Толдойс

בס"ד

דבר מלכות

פרשת תולדות

Любавичский Ребе

Менахем Мендел

Шнеерсон

Избранные беседы

Письма

Хасидские истории

На недельные главы, праздники

и памятные дни

Глава Толдот

Издание "Хасидус по-русски"

г. Бейтар Илит,

5766 год от Сотворения мира

Беседа Ребе

Глава Толдот

1

В отношении стиха "И это - родословие Ицхака, сына Авраhама: Авраhам породил Ицхака"[1] комментаторы задают вопрос: почему Писание повторяется? – После того, как уже сказано "Ицхак, сын Авраhама", снова говорится "Авраhам родил Ицха­ка"?

"Повтор" в действительности является объяснением: как стало воз­можным "родословие Ицхака, сына Авраhама" ("родословие" в прямом смысле, а также и в том смысле, который приводится в Мидраше[2]: "основное 'потомство[3]' праведников - изу­чение Торы и исполнение заповедей")? Это стало возможным потому, что "Авраhам родил Ицхака", как далее будет объясняться.

2

Есть несколько аспектов заповедей, которые впервые начали исполняться только Ицхаком. В их числе то, что Ицхака был обрезан в восьмиднев­ном возрасте[4], что означает истинное и полное исполнение заповеди обрезания, и то, что он стал "бар-мицвой[5]" в возрасте тринадцати лет.

Авраhам был обрезан в возрасте девяносто девяти лет и у него не было "бар-мицвы" в тринадцатилетнем возрасте. Существует несколько мнений в отношении того, в каком возрасте Авраhам постиг своего Творца: в три года[6], в со­рок лет[7], в сорок восемь лет[8], но не в тринадцатилетнем возрасте.

3

Особые достоинства Ицхака (обрезание в восьми­дневном возрасте и "бар-мицва" в тринадцать лет) объяс­няются следующим образом.

Обрезание в восьмидневном возрас­те указывает на связь со Вс-вышним, которая выше логики. Авраhам был обрезан в девяносто де­вять лет, когда в интеллектуальном отношении он был на высочайшем уровне. Это видно и в его имени Аврам – "Ав-рам[9]", "сокрытая мысль, кото­рая выше всякого постижения", как об этом говорится в трудах по Кабале и хасидизму[10]. Но преимущество обрезания на восьмой день - в том, что ребенок, у которого еще нет разума, связывается со Вс-вышним вечной связью, и эта связь - выше разума.

Эта не та связь, которая возникает из постижения; скорее, она сродни тому, как младенец чувствует своих родителей и тянется к ним.

4

В некоторых источниках задается вопрос, считается ли исполнением заповеди только момент обрезания, или же это заповедь, действие которой продолжается постоянно[11]. Есть в Талмуде рассказ[12] о том, как царь Давид однажды вошел в баню и увидел себя, что он гол - без Торы и без заповедей. Но, вспомнив о запо­веди обрезания, он успокоился. На основании этого Талмуд приходит к заключению, что обрезание - заповедь, продол­жающаяся постоянно.

В духовном служении Б-гу это означает, что и потом, когда человек уже обладает разумом и спо­собностью понимания, от него требуется, чтобы его связь со Вс-вышним оставалась бы столь же прочной, как тогда, когда ему сделали обрезание на восьмой день – выше разума и постижения.

Связь, порожденная разумом и направляемая разумом - всегда ограниченна. Она может быть более поверхностной или более глубокой, но остается всегда ограниченной. Поэтому даже тогда, когда человек становится взрослым, от него тре­буется, чтобы его связь со Всевышним была проникнута са­мопожертвованием и принятием на себя ига Небес, выше понимания и постижения[13].

5

Тора говорит об Авраhаме: "один был Авраhам"[14]. Хотя Авраам был "один" (один-единственный еврей во всем мире), "весь мир - с одной стороны, а он – с другой стороны"[15], тем не менее, он всюду про­возглашал имя Всевышнего: "И воззвал там имя Б-га Э-ль олам"[16]. Не "Э-ль hа-олам" - ибо тогда нужно было бы понимать, что мир есть нечто отдельное, существующее само по себе, а Б-жественность – нечто отдельное, и Б-г - лишь Владыка мира; но Авраhам провозглашал, что само существование мира происходит благодаря ''истинности Его существования"[17]. Мир существует лишь благодаря постоянному притоку Б-жествененного света и "нет ничего, кроме Него"[18].

Эту жизненную позицию Авраhам пе­редал в наследство своему сыну Ицхаку, и благодаря этом стало возможным появление "потомства Ицхака" - Торы, заповедей и добрых дел, а также и "потомства" в прямом смысле слова, того, ибо порожденный им народ существует вечно, и никто и ничто не способно его поколебать.

6

Из всего этого следует выучить урок, имеющий отно­шение ко всякому еврею:

Когда еврей задумы­вается о том, что он находится в ми­ре, о котором говорится: "все дела его тяжки и дурны, и грешники в нем торжествуют"[19], в мире, скрывающем и утаивающем Б-жественность. Даже в том, что касается его лично - большая часть дня у него уходит на дела этого мира, которые противоречат и сопротивляются Святости, и особенно – сокрытие и утаение Б-жественности вокруг него. Тем более, что еврейский народ в общем -"самый малочисленный из всех народов"[20].

А когда он имеет дело с чем-нибудь святым, особенно когда он устраивает большой пир, так что "увидят все на­роды земли, что имя Б-га начертано на тебе"[21], находятся циники, заявляющие, что он может быть сокрушен и обра­щен в ничто.

И он может подумать: где же я возьму силы на Тору, запо­веди и добрые дела? А все это требуется от него не толь­ко в Йом-Кипур в заключительной молитве "Неила", а в течение всего года. Как же он сможет превозмочь все, скрывающее Б-жественное?

И потому ему дается следующее указание:

"Деяния отцов – знак (и придает силы) сыновьям[22]". "Авраhам породил Иц­хака". Он происходит от нашего праотца Авраhама, праотца всех евреев, который не боялся целого мира и провозглашал "Э-ль олам"- мир существует только благодаря Б-жественности, "нет никого и ничего, кроме Него[23]". Силой этой самоотверженности "Авраhам породил Ицхака" согласно обоим вышеупомянутым комментариям[24].

