
Он думает, что этим он исполняет намерение
Когда посылают еврея в шлихус Ребе, и, приезжая в место своего шлихус, он забывает о цели своей миссии, и позволяет себе тянуться за материальными благами этого места, и после этого объясняет себе, почему он не преуспел в шлихус – что такой-то или такой-то виноваты в этом!..
Когда спрашивают его, сколько евреев начали учить хсидус с тех пор, как он приехал на место своего шлихус – нечего ему ответить, поскольку он занят совершенно другими вещами; ему нужна "конь, чтобы скакать на нем", и он встречается с "важными людьми"… - и он думает, что этим он исполняет намерение!...
(Тойрас Менахем т. 11 стр. 176-177, "hискашрус" 592, стр. 11)
Действие – это основное
И вот, в отношении общей идеи служения Вс-вышнему, есть правило "действие – это основное". И как известны слова наших Рабеим – что каждая идея проверяется тем, каков "бехейн[58]" из нее в отношении практического действия.
И как понятно по простому, что когда речь идет о мысли и углубленном размышлении, чувстве в сердце и т.д. – возможно, что его "хешбон[59]" – это не "хешбон цедек[60]", и возможно, что он ошибается в счете, и сбивает с толку других и т.д., поскольку он считает таким образом, что это добавляет или убавляет т.д.;
Но когда речь идет о практическом действии – уже невозможно ошибиться или сбить с толку других, поскольку можно посмотреть и увидеть, что сделано практически на деле.
И в нашем вопросе:
Кода говорят о действии и приложении усилий, чтобы удостоить сынов Израиля приобретением буквы в свитке Торы – он говорит и рассказывает, что он занимается этим с большим "штурмом"; он целый день бежит туда и сюда, не дает покоя ни себе, ни своей семье, ни другим, и занимается и старается как только возможно.
И после всего этого говорят ему: возьми лист бумаги, и напиши в точности, каковы результаты в отношении практического действия – каково точное число евреев, которые приобрели буквы в свитке Торы посредством твоей деятельности!
И он утверждает: зачем это нужно знать, каковы практические результаты, главное – что он сделал все, что от него зависело, и он занимался этим с радостью и энергичностью и т.д.?!
И он говорит, что слышал несколько раз во время фарбренгенов, что он должен делать то, что от него зависит, не задумываясь о том, подействуют ли его слова на другого или нет, ибо другой еврей имеет свободу выбора, и он не хозяин над другим, чтобы заставить его вести себя тем или иным образом!
Все остальное, что говорилось на фарбренген – он не слышал, но эту мысль (что главное – это его действие, и не нужно считаться с практическим результатом) он слышит отлично, и это у него хорошо укладывается в голове, и становится его "плотью и кровью" – поскольку через это он может себя оправдывать!
Когда занимается исполнением шлихус подобающим образом (не изменяя в этом и т.д.), обещано ему, что преуспеет в исполнении своего шлихус, и таким образом, что устраняются все преграды и препятствия, и вплоть до того, что переворачивается тьма в свет.
(из беседы Хайей Соро 5742)
Дорогие друзья!
Сайт "Хасидус по-русски" объявляет о начале реализации нового проекта – еженедельной брошюры "Хасидус по-русски".
По вопросам помощи сайту и проекту брошюр Хасидус по-русски обращайтесь по электронной почте webmaster@chassidus.ru или по телефонам (в Израиле) 02-5803466, 054-6657493 (Ицхак)
Брошюры можно найти по адресу: http://chassidus.ru/nedelnaya_glava/dvar_malchus/
להזמנות ולהקדשות ולתרומות נא לפנות webmaster@chassidus.ru
או בטל' 054-6657493 (יצחק רויטמן)
[1] Брейшит, 25:19.
[2] Брейшит раба, 30:6; Танхума и Раши, начало гл. Hoax
[3] "Толдот" переводится как "родословие" и также, как "потомство"
[4] Танхума, Шмот, п. 4
[5] Букв. "сын заповеди" (арам.). Возраст, с которого еврейский мальчик обязан исполнять все заповеди Торы.
[6] Недарим, 32а.
[7] Рамбам, Законы об идолопоклонстве, 1:3.
[8] Брейшит раба, 64:4
[9] "Ав" – "отец" – указывает на "хохмо" – "мудрость". "Рам" означает "возвышенный". Таким образом, "ав-рам" означает "возвышенный разум"
[10] Тора ор, начало Лех леха
[11] Ср. Ликутей сихот, т. 3, Лех леха, п. 2
[12] Мнахот, 43б
[13] Если бы этот союз был основан на разуме, он зависел бы от разных особенностей понимания. Разум не бывает совершенным или статичным. Принятые понятия подвергаются изменениям, отбрасываются, если рассматриваются новые понятия и разум их принимает. Такой союз с Б-гом подвергался бы влиянию всего, что происходит с разумом. Приверженность Б-гу должна быть основана на незыблемых основах полной отдачи себя Ему, что выше ограничений разума
[14] Йехезкель, 33:24.
[15] Брейшит раба, 42:8.