Так и любому еврею в любое время и в любом месте нечего бояться тех, кто надеется на "собственную силу и мощь[25]". Он связывает себя со Всевышним связью, которая выше разума и понимания, и проявляет и раскрывает ее в будние дни и будничных делах, превращая материальное в Б-жественное, духов­ное "потомство" Ицхака. И это продолжается в "потом­стве Ицхака" в простом смысле слова, когда внуки Ицхака побеж­дают всех, кто борется против Всевышнего и Его Торы. И это является преддверием и подготовкой к овладению Страной Израиля, Святой землей, через нашего праведного Машиаха вскоре и в наши дни.

(Ликутей Сихойс т. 1 гл. Толдот)

(Печатается по переводу издательства "Шамир", отредактировано и дополнено "Хасидус по-русски")

(לקו"ש כרך א' פ' תולדות)

"Ибо они обновятся подобно тому, как обновляется луна"

1

Общий смысл новомесячья подчеркивается в его названии на Святом языке: "рош хойдеш[26]":

Слово "хойдеш" – "месяц" происходит от "хидуш" – "обновление", поскольку в рош ходеш происходит рождение луны[27]. После того, как она все уменьшается (во второй половине месяца), пока не скрывается и не исчезает совершенно (накануне рош хойдеш), происходит ее [воз]рождение и обновление. И, выражаясь языком Писания, "И ты будешь вспомнен, когда будет пустовать твое место[28]" – твое отсутствие[29], когда "будет пустовать твое место", подобно сокрытию луны, приведет к "ты будешь вспомнен", подобно рождению луны заново.

И, хотя момент новолуния это всего лишь "точка[30]", но, поскольку это точка рождения – она включает в себя все продолжение после этого. Так, все существование человека в течение всей его жизни заключено в том моменте, когда он родился и "вышел на воздух этого мира". И поэтому называется "рош (ходеш)", подобно голове, заключающей в себе все существование человека[31].

И [духовный] смысл этого в служении Израиля[32], которые "подобны луне и считают по луне[33], и в будущем обновятся подобно ней[34]", - обновление, которое происходит в мире посредством служения Израиля[35], и вплоть до обновления, которое происходит в самом Израиле. Не только обновление, которое происходит через вас, но обновление вашего собственного существования, ибо через работу в мире они поднимаются на уровень более высокий, чем перед опусканием вниз[36]. – И раскроется в мире с наступлением истинного и полного избавления, посредством Давида царя Мошиаха ("Давид царь Израиля жив и продолжает существовать[37]", ибо Давид и его царство подобны луне[38]).

И можно сказать, что в новомесячье в каждом еврее раскрывается искра Мошиаха, которая есть в нем[39] - т.е., сущность его души[40], которая, в свою очередь, представляет собой искру от души Мошиаха[41]. И это раскрытие обновляет все его существование и все его дела, таким образом, что сущность его души проявляется во всем, что он делает. И самое главное, что посредством этого происходит раскрытие и приход Мошиаха - в простом, буквальном смысле, души, облаченной в тело, "царя из дома Давида[42]".

2

И нужно объяснить, почему Избавление Израиля уподобляется обновлению (рождению) луны ("ибо они в будущем обновятся, как она"), ведь на первый взгляд непонятно:

Мы находим в толкованиях наших мудрецов, что совершенство, которого достиг Израиль во времена (Давида и) Шлоймо, подобно полноте и совершенству луны. "Луна в первый день нисана начинает светить, и далее она светит все больше и больше до 15 дня месяца, и диск ее наполняется… Так и Израиль: 15 поколений от Авраама до Шлоймо… во времена Авраама начал светить этот свет… когда пришел Шлоймо - наполнился диск луны, как сказано[43]: "И сел Шлоймо на престол Вс-вышнего царем", "луна находится в полнолунии[44]".

И, поскольку во время истинного и полного избавлении, которое приведет Мошиах "из дома Давида и из потомства Шлоймо" еврейский народ достигнет наивысшего совершенства (еще более, чем совершенство, достигнутое в дни Давида и Шлоймо) – на первый взгляд, было бы правильнее уподобить это полнолунию (15 числа месяца), а не рождению луны (в новомесячье), когда только что вновь появляется свет (и существование[45]) луны, и это всего лишь одна точка (после полного сокрытия в момент, предшествующий новолунию), не имеющая никакого сравнения перед совершенством и полнотой света луны в середине месяца, когда "наполняется ее диск", и тем более, это несравнимо с полнотой и совершенством света луны в будущем, когда "И будет свет луны как свет солнца… как она была перед тем, как она была уменьшена"?!

И необходимо сказать, что уподобление истинного и полного избавления рождению и обновлению луны (а не полноте и совершенству луны) подчеркивает особое достоинство, которое есть в рождении и обновлении даже относительно полноты и совершенства. И в будущем избавлении, которое приведет Давид, царя Мошиах, раскроется у сынов Израиля это достоинство, и "они в будущем обновятся, как она обновляется", как далее будет объясняться.

3

Это будет понятно, если сначала объяснить преимущество рождения и обновления в еврейском народе – достоинство ребенка (близко к времени его рождения) относительно его уровня после того, как он вырастет:

Известно высказывание известного раввина и праведника: "я молюсь с мыслью этого ребенка", ибо, поскольку ребенок не знает про различные уровни в Б-жественности, сфиройс[46] и т.д., то его молитва обращена к самому Вс-вышнему, который выше всех уровней и описаний, к Его Сущности и Сути, Благословен Он, действительно.

И более глубоко: есть достоинство в самом ребенке относительно "большого праведника", который молится "как этот ребенок":

"великий праведник" - поскольку он знает и понимает и постигает сфиройс и т.д. - должен абстрагироваться от всех уровней и описаний, чтобы обращаться "к Нему, а не к Его мерам[47]". Он сосредотачивает свою мысль на том, что все уровни и описания Б-жественного, которые он понимает и постигает – это лишь негативные описания, например, "когда мы говорим "Всемогущий", это отрицает от него, Благословен Он, все, что противоположено могуществу… и подобно этому аспект "мудрый"… отрицает от него все, что противоположно мудрости[48]". И так он все более и более абстрагируется, поднимаясь от ступени к ступени выше и выше, пока не достигает "в конечном счете мы постигаем, что мы не способны постичь тебя[49]", приходя к выводу, что невозможно никакое понимание и постижение Сущности и Сути Благословенн Он. И, поскольку он приходит к этому, отрицая все уровни и описания, то даже если он направляет свою мысль к Сущности и Сути Его, Благословен Он, выше всякого уровня и описания и достоинства ("как этот ребенок") - в самом этом ощущается у него высота и непостижимость Б-жественности. Более того, это чувство высоты происходит у него от непостижимости абстрагирования уровней и описаний.

Не так ребенок. Поскольку у ребенка нет понятия об уровнях и описаниях, его сердце направлено к Самому Вс-вышнему, который не поддается определению (т.е. ограничению) уровня и описания и достоинства[50]"Сущности и Сути". Более того, он даже не называет Вс-вышнего "Сущность и Суть" (ведь он не понимает смысл слова "Сущность" и смысл слова "Суть"), а (просто) "Гашем[51]", Вс-вышний, не определяемый уровнем и описанием и достоинством.

И даже когда он называет Вс-вышнего на идиш "дер Эйберштер", что означает "Высший" - ребенок не имеет в виду подчеркнуть возвышенность и недоступность пониманию Его существования[52], но только, что Он находится наверху. И кроме того, что Он находится наверху, ребенок ничего не знает о том, каково Его существование, но только, что Он существует. И на самом деле, невозможно сказать про него "существование", "идея" или "слово", ибо также эти слова заключают в себе определенное содержание и определение, и лишь потому, что мы вынуждены пользоваться какими-то выражениями (ибо мы хотим говорить про Него), мы пользуемся словом "Первосущий". Выражаясь языком Алтер Ребе, "Источник света всегда раскрыт" ("находится внизу так же, как наверху"), и поэтому даже дети знают, что есть Б-г существует.

(Выдержки из "Двар малхус" Толдот 5752, в свободном изложении)

(מעובד עפ"י "דבר מלכות" פ' תולדות תשנ"ב)

Письма Любавичского Ребе

20 сивана 5715

Всякое пробуждение - в начале - это в основном свет, и само собой, находятся в воодушевлении и действуют с большой энергией и энтузиазмом. Но его цель - чтобы оно реализовалось в ежедневном практическом действии, т.е., "облачить свет в сосуды", и поэтому необходимо, чтобы воодушевление сокрылось, и не ощущался в такой степени энтузиазм, - но - практическое действие, и это - цель. И не слушайте соблазны дурного начала, что вышесказанное должно привести Вас к депрессии, не дай Б-г. Но нужно работать упорядоченно, "свет в широких сосудах" именно. И порядок в Святости - "понемногу изгоню его", как в изучении Торы, так и в исполнении заповедей (и из них - любовь к ближнему), и не за один раз, или прыжком [за исключением особых случаев]

И для всего этого необходимо - здоровое тело, и поэтому Вы должны вести себя в соответствии с этим в еде, питье, сне и т.д.

И как говорится в Тании гл. 7 ("кушающий жирное бычье мясо... чтобы расширить свое восприятие в постижении Торы... как жертвоприношение..."). И поскольку Тора дала разрешение врачу лечить - то, если есть какое-то сомнение в состоянии здоровья, или какое-то недомогание - следует спросить врача и поступить по его указанию. И когда действуют во всем этом последовательно, шаг за шагом – добиваются успеха в духовности, и, само собой, также в материальности.

И приказал нам Вс-вышний исполнять все это с радостью, и видно воочию, что все, что делается с радостью - делается более полно и более тщательно. И это помогает душевному и физическому здоровью.

(Игройс Койдеш, т. 11, игерес 3573)

***

2 тамуза 5715

Бруклин

Благословение и мир!

В ответ на Ваше письмо – которое шло дольше чем обычно –

1) В том, что Вы пишете еще раз, сомнения, которые у Вас есть, соответствуете ли Вы занимаемой должности, и требованиям, которые предъявляют предприятия и т.д.

Я уже сообщил свое мнение в подобных вопросах нескольким спрашивающим, как из Анаш, таки и не из Анаш, и я писал также специально Вам, в одном из моих предшествующих писем, что на плечи каждого и каждой, которые уцелели после страшной эпохи Катастрофы в нашем поколении, возложена работа исполнить также миссию наших братьев и сестер, которые были убиты в освящение Имени Вс-вышнего, и, поскольку Вс-вышний не требует того, что не в силах человека, т.е., в силах каждого и каждой, несомненно, что изначально даны силы и возможности, и это зависит только от желания. И тем более, когда уже занимаются определенной работой и видят успех. Совершенно ясно и очевидно, что это не означает, что тот, о ком идет речь, уже использует все свои силы. Это не означает даже, что он проявил свои силы из сокрытия к раскрытию, ибо свободный выбор есть у каждого сына и дочери Израиля. И хотя просьба Вс-вышнего, после того, как он говорит "Смотри, Я даю перед тобой сегодня жизнь и благо…и выбери жизнь" именно - но вместе с тем, что подчеркивается "жизнь", подчеркивается также "выбери", и поэтому часто мы видим, что работающий мог бы работать в большей мере, и само собой также преуспеть в большей мере, но он не использует свои силы по различным странным причинам. Но, поскольку возможность дана ему –это зависит только от его воли.

2) Понятно и ясно, что каждый воспитатель и учитель, и вообще – каждый общественный деятель – должен знать, что одна из основ его работы – вырастить помощников в его деятельности из среды своих учеников и тех, на кого он оказывает воздействие. Ибо работать с каждым и каждым отдельно – эта работа слишком велика, чтобы ее мог сделать один человек. Совсем иначе, когда он вместе с своей работой стремится воспитать подходящих для этого людей из среды своих воспитанников – чтобы они могли взять на себя эту часть его работы. Понятно, что это означает также в отношении Вашей работы с Вашими воспитанницами.