[16] Брейшит, 21:33
[17] Рамбам, Законы основ Торы, 1:1; Ликутей Тора, Таво, стр. 43в; конец маамара Анохи Гашем Элокеха 5673; Бати легани 5711, п. 8
[18] См. Дварим, 4:35,39, как он объяснен в книге Тания, ч. 2, гл. 1-3 и 6. Другими словами, мир и Б-г – это не два отдельных "объекта", один из которых подчинен другому, однако при этом сохраняет известную самостоятельность и независимость (подобно тому, как в материальности царские слуги подчинены своему господину, но их существование не зависимо от воли господина), но само существование мира связано с Б-жественностью. Только постоянный приток Б-жественной энергии обеспечивает существование мира, и прекращение этого потока равносильно прекращению существования мира.
[19] Тания, ч, 1, гл. 6. Эц Хаим шаар 42, конец гл. 4
[20] Дварим, 7:7
[21] Дварим, 28:10.
[22] Танхума Лех Леха 9
[23] Дварим 4, 35
[24] "Порождения" буквально, и "порождения праведников – их добрые дела".
[25] Ср. Дварим 8, 17
[26] Букв. "голова месяца"
[27] Еврейский календарь является лунно-солнечным, новомесячья в нем приходятся на новолуния
[28] Шмуэль 1, 20:18
[29] Этот стих говорит о царе Давиде
[30] Диск луны еще не виден, есть всего лишь "точка" рождения нового месяца
[31] См. Ликутей Тора Друшей Рош аШоно
[32] Израиль, народ Израиля – здесь и далее имеется в виду еврейский народ в целом
[33] Сукка 29, 1
[34] Сангедрин 42, 1
[35] (что, может быть, можно сказать, что также и поэтому называется "ходшейхем", "ваше обновление")
[36] Подобно тому, как было сказано Луне «иди и уменьши себя». Посредством опускания вниз («уменьши») еврейские души становятся «меhалхим» ("идущими"). Более того, через их служение внизу, в материальности, они поднимаются выше, чем аспект «шемеш Гавайе» (Солнце Вс-вышнего).
[37] Текст молитвы "кидуш Левана". Трактат Рош аШоно 25, 1
[38] РаШИ на Рош аШоно там же.
[39] Маор Эйнаим гл. Пинхас в конце
[40] Йехидо. См.Контрос «Инъено шел Тойрас hахасидус»
[41] "Нешама клалит", "коллективная душа". Душа, объединяющая в себе души всех евреев
[42] Рамбам, Законы Царей, конец гл. 11
[43] Диврей гаЙамим Алеф, 29, 23
[44] Зогар ч. 1, стр. 150а
[45] поскольку цель ее творения — «светить на землю» (Берейшис 1, 16-17), то, если она не светит на землю (в момент предшествующий рождению), это как будто бы она не существует
[46] различные уровни раскрытия Б-жественности
[47] Меры, с помощью которых Вс-вышний управляет миром: мера суда, мера милосердия и т.д.
[48] Рамбам, «Путеводитель заблудших» ч.1 гл.57 и далее
[49] Бхинот Олам 8, 8. Икарим 42, 2
[50] ср. в Зогар «не указываемый даже буквой и даже кончиком буквы»
[51] Букв. «имя»
[52] И поэтому нет недостатка в том, что представление ребенка о Вс-вышнем материализовано, поскольку его сердце направлено к самой Сущности, которая неопределима и неописуема, даже как превосходство духовности относительно материальности
[53] Второй Любавичский Ребе
[54] Первый Любавичский Ребе, основатель движения хасидизма Хабад
[55] Рабби Ицхак Лурия, один из величайших каббалистов 16 столетия. Жил в Цфате. Его учение легло в основу учения хасидизма.
[56] Чудеса
[57] Уход праведника из мира
[58] Букв. "итак"
[59] Счет, духовный самоотчет
[60] Справедливый счет
בס"ד
דבר מלכות
פרשת תולדות
Любавичский Ребе
Менахем Мендел
Шнеерсон
Избранные беседы
Письма
Хасидские истории
На недельные главы, праздники
и памятные дни
Глава Толдот
Издание "Хасидус по-русски"
г. Бейтар Илит,
5766 год от Сотворения мира
Беседа Ребе
Глава Толдот
1
В отношении стиха "И это - родословие Ицхака, сына Авраhама: Авраhам породил Ицхака"[1] комментаторы задают вопрос: почему Писание повторяется? – После того, как уже сказано "Ицхак, сын Авраhама", снова говорится "Авраhам родил Ицхака"?
"Повтор" в действительности является объяснением: как стало возможным "родословие Ицхака, сына Авраhама" ("родословие" в прямом смысле, а также и в том смысле, который приводится в Мидраше[2]: "основное 'потомство[3]' праведников - изучение Торы и исполнение заповедей")? Это стало возможным потому, что "Авраhам родил Ицхака", как далее будет объясняться.
2
Есть несколько аспектов заповедей, которые впервые начали исполняться только Ицхаком. В их числе то, что Ицхака был обрезан в восьмидневном возрасте[4], что означает истинное и полное исполнение заповеди обрезания, и то, что он стал "бар-мицвой[5]" в возрасте тринадцати лет.