3) Понятно также, что план, о котором Вы пишете, что Вы планируете посетить вместе с Вашими воспитанницами учреждение, относящееся к определенной партии, некоторые аспекты деятельности которого противоречат указаниям учения хасидизма, и даже просто против Торы (и как вопрос смешения юношей и девушек, и еще несколько аспектов, которые не так видны, но также основные), может привести ущерб в основных вещах, даже если можно надеяться, что это принесет пользу во второстепенных вещах, относительно этих основных, о которых шла речь выше. И ведь невозможно объяснить воспитанницам, что когда они придут в какое-то место, они должны смотреть только на определенную часть, а на остальное не обращать внимания, или также, чтобы они отвергли несколько других вещей.

4) И вообще – я не вижу такой необходимости в посещении этого учреждения именно, и те вещи, о которых Вы пишете - можно найти их также в более религиозных учреждениях, или сделать образец самостоятельно, без того, чтобы посещать сомнительные учреждения.

(Игройс койдеш, т. 11, игерес 3601)

Хасидские истории

Часы идут в соответствии с именами Вс-вышнего

Однажды кто-то зашел в комнату Алтер Ребе, и на столе у Ребе стояли часы. Человек разговаривал с Алтер Ребе, и в середине разговора Алтер Ребе встал со своего кресла и вышел из комнаты.

Человек посмотрел на часы Ребе, и увидел, что время, которое они показывают, не совпадает с временем на его собственных часах. Недолго думая, он взял часы со стола, и перевел стрелки так, чтобы они показывали время по его собственным часам.

В это время Алтер Ребе вернулся в комнату, и посмотрел на часы. Он повернулся к тому человеку и спросил: "Ты что-то делал с моими часами"?

Ответил ему: "Мои часы более точны, и поэтому я перевел Ваши часы, чтобы они показывали точное время".

Ребе спросил у него: "Откуда ты знаешь, что твои часы – точные"?

Ответил ему: "Мои часы проверены, они не опаздывают и не спешат даже на одну минуту".

Сказал ему Ребе: "Знай, что мои часы идут в соответствии с сочетанием имен Гашем и Элойким, ибо в каждый час меняется такое сочетание имен, и поэтому я не сомневаюсь, что мои часы более точны, не опаздывают и не спешат"!

Алтер Ребе видел Аризаля наяву

Мителер Ребе[53] спросил у своего отца, Алтер Ребе[54], каким образом он видел Аризаля[55] – во сне или наяву?

И вот, как это было:

Когда Магид начал говорить "маамар", в комнату вошел молодой человек (так я слышал – "молодой человек"). Ребе приподнялся со своего места, а вошедший стоял все время, пока Ребе говорил "маамар". Потом я спросил у одного из учеников: "кто это был, этот человек, который вошел и Ребе встал перед ним"? Тот ученик мне ответил, что он не видел, чтобы кто-то входил. Я спросил еще у одного ученика, и также он мне ответил, что никого не видел. Тогда, я подумал, что должен спросить у самого Магида. Я вошел к Магиду, и спросил его про того человека, который вошел. Ответил мне Ребе: ты видел его? – Если так, раз ты видел его – открою тебе, кто это был – Аризаль.

Нужно знать, как пользоваться чудесами

Магид из Межерич сказал Алтер Ребе: все мои ученики были погружены в "мойфсим[56]", а ты был погружен только в изучение Торы. Нужно уметь делать "мойфсим" тоже. – И послал его к рабби Михлу из Злочева – чтобы он научился от него трем "мойфсим".

Дух пророчества – где и когда?

Известный хасид р. Айзик из Гомеля говорил:

У Ребе (Алтер Ребе) дух пророчества был всегда, в течение всего дня. Мителер Ребе – был у него дух пророчества, когда он хотел (или: когда он нуждался в этом). Ребе (Цемах Цедек) – у него есть пару раз в день. Так он сказал сначала, а потом сказал (с удивлением) – "у него есть уже дух пророчества несколько раз в день".

Глаза его видят прошлое, настоящее и будущее

Однажды сидели Алтер Ребе и рабби Менахем-Нохум из Чернобыля в сукке и беседовали. Хасидим, которые хотели услышать, о чем они беседуют, поднялись на крышу и услышали, как рабби Менахем Нохум говорит Алтер Ребе:

- Почему после hисталкус[57] Магида ты выбрал своим учителем рабби Менахем Мендела из Городка?

И ответил ему:

- Когда р. Мендел видит еврея, он уже знает, что с ним происходит!

Сказал ему рабби Менахем Нохум: "Ну"? (т.е., как бы удивляясь, что нового в этом?) Ответил ему снова:

- Когда р. Мендел видит еврея, он знает, что с ним происходит, и что с ним происходило в прошлом.

И сказал р. Менахем Нохум снова: "ну?"

И слышали, как Алтер Ребе говорит снова:

- Когда р. Мендел видит еврея, он видит, что с ним происходит, что происходило с ним в прошлом, и что будет происходить с ним в будущем!

Рабби Менахем Нохум удивился и встал со своего стула от удивления. В это время раздался какой-то шум с крыши; два праведника заметили это и прекратили разговор между собой.

(Сипурим Перлов, стр. 73-75)

Он думает, что этим он исполняет намерение

Когда посылают еврея в шлихус Ребе, и, приезжая в место своего шлихус, он забывает о цели своей миссии, и позволяет себе тянуться за материальными благами этого места, и после этого объясняет себе, почему он не преуспел в шлихус – что такой-то или такой-то виноваты в этом!..

Когда спрашивают его, сколько евреев начали учить хсидус с тех пор, как он приехал на место своего шлихус – нечего ему ответить, поскольку он занят совершенно другими вещами; ему нужна "конь, чтобы скакать на нем", и он встречается с "важными людьми"… - и он думает, что этим он исполняет намерение!...

(Тойрас Менахем т. 11 стр. 176-177, "hискашрус" 592, стр. 11)

Действие – это основное

И вот, в отношении общей идеи служения Вс-вышнему, есть правило "действие – это основное". И как известны слова наших Рабеим – что каждая идея проверяется тем, каков "бехейн[58]" из нее в отношении практического действия.

И как понятно по простому, что когда речь идет о мысли и углубленном размышлении, чувстве в сердце и т.д. – возможно, что его "хешбон[59]" – это не "хешбон цедек[60]", и возможно, что он ошибается в счете, и сбивает с толку других и т.д., поскольку он считает таким образом, что это добавляет или убавляет т.д.;

Но когда речь идет о практическом действии – уже невозможно ошибиться или сбить с толку других, поскольку можно посмотреть и увидеть, что сделано практически на деле.

И в нашем вопросе:

Кода говорят о действии и приложении усилий, чтобы удостоить сынов Израиля приобретением буквы в свитке Торы – он говорит и рассказывает, что он занимается этим с большим "штурмом"; он целый день бежит туда и сюда, не дает покоя ни себе, ни своей семье, ни другим, и занимается и старается как только возможно.

И после всего этого говорят ему: возьми лист бумаги, и напиши в точности, каковы результаты в отношении практического действия – каково точное число евреев, которые приобрели буквы в свитке Торы посредством твоей деятельности!

И он утверждает: зачем это нужно знать, каковы практические результаты, главное – что он сделал все, что от него зависело, и он занимался этим с радостью и энергичностью и т.д.?!

И он говорит, что слышал несколько раз во время фарбренгенов, что он должен делать то, что от него зависит, не задумываясь о том, подействуют ли его слова на другого или нет, ибо другой еврей имеет свободу выбора, и он не хозяин над другим, чтобы заставить его вести себя тем или иным образом!

Все остальное, что говорилось на фарбренген – он не слышал, но эту мысль (что главное – это его действие, и не нужно считаться с практическим результатом) он слышит отлично, и это у него хорошо укладывается в голове, и становится его "плотью и кровью" – поскольку через это он может себя оправдывать!

Когда занимается исполнением шлихус подобающим образом (не изменяя в этом и т.д.), обещано ему, что преуспеет в исполнении своего шлихус, и таким образом, что устраняются все преграды и препятствия, и вплоть до того, что переворачивается тьма в свет.

(из беседы Хайей Соро 5742)

Дорогие друзья!
Сайт "Хасидус по-русски" объявляет о начале реализации нового проекта – еженедельной брошюры "Хасидус по-русски".

По вопросам помощи сайту и проекту брошюр Хасидус по-русски обращайтесь по электронной почте webmaster@chassidus.ru или по телефонам (в Израиле) 02-5803466, 054-6657493 (Ицхак)

Брошюры можно найти по адресу: http://chassidus.ru/nedelnaya_glava/dvar_malchus/

להזמנות ולהקדשות ולתרומות נא לפנות webmaster@chassidus.ru

או בטל' 054-6657493 (יצחק רויטמן)


[1] Брейшит, 25:19.

[2] Брейшит раба, 30:6; Танхума и Раши, начало гл. Hoax

[3] "Толдот" переводится как "родословие" и также, как "потомство"

[4] Танхума, Шмот, п. 4

[5] Букв. "сын заповеди" (арам.). Возраст, с которого еврейский мальчик обязан исполнять все заповеди Торы.

[6] Недарим, 32а.

[7] Рамбам, Законы об идолопоклонстве, 1:3.

[8] Брейшит раба, 64:4

[9] "Ав" – "отец" – указывает на "хохмо" – "мудрость". "Рам" означает "возвышенный". Таким образом, "ав-рам" означает "возвышенный разум"

[10] Тора ор, начало Лех леха

[11] Ср. Ликутей сихот, т. 3, Лех леха, п. 2

[12] Мнахот, 43б

[13] Если бы этот союз был основан на разуме, он зависел бы от разных особенностей понимания. Разум не бывает совер­шенным или статичным. Принятые понятия подвергаются изменениям, отбрасываются, если рассматриваются новые понятия и разум их принимает. Такой союз с Б-гом подвер­гался бы влиянию всего, что происходит с разумом. Привер­женность Б-гу должна быть основана на незыблемых осно­вах полной отдачи себя Ему, что выше ограничений разума

[14] Йехезкель, 33:24.

[15] Брейшит раба, 42:8.

[16] Брейшит, 21:33

[17] Рамбам, Законы основ Торы, 1:1; Ликутей Тора, Таво, стр. 43в; конец маамара Анохи Гашем Элокеха 5673; Бати легани 5711, п. 8

[18] См. Дварим, 4:35,39, как он объяснен в книге Тания, ч. 2, гл. 1-3 и 6. Другими словами, мир и Б-г – это не два отдельных "объекта", один из которых подчинен другому, однако при этом сохраняет известную самостоятельность и независимость (подобно тому, как в материальности царские слуги подчинены своему господину, но их существование не зависимо от воли господина), но само существование мира связано с Б-жественностью. Только постоянный приток Б-жественной энергии обеспечивает существование мира, и прекращение этого потока равносильно прекращению существования мира.

[19] Тания, ч, 1, гл. 6. Эц Хаим шаар 42, конец гл. 4

[20] Дварим, 7:7

[21] Дварим, 28:10.

[22] Танхума Лех Леха 9

[23] Дварим 4, 35

[24] "Порождения" буквально, и "порождения праведников – их добрые дела".

[25] Ср. Дварим 8, 17

[26] Букв. "голова месяца"

[27] Еврейский календарь является лунно-солнечным, новомесячья в нем приходятся на новолуния

[28] Шмуэль 1, 20:18

[29] Этот стих говорит о царе Давиде

[30] Диск луны еще не виден, есть всего лишь "точка" рождения нового месяца

[31] См. Ликутей Тора Друшей Рош аШоно

[32] Израиль, народ Израиля – здесь и далее имеется в виду еврейский народ в целом

[33] Сукка 29, 1

[34] Сангедрин 42, 1

[35] (что, может быть, можно сказать, что также и поэтому называется "ходшейхем", "ваше обновление")

[36] Подобно тому, как было сказано Луне «иди и уменьши себя». Посредством опускания вниз («уменьши») еврейские души становятся «меhалхим» ("идущими"). Более того, через их служение внизу, в материальности, они поднимаются выше, чем аспект «шемеш Гавайе» (Солнце Вс-вышнего).