Авраhам был обрезан в возрасте девяносто девяти лет и у него не было "бар-мицвы" в тринадцатилетнем возрасте. Существует несколько мнений в отношении того, в каком возрасте Авраhам постиг своего Творца: в три года[6], в сорок лет[7], в сорок восемь лет[8], но не в тринадцатилетнем возрасте.
3
Особые достоинства Ицхака (обрезание в восьмидневном возрасте и "бар-мицва" в тринадцать лет) объясняются следующим образом.
Обрезание в восьмидневном возрасте указывает на связь со Вс-вышним, которая выше логики. Авраhам был обрезан в девяносто девять лет, когда в интеллектуальном отношении он был на высочайшем уровне. Это видно и в его имени Аврам – "Ав-рам[9]", "сокрытая мысль, которая выше всякого постижения", как об этом говорится в трудах по Кабале и хасидизму[10]. Но преимущество обрезания на восьмой день - в том, что ребенок, у которого еще нет разума, связывается со Вс-вышним вечной связью, и эта связь - выше разума.
Эта не та связь, которая возникает из постижения; скорее, она сродни тому, как младенец чувствует своих родителей и тянется к ним.
4
В некоторых источниках задается вопрос, считается ли исполнением заповеди только момент обрезания, или же это заповедь, действие которой продолжается постоянно[11]. Есть в Талмуде рассказ[12] о том, как царь Давид однажды вошел в баню и увидел себя, что он гол - без Торы и без заповедей. Но, вспомнив о заповеди обрезания, он успокоился. На основании этого Талмуд приходит к заключению, что обрезание - заповедь, продолжающаяся постоянно.
В духовном служении Б-гу это означает, что и потом, когда человек уже обладает разумом и способностью понимания, от него требуется, чтобы его связь со Вс-вышним оставалась бы столь же прочной, как тогда, когда ему сделали обрезание на восьмой день – выше разума и постижения.
Связь, порожденная разумом и направляемая разумом - всегда ограниченна. Она может быть более поверхностной или более глубокой, но остается всегда ограниченной. Поэтому даже тогда, когда человек становится взрослым, от него требуется, чтобы его связь со Всевышним была проникнута самопожертвованием и принятием на себя ига Небес, выше понимания и постижения[13].
5
Тора говорит об Авраhаме: "один был Авраhам"[14]. Хотя Авраам был "один" (один-единственный еврей во всем мире), "весь мир - с одной стороны, а он – с другой стороны"[15], тем не менее, он всюду провозглашал имя Всевышнего: "И воззвал там имя Б-га Э-ль олам"[16]. Не "Э-ль hа-олам" - ибо тогда нужно было бы понимать, что мир есть нечто отдельное, существующее само по себе, а Б-жественность – нечто отдельное, и Б-г - лишь Владыка мира; но Авраhам провозглашал, что само существование мира происходит благодаря ''истинности Его существования"[17]. Мир существует лишь благодаря постоянному притоку Б-жествененного света и "нет ничего, кроме Него"[18].
Эту жизненную позицию Авраhам передал в наследство своему сыну Ицхаку, и благодаря этом стало возможным появление "потомства Ицхака" - Торы, заповедей и добрых дел, а также и "потомства" в прямом смысле слова, того, ибо порожденный им народ существует вечно, и никто и ничто не способно его поколебать.
6
Из всего этого следует выучить урок, имеющий отношение ко всякому еврею:
Когда еврей задумывается о том, что он находится в мире, о котором говорится: "все дела его тяжки и дурны, и грешники в нем торжествуют"[19], в мире, скрывающем и утаивающем Б-жественность. Даже в том, что касается его лично - большая часть дня у него уходит на дела этого мира, которые противоречат и сопротивляются Святости, и особенно – сокрытие и утаение Б-жественности вокруг него. Тем более, что еврейский народ в общем -"самый малочисленный из всех народов"[20].
А когда он имеет дело с чем-нибудь святым, особенно когда он устраивает большой пир, так что "увидят все народы земли, что имя Б-га начертано на тебе"[21], находятся циники, заявляющие, что он может быть сокрушен и обращен в ничто.
И он может подумать: где же я возьму силы на Тору, заповеди и добрые дела? А все это требуется от него не только в Йом-Кипур в заключительной молитве "Неила", а в течение всего года. Как же он сможет превозмочь все, скрывающее Б-жественное?
И потому ему дается следующее указание:
"Деяния отцов – знак (и придает силы) сыновьям[22]". "Авраhам породил Ицхака". Он происходит от нашего праотца Авраhама, праотца всех евреев, который не боялся целого мира и провозглашал "Э-ль олам"- мир существует только благодаря Б-жественности, "нет никого и ничего, кроме Него[23]". Силой этой самоотверженности "Авраhам породил Ицхака" согласно обоим вышеупомянутым комментариям[24].
Так и любому еврею в любое время и в любом месте нечего бояться тех, кто надеется на "собственную силу и мощь[25]". Он связывает себя со Всевышним связью, которая выше разума и понимания, и проявляет и раскрывает ее в будние дни и будничных делах, превращая материальное в Б-жественное, духовное "потомство" Ицхака. И это продолжается в "потомстве Ицхака" в простом смысле слова, когда внуки Ицхака побеждают всех, кто борется против Всевышнего и Его Торы. И это является преддверием и подготовкой к овладению Страной Израиля, Святой землей, через нашего праведного Машиаха вскоре и в наши дни.