[37] Текст молитвы "кидуш Левана". Трактат Рош аШоно 25, 1

[38] РаШИ на Рош аШоно там же.

[39] Маор Эйнаим гл. Пинхас в конце

[40] Йехидо. См.Контрос «Инъено шел Тойрас hахасидус»

[41] "Нешама клалит", "коллективная душа". Душа, объединяющая в себе души всех евреев

[42] Рамбам, Законы Царей, конец гл. 11

[43] Диврей гаЙамим Алеф, 29, 23

[44] Зогар ч. 1, стр. 150а

[45] поскольку цель ее творения — «светить на землю» (Берейшис 1, 16-17), то, если она не светит на землю (в момент предшествующий рождению), это как будто бы она не существует

[46] различные уровни раскрытия Б-жественности

[47] Меры, с помощью которых Вс-вышний управляет миром: мера суда, мера милосердия и т.д.

[48] Рамбам, «Путеводитель заблудших» ч.1 гл.57 и далее

[49] Бхинот Олам 8, 8. Икарим 42, 2

[50] ср. в Зогар «не указываемый даже буквой и даже кончиком буквы»

[51] Букв. «имя»

[52] И поэтому нет недостатка в том, что представление ребенка о Вс-вышнем материализовано, поскольку его сердце направлено к самой Сущности, которая неопределима и неописуема, даже как превосходство духовности относительно материальности

[53] Второй Любавичский Ребе

[54] Первый Любавичский Ребе, основатель движения хасидизма Хабад

[55] Рабби Ицхак Лурия, один из величайших каббалистов 16 столетия. Жил в Цфате. Его учение легло в основу учения хасидизма.

[56] Чудеса

[57] Уход праведника из мира

[58] Букв. "итак"

[59] Счет, духовный самоотчет

[60] Справедливый счет

בס"ד

דבר מלכות

פרשת תולדות

Любавичский Ребе

Менахем Мендел

Шнеерсон

Избранные беседы

Письма

Хасидские истории

На недельные главы, праздники

и памятные дни

Глава Толдот

Издание "Хасидус по-русски"

г. Бейтар Илит,

5766 год от Сотворения мира

Беседа Ребе

Глава Толдот

1

В отношении стиха "И это - родословие Ицхака, сына Авраhама: Авраhам породил Ицхака"[1] комментаторы задают вопрос: почему Писание повторяется? – После того, как уже сказано "Ицхак, сын Авраhама", снова говорится "Авраhам родил Ицха­ка"?

"Повтор" в действительности является объяснением: как стало воз­можным "родословие Ицхака, сына Авраhама" ("родословие" в прямом смысле, а также и в том смысле, который приводится в Мидраше[2]: "основное 'потомство[3]' праведников - изу­чение Торы и исполнение заповедей")? Это стало возможным потому, что "Авраhам родил Ицхака", как далее будет объясняться.

2

Есть несколько аспектов заповедей, которые впервые начали исполняться только Ицхаком. В их числе то, что Ицхака был обрезан в восьмиднев­ном возрасте[4], что означает истинное и полное исполнение заповеди обрезания, и то, что он стал "бар-мицвой[5]" в возрасте тринадцати лет.

Авраhам был обрезан в возрасте девяносто девяти лет и у него не было "бар-мицвы" в тринадцатилетнем возрасте. Существует несколько мнений в отношении того, в каком возрасте Авраhам постиг своего Творца: в три года[6], в со­рок лет[7], в сорок восемь лет[8], но не в тринадцатилетнем возрасте.

3

Особые достоинства Ицхака (обрезание в восьми­дневном возрасте и "бар-мицва" в тринадцать лет) объяс­няются следующим образом.

Обрезание в восьмидневном возрас­те указывает на связь со Вс-вышним, которая выше логики. Авраhам был обрезан в девяносто де­вять лет, когда в интеллектуальном отношении он был на высочайшем уровне. Это видно и в его имени Аврам – "Ав-рам[9]", "сокрытая мысль, кото­рая выше всякого постижения", как об этом говорится в трудах по Кабале и хасидизму[10]. Но преимущество обрезания на восьмой день - в том, что ребенок, у которого еще нет разума, связывается со Вс-вышним вечной связью, и эта связь - выше разума.

Эта не та связь, которая возникает из постижения; скорее, она сродни тому, как младенец чувствует своих родителей и тянется к ним.

4

В некоторых источниках задается вопрос, считается ли исполнением заповеди только момент обрезания, или же это заповедь, действие которой продолжается постоянно[11]. Есть в Талмуде рассказ[12] о том, как царь Давид однажды вошел в баню и увидел себя, что он гол - без Торы и без заповедей. Но, вспомнив о запо­веди обрезания, он успокоился. На основании этого Талмуд приходит к заключению, что обрезание - заповедь, продол­жающаяся постоянно.

В духовном служении Б-гу это означает, что и потом, когда человек уже обладает разумом и спо­собностью понимания, от него требуется, чтобы его связь со Вс-вышним оставалась бы столь же прочной, как тогда, когда ему сделали обрезание на восьмой день – выше разума и постижения.

Связь, порожденная разумом и направляемая разумом - всегда ограниченна. Она может быть более поверхностной или более глубокой, но остается всегда ограниченной. Поэтому даже тогда, когда человек становится взрослым, от него тре­буется, чтобы его связь со Всевышним была проникнута са­мопожертвованием и принятием на себя ига Небес, выше понимания и постижения[13].