(Ликутей Сихойс т. 1 гл. Толдот)
(Печатается по переводу издательства "Шамир", отредактировано и дополнено "Хасидус по-русски")
(לקו"ש כרך א' פ' תולדות)
"Ибо они обновятся подобно тому, как обновляется луна"
1
Общий смысл новомесячья подчеркивается в его названии на Святом языке: "рош хойдеш[26]":
Слово "хойдеш" – "месяц" происходит от "хидуш" – "обновление", поскольку в рош ходеш происходит рождение луны[27]. После того, как она все уменьшается (во второй половине месяца), пока не скрывается и не исчезает совершенно (накануне рош хойдеш), происходит ее [воз]рождение и обновление. И, выражаясь языком Писания, "И ты будешь вспомнен, когда будет пустовать твое место[28]" – твое отсутствие[29], когда "будет пустовать твое место", подобно сокрытию луны, приведет к "ты будешь вспомнен", подобно рождению луны заново.
И, хотя момент новолуния это всего лишь "точка[30]", но, поскольку это точка рождения – она включает в себя все продолжение после этого. Так, все существование человека в течение всей его жизни заключено в том моменте, когда он родился и "вышел на воздух этого мира". И поэтому называется "рош (ходеш)", подобно голове, заключающей в себе все существование человека[31].
И [духовный] смысл этого в служении Израиля[32], которые "подобны луне и считают по луне[33], и в будущем обновятся подобно ней[34]", - обновление, которое происходит в мире посредством служения Израиля[35], и вплоть до обновления, которое происходит в самом Израиле. Не только обновление, которое происходит через вас, но обновление вашего собственного существования, ибо через работу в мире они поднимаются на уровень более высокий, чем перед опусканием вниз[36]. – И раскроется в мире с наступлением истинного и полного избавления, посредством Давида царя Мошиаха ("Давид царь Израиля жив и продолжает существовать[37]", ибо Давид и его царство подобны луне[38]).
И можно сказать, что в новомесячье в каждом еврее раскрывается искра Мошиаха, которая есть в нем[39] - т.е., сущность его души[40], которая, в свою очередь, представляет собой искру от души Мошиаха[41]. И это раскрытие обновляет все его существование и все его дела, таким образом, что сущность его души проявляется во всем, что он делает. И самое главное, что посредством этого происходит раскрытие и приход Мошиаха - в простом, буквальном смысле, души, облаченной в тело, "царя из дома Давида[42]".
2
И нужно объяснить, почему Избавление Израиля уподобляется обновлению (рождению) луны ("ибо они в будущем обновятся, как она"), ведь на первый взгляд непонятно:
Мы находим в толкованиях наших мудрецов, что совершенство, которого достиг Израиль во времена (Давида и) Шлоймо, подобно полноте и совершенству луны. "Луна в первый день нисана начинает светить, и далее она светит все больше и больше до 15 дня месяца, и диск ее наполняется… Так и Израиль: 15 поколений от Авраама до Шлоймо… во времена Авраама начал светить этот свет… когда пришел Шлоймо - наполнился диск луны, как сказано[43]: "И сел Шлоймо на престол Вс-вышнего царем", "луна находится в полнолунии[44]".
И, поскольку во время истинного и полного избавлении, которое приведет Мошиах "из дома Давида и из потомства Шлоймо" еврейский народ достигнет наивысшего совершенства (еще более, чем совершенство, достигнутое в дни Давида и Шлоймо) – на первый взгляд, было бы правильнее уподобить это полнолунию (15 числа месяца), а не рождению луны (в новомесячье), когда только что вновь появляется свет (и существование[45]) луны, и это всего лишь одна точка (после полного сокрытия в момент, предшествующий новолунию), не имеющая никакого сравнения перед совершенством и полнотой света луны в середине месяца, когда "наполняется ее диск", и тем более, это несравнимо с полнотой и совершенством света луны в будущем, когда "И будет свет луны как свет солнца… как она была перед тем, как она была уменьшена"?!
И необходимо сказать, что уподобление истинного и полного избавления рождению и обновлению луны (а не полноте и совершенству луны) подчеркивает особое достоинство, которое есть в рождении и обновлении даже относительно полноты и совершенства. И в будущем избавлении, которое приведет Давид, царя Мошиах, раскроется у сынов Израиля это достоинство, и "они в будущем обновятся, как она обновляется", как далее будет объясняться.
3
Это будет понятно, если сначала объяснить преимущество рождения и обновления в еврейском народе – достоинство ребенка (близко к времени его рождения) относительно его уровня после того, как он вырастет:
Известно высказывание известного раввина и праведника: "я молюсь с мыслью этого ребенка", ибо, поскольку ребенок не знает про различные уровни в Б-жественности, сфиройс[46] и т.д., то его молитва обращена к самому Вс-вышнему, который выше всех уровней и описаний, к Его Сущности и Сути, Благословен Он, действительно.
И более глубоко: есть достоинство в самом ребенке относительно "большого праведника", который молится "как этот ребенок":
"великий праведник" - поскольку он знает и понимает и постигает сфиройс и т.д. - должен абстрагироваться от всех уровней и описаний, чтобы обращаться "к Нему, а не к Его мерам[47]". Он сосредотачивает свою мысль на том, что все уровни и описания Б-жественного, которые он понимает и постигает – это лишь негативные описания, например, "когда мы говорим "Всемогущий", это отрицает от него, Благословен Он, все, что противоположено могуществу… и подобно этому аспект "мудрый"… отрицает от него все, что противоположно мудрости[48]". И так он все более и более абстрагируется, поднимаясь от ступени к ступени выше и выше, пока не достигает "в конечном счете мы постигаем, что мы не способны постичь тебя[49]", приходя к выводу, что невозможно никакое понимание и постижение Сущности и Сути Благословенн Он. И, поскольку он приходит к этому, отрицая все уровни и описания, то даже если он направляет свою мысль к Сущности и Сути Его, Благословен Он, выше всякого уровня и описания и достоинства ("как этот ребенок") - в самом этом ощущается у него высота и непостижимость Б-жественности. Более того, это чувство высоты происходит у него от непостижимости абстрагирования уровней и описаний.
Не так ребенок. Поскольку у ребенка нет понятия об уровнях и описаниях, его сердце направлено к Самому Вс-вышнему, который не поддается определению (т.е. ограничению) уровня и описания и достоинства[50] – "Сущности и Сути". Более того, он даже не называет Вс-вышнего "Сущность и Суть" (ведь он не понимает смысл слова "Сущность" и смысл слова "Суть"), а (просто) "Гашем[51]", Вс-вышний, не определяемый уровнем и описанием и достоинством.
И даже когда он называет Вс-вышнего на идиш "дер Эйберштер", что означает "Высший" - ребенок не имеет в виду подчеркнуть возвышенность и недоступность пониманию Его существования[52], но только, что Он находится наверху. И кроме того, что Он находится наверху, ребенок ничего не знает о том, каково Его существование, но только, что Он существует. И на самом деле, невозможно сказать про него "существование", "идея" или "слово", ибо также эти слова заключают в себе определенное содержание и определение, и лишь потому, что мы вынуждены пользоваться какими-то выражениями (ибо мы хотим говорить про Него), мы пользуемся словом "Первосущий". Выражаясь языком Алтер Ребе, "Источник света всегда раскрыт" ("находится внизу так же, как наверху"), и поэтому даже дети знают, что есть Б-г существует.
(Выдержки из "Двар малхус" Толдот 5752, в свободном изложении)
(מעובד עפ"י "דבר מלכות" פ' תולדות תשנ"ב)
Письма Любавичского Ребе
Всякое пробуждение - в начале - это в основном свет, и само собой, находятся в воодушевлении и действуют с большой энергией и энтузиазмом. Но его цель - чтобы оно реализовалось в ежедневном практическом действии, т.е., "облачить свет в сосуды", и поэтому необходимо, чтобы воодушевление сокрылось, и не ощущался в такой степени энтузиазм, - но - практическое действие, и это - цель. И не слушайте соблазны дурного начала, что вышесказанное должно привести Вас к депрессии, не дай Б-г. Но нужно работать упорядоченно, "свет в широких сосудах" именно. И порядок в Святости - "понемногу изгоню его", как в изучении Торы, так и в исполнении заповедей (и из них - любовь к ближнему), и не за один раз, или прыжком [за исключением особых случаев]
И для всего этого необходимо - здоровое тело, и поэтому Вы должны вести себя в соответствии с этим в еде, питье, сне и т.д.
И как говорится в Тании гл. 7 ("кушающий жирное бычье мясо... чтобы расширить свое восприятие в постижении Торы... как жертвоприношение..."). И поскольку Тора дала разрешение врачу лечить - то, если есть какое-то сомнение в состоянии здоровья, или какое-то недомогание - следует спросить врача и поступить по его указанию. И когда действуют во всем этом последовательно, шаг за шагом – добиваются успеха в духовности, и, само собой, также в материальности.
И приказал нам Вс-вышний исполнять все это с радостью, и видно воочию, что все, что делается с радостью - делается более полно и более тщательно. И это помогает душевному и физическому здоровью.
(Игройс Койдеш, т. 11, игерес 3573)
***
2 тамуза 5715
Бруклин
Благословение и мир!
В ответ на Ваше письмо – которое шло дольше чем обычно –
1) В том, что Вы пишете еще раз, сомнения, которые у Вас есть, соответствуете ли Вы занимаемой должности, и требованиям, которые предъявляют предприятия и т.д.