5

Тора говорит об Авраhаме: "один был Авраhам"[14]. Хотя Авраам был "один" (один-единственный еврей во всем мире), "весь мир - с одной стороны, а он – с другой стороны"[15], тем не менее, он всюду про­возглашал имя Всевышнего: "И воззвал там имя Б-га Э-ль олам"[16]. Не "Э-ль hа-олам" - ибо тогда нужно было бы понимать, что мир есть нечто отдельное, существующее само по себе, а Б-жественность – нечто отдельное, и Б-г - лишь Владыка мира; но Авраhам провозглашал, что само существование мира происходит благодаря ''истинности Его существования"[17]. Мир существует лишь благодаря постоянному притоку Б-жествененного света и "нет ничего, кроме Него"[18].

Эту жизненную позицию Авраhам пе­редал в наследство своему сыну Ицхаку, и благодаря этом стало возможным появление "потомства Ицхака" - Торы, заповедей и добрых дел, а также и "потомства" в прямом смысле слова, того, ибо порожденный им народ существует вечно, и никто и ничто не способно его поколебать.

6

Из всего этого следует выучить урок, имеющий отно­шение ко всякому еврею:

Когда еврей задумы­вается о том, что он находится в ми­ре, о котором говорится: "все дела его тяжки и дурны, и грешники в нем торжествуют"[19], в мире, скрывающем и утаивающем Б-жественность. Даже в том, что касается его лично - большая часть дня у него уходит на дела этого мира, которые противоречат и сопротивляются Святости, и особенно – сокрытие и утаение Б-жественности вокруг него. Тем более, что еврейский народ в общем -"самый малочисленный из всех народов"[20].

А когда он имеет дело с чем-нибудь святым, особенно когда он устраивает большой пир, так что "увидят все на­роды земли, что имя Б-га начертано на тебе"[21], находятся циники, заявляющие, что он может быть сокрушен и обра­щен в ничто.

И он может подумать: где же я возьму силы на Тору, запо­веди и добрые дела? А все это требуется от него не толь­ко в Йом-Кипур в заключительной молитве "Неила", а в течение всего года. Как же он сможет превозмочь все, скрывающее Б-жественное?

И потому ему дается следующее указание:

"Деяния отцов – знак (и придает силы) сыновьям[22]". "Авраhам породил Иц­хака". Он происходит от нашего праотца Авраhама, праотца всех евреев, который не боялся целого мира и провозглашал "Э-ль олам"- мир существует только благодаря Б-жественности, "нет никого и ничего, кроме Него[23]". Силой этой самоотверженности "Авраhам породил Ицхака" согласно обоим вышеупомянутым комментариям[24].

Так и любому еврею в любое время и в любом месте нечего бояться тех, кто надеется на "собственную силу и мощь[25]". Он связывает себя со Всевышним связью, которая выше разума и понимания, и проявляет и раскрывает ее в будние дни и будничных делах, превращая материальное в Б-жественное, духов­ное "потомство" Ицхака. И это продолжается в "потом­стве Ицхака" в простом смысле слова, когда внуки Ицхака побеж­дают всех, кто борется против Всевышнего и Его Торы. И это является преддверием и подготовкой к овладению Страной Израиля, Святой землей, через нашего праведного Машиаха вскоре и в наши дни.

(Ликутей Сихойс т. 1 гл. Толдот)

(Печатается по переводу издательства "Шамир", отредактировано и дополнено "Хасидус по-русски")

(לקו"ש כרך א' פ' תולדות)

"Ибо они обновятся подобно тому, как обновляется луна"

1

Общий смысл новомесячья подчеркивается в его названии на Святом языке: "рош хойдеш[26]":

Слово "хойдеш" – "месяц" происходит от "хидуш" – "обновление", поскольку в рош ходеш происходит рождение луны[27]. После того, как она все уменьшается (во второй половине месяца), пока не скрывается и не исчезает совершенно (накануне рош хойдеш), происходит ее [воз]рождение и обновление. И, выражаясь языком Писания, "И ты будешь вспомнен, когда будет пустовать твое место[28]" – твое отсутствие[29], когда "будет пустовать твое место", подобно сокрытию луны, приведет к "ты будешь вспомнен", подобно рождению луны заново.

И, хотя момент новолуния это всего лишь "точка[30]", но, поскольку это точка рождения – она включает в себя все продолжение после этого. Так, все существование человека в течение всей его жизни заключено в том моменте, когда он родился и "вышел на воздух этого мира". И поэтому называется "рош (ходеш)", подобно голове, заключающей в себе все существование человека[31].

И [духовный] смысл этого в служении Израиля[32], которые "подобны луне и считают по луне[33], и в будущем обновятся подобно ней[34]", - обновление, которое происходит в мире посредством служения Израиля[35], и вплоть до обновления, которое происходит в самом Израиле. Не только обновление, которое происходит через вас, но обновление вашего собственного существования, ибо через работу в мире они поднимаются на уровень более высокий, чем перед опусканием вниз[36]. – И раскроется в мире с наступлением истинного и полного избавления, посредством Давида царя Мошиаха ("Давид царь Израиля жив и продолжает существовать[37]", ибо Давид и его царство подобны луне[38]).

И можно сказать, что в новомесячье в каждом еврее раскрывается искра Мошиаха, которая есть в нем[39] - т.е., сущность его души[40], которая, в свою очередь, представляет собой искру от души Мошиаха[41]. И это раскрытие обновляет все его существование и все его дела, таким образом, что сущность его души проявляется во всем, что он делает. И самое главное, что посредством этого происходит раскрытие и приход Мошиаха - в простом, буквальном смысле, души, облаченной в тело, "царя из дома Давида[42]".

2

И нужно объяснить, почему Избавление Израиля уподобляется обновлению (рождению) луны ("ибо они в будущем обновятся, как она"), ведь на первый взгляд непонятно:

Мы находим в толкованиях наших мудрецов, что совершенство, которого достиг Израиль во времена (Давида и) Шлоймо, подобно полноте и совершенству луны. "Луна в первый день нисана начинает светить, и далее она светит все больше и больше до 15 дня месяца, и диск ее наполняется… Так и Израиль: 15 поколений от Авраама до Шлоймо… во времена Авраама начал светить этот свет… когда пришел Шлоймо - наполнился диск луны, как сказано[43]: "И сел Шлоймо на престол Вс-вышнего царем", "луна находится в полнолунии[44]".