Я уже сообщил свое мнение в подобных вопросах нескольким спрашивающим, как из Анаш, таки и не из Анаш, и я писал также специально Вам, в одном из моих предшествующих писем, что на плечи каждого и каждой, которые уцелели после страшной эпохи Катастрофы в нашем поколении, возложена работа исполнить также миссию наших братьев и сестер, которые были убиты в освящение Имени Вс-вышнего, и, поскольку Вс-вышний не требует того, что не в силах человека, т.е., в силах каждого и каждой, несомненно, что изначально даны силы и возможности, и это зависит только от желания. И тем более, когда уже занимаются определенной работой и видят успех. Совершенно ясно и очевидно, что это не означает, что тот, о ком идет речь, уже использует все свои силы. Это не означает даже, что он проявил свои силы из сокрытия к раскрытию, ибо свободный выбор есть у каждого сына и дочери Израиля. И хотя просьба Вс-вышнего, после того, как он говорит "Смотри, Я даю перед тобой сегодня жизнь и благо…и выбери жизнь" именно - но вместе с тем, что подчеркивается "жизнь", подчеркивается также "выбери", и поэтому часто мы видим, что работающий мог бы работать в большей мере, и само собой также преуспеть в большей мере, но он не использует свои силы по различным странным причинам. Но, поскольку возможность дана ему –это зависит только от его воли.
2) Понятно и ясно, что каждый воспитатель и учитель, и вообще – каждый общественный деятель – должен знать, что одна из основ его работы – вырастить помощников в его деятельности из среды своих учеников и тех, на кого он оказывает воздействие. Ибо работать с каждым и каждым отдельно – эта работа слишком велика, чтобы ее мог сделать один человек. Совсем иначе, когда он вместе с своей работой стремится воспитать подходящих для этого людей из среды своих воспитанников – чтобы они могли взять на себя эту часть его работы. Понятно, что это означает также в отношении Вашей работы с Вашими воспитанницами.
3) Понятно также, что план, о котором Вы пишете, что Вы планируете посетить вместе с Вашими воспитанницами учреждение, относящееся к определенной партии, некоторые аспекты деятельности которого противоречат указаниям учения хасидизма, и даже просто против Торы (и как вопрос смешения юношей и девушек, и еще несколько аспектов, которые не так видны, но также основные), может привести ущерб в основных вещах, даже если можно надеяться, что это принесет пользу во второстепенных вещах, относительно этих основных, о которых шла речь выше. И ведь невозможно объяснить воспитанницам, что когда они придут в какое-то место, они должны смотреть только на определенную часть, а на остальное не обращать внимания, или также, чтобы они отвергли несколько других вещей.
4) И вообще – я не вижу такой необходимости в посещении этого учреждения именно, и те вещи, о которых Вы пишете - можно найти их также в более религиозных учреждениях, или сделать образец самостоятельно, без того, чтобы посещать сомнительные учреждения.
(Игройс койдеш, т. 11, игерес 3601)
Хасидские истории
Часы идут в соответствии с именами Вс-вышнего
Однажды кто-то зашел в комнату Алтер Ребе, и на столе у Ребе стояли часы. Человек разговаривал с Алтер Ребе, и в середине разговора Алтер Ребе встал со своего кресла и вышел из комнаты.
Человек посмотрел на часы Ребе, и увидел, что время, которое они показывают, не совпадает с временем на его собственных часах. Недолго думая, он взял часы со стола, и перевел стрелки так, чтобы они показывали время по его собственным часам.
В это время Алтер Ребе вернулся в комнату, и посмотрел на часы. Он повернулся к тому человеку и спросил: "Ты что-то делал с моими часами"?
Ответил ему: "Мои часы более точны, и поэтому я перевел Ваши часы, чтобы они показывали точное время".
Ребе спросил у него: "Откуда ты знаешь, что твои часы – точные"?
Ответил ему: "Мои часы проверены, они не опаздывают и не спешат даже на одну минуту".
Сказал ему Ребе: "Знай, что мои часы идут в соответствии с сочетанием имен Гашем и Элойким, ибо в каждый час меняется такое сочетание имен, и поэтому я не сомневаюсь, что мои часы более точны, не опаздывают и не спешат"!
Алтер Ребе видел Аризаля наяву
Мителер Ребе[53] спросил у своего отца, Алтер Ребе[54], каким образом он видел Аризаля[55] – во сне или наяву?
И вот, как это было:
Когда Магид начал говорить "маамар", в комнату вошел молодой человек (так я слышал – "молодой человек"). Ребе приподнялся со своего места, а вошедший стоял все время, пока Ребе говорил "маамар". Потом я спросил у одного из учеников: "кто это был, этот человек, который вошел и Ребе встал перед ним"? Тот ученик мне ответил, что он не видел, чтобы кто-то входил. Я спросил еще у одного ученика, и также он мне ответил, что никого не видел. Тогда, я подумал, что должен спросить у самого Магида. Я вошел к Магиду, и спросил его про того человека, который вошел. Ответил мне Ребе: ты видел его? – Если так, раз ты видел его – открою тебе, кто это был – Аризаль.
Нужно знать, как пользоваться чудесами
Магид из Межерич сказал Алтер Ребе: все мои ученики были погружены в "мойфсим[56]", а ты был погружен только в изучение Торы. Нужно уметь делать "мойфсим" тоже. – И послал его к рабби Михлу из Злочева – чтобы он научился от него трем "мойфсим".
Дух пророчества – где и когда?
Известный хасид р. Айзик из Гомеля говорил:
У Ребе (Алтер Ребе) дух пророчества был всегда, в течение всего дня. Мителер Ребе – был у него дух пророчества, когда он хотел (или: когда он нуждался в этом). Ребе (Цемах Цедек) – у него есть пару раз в день. Так он сказал сначала, а потом сказал (с удивлением) – "у него есть уже дух пророчества несколько раз в день".
Глаза его видят прошлое, настоящее и будущее
Однажды сидели Алтер Ребе и рабби Менахем-Нохум из Чернобыля в сукке и беседовали. Хасидим, которые хотели услышать, о чем они беседуют, поднялись на крышу и услышали, как рабби Менахем Нохум говорит Алтер Ребе:
- Почему после hисталкус[57] Магида ты выбрал своим учителем рабби Менахем Мендела из Городка?
И ответил ему:
- Когда р. Мендел видит еврея, он уже знает, что с ним происходит!
Сказал ему рабби Менахем Нохум: "Ну"? (т.е., как бы удивляясь, что нового в этом?) Ответил ему снова:
- Когда р. Мендел видит еврея, он знает, что с ним происходит, и что с ним происходило в прошлом.
И сказал р. Менахем Нохум снова: "ну?"
И слышали, как Алтер Ребе говорит снова:
- Когда р. Мендел видит еврея, он видит, что с ним происходит, что происходило с ним в прошлом, и что будет происходить с ним в будущем!
Рабби Менахем Нохум удивился и встал со своего стула от удивления. В это время раздался какой-то шум с крыши; два праведника заметили это и прекратили разговор между собой.
(Сипурим Перлов, стр. 73-75)
Он думает, что этим он исполняет намерение
Когда посылают еврея в шлихус Ребе, и, приезжая в место своего шлихус, он забывает о цели своей миссии, и позволяет себе тянуться за материальными благами этого места, и после этого объясняет себе, почему он не преуспел в шлихус – что такой-то или такой-то виноваты в этом!..
Когда спрашивают его, сколько евреев начали учить хсидус с тех пор, как он приехал на место своего шлихус – нечего ему ответить, поскольку он занят совершенно другими вещами; ему нужна "конь, чтобы скакать на нем", и он встречается с "важными людьми"… - и он думает, что этим он исполняет намерение!...
(Тойрас Менахем т. 11 стр. 176-177, "hискашрус" 592, стр. 11)
Действие – это основное
И вот, в отношении общей идеи служения Вс-вышнему, есть правило "действие – это основное". И как известны слова наших Рабеим – что каждая идея проверяется тем, каков "бехейн[58]" из нее в отношении практического действия.
И как понятно по простому, что когда речь идет о мысли и углубленном размышлении, чувстве в сердце и т.д. – возможно, что его "хешбон[59]" – это не "хешбон цедек[60]", и возможно, что он ошибается в счете, и сбивает с толку других и т.д., поскольку он считает таким образом, что это добавляет или убавляет т.д.;
Но когда речь идет о практическом действии – уже невозможно ошибиться или сбить с толку других, поскольку можно посмотреть и увидеть, что сделано практически на деле.
И в нашем вопросе:
Кода говорят о действии и приложении усилий, чтобы удостоить сынов Израиля приобретением буквы в свитке Торы – он говорит и рассказывает, что он занимается этим с большим "штурмом"; он целый день бежит туда и сюда, не дает покоя ни себе, ни своей семье, ни другим, и занимается и старается как только возможно.
И после всего этого говорят ему: возьми лист бумаги, и напиши в точности, каковы результаты в отношении практического действия – каково точное число евреев, которые приобрели буквы в свитке Торы посредством твоей деятельности!
И он утверждает: зачем это нужно знать, каковы практические результаты, главное – что он сделал все, что от него зависело, и он занимался этим с радостью и энергичностью и т.д.?!
И он говорит, что слышал несколько раз во время фарбренгенов, что он должен делать то, что от него зависит, не задумываясь о том, подействуют ли его слова на другого или нет, ибо другой еврей имеет свободу выбора, и он не хозяин над другим, чтобы заставить его вести себя тем или иным образом!
Все остальное, что говорилось на фарбренген – он не слышал, но эту мысль (что главное – это его действие, и не нужно считаться с практическим результатом) он слышит отлично, и это у него хорошо укладывается в голове, и становится его "плотью и кровью" – поскольку через это он может себя оправдывать!
Когда занимается исполнением шлихус подобающим образом (не изменяя в этом и т.д.), обещано ему, что преуспеет в исполнении своего шлихус, и таким образом, что устраняются все преграды и препятствия, и вплоть до того, что переворачивается тьма в свет.
(из беседы Хайей Соро 5742)
Дорогие друзья!
Сайт "Хасидус по-русски" объявляет о начале реализации нового проекта – еженедельной брошюры "Хасидус по-русски".
По вопросам помощи сайту и проекту брошюр Хасидус по-русски обращайтесь по электронной почте webmaster@chassidus.ru или по телефонам (в Израиле) 02-5803466, 054-6657493 (Ицхак)
Брошюры можно найти по адресу: http://chassidus.ru/nedelnaya_glava/dvar_malchus/
להזמנות ולהקדשות ולתרומות נא לפנות webmaster@chassidus.ru
או בטל' 054-6657493 (יצחק רויטמן)
[1] Брейшит, 25:19.
[2] Брейшит раба, 30:6; Танхума и Раши, начало гл. Hoax
[3] "Толдот" переводится как "родословие" и также, как "потомство"
[4] Танхума, Шмот, п. 4
[5] Букв. "сын заповеди" (арам.). Возраст, с которого еврейский мальчик обязан исполнять все заповеди Торы.
[6] Недарим, 32а.
[7] Рамбам, Законы об идолопоклонстве, 1:3.
[8] Брейшит раба, 64:4
[9] "Ав" – "отец" – указывает на "хохмо" – "мудрость". "Рам" означает "возвышенный". Таким образом, "ав-рам" означает "возвышенный разум"
[10] Тора ор, начало Лех леха
[11] Ср. Ликутей сихот, т. 3, Лех леха, п. 2
[12] Мнахот, 43б
[13] Если бы этот союз был основан на разуме, он зависел бы от разных особенностей понимания. Разум не бывает совершенным или статичным. Принятые понятия подвергаются изменениям, отбрасываются, если рассматриваются новые понятия и разум их принимает. Такой союз с Б-гом подвергался бы влиянию всего, что происходит с разумом. Приверженность Б-гу должна быть основана на незыблемых основах полной отдачи себя Ему, что выше ограничений разума
[14] Йехезкель, 33:24.
[15] Брейшит раба, 42:8.
[16] Брейшит, 21:33
[17] Рамбам, Законы основ Торы, 1:1; Ликутей Тора, Таво, стр. 43в; конец маамара Анохи Гашем Элокеха 5673; Бати легани 5711, п. 8
[18] См. Дварим, 4:35,39, как он объяснен в книге Тания, ч. 2, гл. 1-3 и 6. Другими словами, мир и Б-г – это не два отдельных "объекта", один из которых подчинен другому, однако при этом сохраняет известную самостоятельность и независимость (подобно тому, как в материальности царские слуги подчинены своему господину, но их существование не зависимо от воли господина), но само существование мира связано с Б-жественностью. Только постоянный приток Б-жественной энергии обеспечивает существование мира, и прекращение этого потока равносильно прекращению существования мира.
[19] Тания, ч, 1, гл. 6. Эц Хаим шаар 42, конец гл. 4
[20] Дварим, 7:7
[21] Дварим, 28:10.
[22] Танхума Лех Леха 9
[23] Дварим 4, 35
[24] "Порождения" буквально, и "порождения праведников – их добрые дела".
[25] Ср. Дварим 8, 17
[26] Букв. "голова месяца"
[27] Еврейский календарь является лунно-солнечным, новомесячья в нем приходятся на новолуния
[28] Шмуэль 1, 20:18
[29] Этот стих говорит о царе Давиде
[30] Диск луны еще не виден, есть всего лишь "точка" рождения нового месяца
[31] См. Ликутей Тора Друшей Рош аШоно
[32] Израиль, народ Израиля – здесь и далее имеется в виду еврейский народ в целом
[33] Сукка 29, 1
[34] Сангедрин 42, 1
[35] (что, может быть, можно сказать, что также и поэтому называется "ходшейхем", "ваше обновление")
[36] Подобно тому, как было сказано Луне «иди и уменьши себя». Посредством опускания вниз («уменьши») еврейские души становятся «меhалхим» ("идущими"). Более того, через их служение внизу, в материальности, они поднимаются выше, чем аспект «шемеш Гавайе» (Солнце Вс-вышнего).
[37] Текст молитвы "кидуш Левана". Трактат Рош аШоно 25, 1
[38] РаШИ на Рош аШоно там же.
[39] Маор Эйнаим гл. Пинхас в конце
[40] Йехидо. См.Контрос «Инъено шел Тойрас hахасидус»
[41] "Нешама клалит", "коллективная душа". Душа, объединяющая в себе души всех евреев
[42] Рамбам, Законы Царей, конец гл. 11
[43] Диврей гаЙамим Алеф, 29, 23
[44] Зогар ч. 1, стр. 150а
[45] поскольку цель ее творения — «светить на землю» (Берейшис 1, 16-17), то, если она не светит на землю (в момент предшествующий рождению), это как будто бы она не существует
[46] различные уровни раскрытия Б-жественности
[47] Меры, с помощью которых Вс-вышний управляет миром: мера суда, мера милосердия и т.д.
[48] Рамбам, «Путеводитель заблудших» ч.1 гл.57 и далее
[49] Бхинот Олам 8, 8. Икарим 42, 2
[50] ср. в Зогар «не указываемый даже буквой и даже кончиком буквы»
[51] Букв. «имя»
[52] И поэтому нет недостатка в том, что представление ребенка о Вс-вышнем материализовано, поскольку его сердце направлено к самой Сущности, которая неопределима и неописуема, даже как превосходство духовности относительно материальности
[53] Второй Любавичский Ребе
[54] Первый Любавичский Ребе, основатель движения хасидизма Хабад
[55] Рабби Ицхак Лурия, один из величайших каббалистов 16 столетия. Жил в Цфате. Его учение легло в основу учения хасидизма.
[56] Чудеса
[57] Уход праведника из мира
[58] Букв. "итак"
[59] Счет, духовный самоотчет
[60] Справедливый счет