И, поскольку во время истинного и полного избавлении, которое приведет Мошиах "из дома Давида и из потомства Шлоймо" еврейский народ достигнет наивысшего совершенства (еще более, чем совершенство, достигнутое в дни Давида и Шлоймо) – на первый взгляд, было бы правильнее уподобить это полнолунию (15 числа месяца), а не рождению луны (в новомесячье), когда только что вновь появляется свет (и существование[45]) луны, и это всего лишь одна точка (после полного сокрытия в момент, предшествующий новолунию), не имеющая никакого сравнения перед совершенством и полнотой света луны в середине месяца, когда "наполняется ее диск", и тем более, это несравнимо с полнотой и совершенством света луны в будущем, когда "И будет свет луны как свет солнца… как она была перед тем, как она была уменьшена"?!

И необходимо сказать, что уподобление истинного и полного избавления рождению и обновлению луны (а не полноте и совершенству луны) подчеркивает особое достоинство, которое есть в рождении и обновлении даже относительно полноты и совершенства. И в будущем избавлении, которое приведет Давид, царя Мошиах, раскроется у сынов Израиля это достоинство, и "они в будущем обновятся, как она обновляется", как далее будет объясняться.

3

Это будет понятно, если сначала объяснить преимущество рождения и обновления в еврейском народе – достоинство ребенка (близко к времени его рождения) относительно его уровня после того, как он вырастет:

Известно высказывание известного раввина и праведника: "я молюсь с мыслью этого ребенка", ибо, поскольку ребенок не знает про различные уровни в Б-жественности, сфиройс[46] и т.д., то его молитва обращена к самому Вс-вышнему, который выше всех уровней и описаний, к Его Сущности и Сути, Благословен Он, действительно.

И более глубоко: есть достоинство в самом ребенке относительно "большого праведника", который молится "как этот ребенок":

"великий праведник" - поскольку он знает и понимает и постигает сфиройс и т.д. - должен абстрагироваться от всех уровней и описаний, чтобы обращаться "к Нему, а не к Его мерам[47]". Он сосредотачивает свою мысль на том, что все уровни и описания Б-жественного, которые он понимает и постигает – это лишь негативные описания, например, "когда мы говорим "Всемогущий", это отрицает от него, Благословен Он, все, что противоположено могуществу… и подобно этому аспект "мудрый"… отрицает от него все, что противоположно мудрости[48]". И так он все более и более абстрагируется, поднимаясь от ступени к ступени выше и выше, пока не достигает "в конечном счете мы постигаем, что мы не способны постичь тебя[49]", приходя к выводу, что невозможно никакое понимание и постижение Сущности и Сути Благословенн Он. И, поскольку он приходит к этому, отрицая все уровни и описания, то даже если он направляет свою мысль к Сущности и Сути Его, Благословен Он, выше всякого уровня и описания и достоинства ("как этот ребенок") - в самом этом ощущается у него высота и непостижимость Б-жественности. Более того, это чувство высоты происходит у него от непостижимости абстрагирования уровней и описаний.

Не так ребенок. Поскольку у ребенка нет понятия об уровнях и описаниях, его сердце направлено к Самому Вс-вышнему, который не поддается определению (т.е. ограничению) уровня и описания и достоинства[50]"Сущности и Сути". Более того, он даже не называет Вс-вышнего "Сущность и Суть" (ведь он не понимает смысл слова "Сущность" и смысл слова "Суть"), а (просто) "Гашем[51]", Вс-вышний, не определяемый уровнем и описанием и достоинством.

И даже когда он называет Вс-вышнего на идиш "дер Эйберштер", что означает "Высший" - ребенок не имеет в виду подчеркнуть возвышенность и недоступность пониманию Его существования[52], но только, что Он находится наверху. И кроме того, что Он находится наверху, ребенок ничего не знает о том, каково Его существование, но только, что Он существует. И на самом деле, невозможно сказать про него "существование", "идея" или "слово", ибо также эти слова заключают в себе определенное содержание и определение, и лишь потому, что мы вынуждены пользоваться какими-то выражениями (ибо мы хотим говорить про Него), мы пользуемся словом "Первосущий". Выражаясь языком Алтер Ребе, "Источник света всегда раскрыт" ("находится внизу так же, как наверху"), и поэтому даже дети знают, что есть Б-г существует.

(Выдержки из "Двар малхус" Толдот 5752, в свободном изложении)

(מעובד עפ"י "דבר מלכות" פ' תולדות תשנ"ב)

Письма Любавичского Ребе

20 сивана 5715

Всякое пробуждение - в начале - это в основном свет, и само собой, находятся в воодушевлении и действуют с большой энергией и энтузиазмом. Но его цель - чтобы оно реализовалось в ежедневном практическом действии, т.е., "облачить свет в сосуды", и поэтому необходимо, чтобы воодушевление сокрылось, и не ощущался в такой степени энтузиазм, - но - практическое действие, и это - цель. И не слушайте соблазны дурного начала, что вышесказанное должно привести Вас к депрессии, не дай Б-г. Но нужно работать упорядоченно, "свет в широких сосудах" именно. И порядок в Святости - "понемногу изгоню его", как в изучении Торы, так и в исполнении заповедей (и из них - любовь к ближнему), и не за один раз, или прыжком [за исключением особых случаев]

И для всего этого необходимо - здоровое тело, и поэтому Вы должны вести себя в соответствии с этим в еде, питье, сне и т.д.

И как говорится в Тании гл. 7 ("кушающий жирное бычье мясо... чтобы расширить свое восприятие в постижении Торы... как жертвоприношение..."). И поскольку Тора дала разрешение врачу лечить - то, если есть какое-то сомнение в состоянии здоровья, или какое-то недомогание - следует спросить врача и поступить по его указанию. И когда действуют во всем этом последовательно, шаг за шагом – добиваются успеха в духовности, и, само собой, также в материальности.

И приказал нам Вс-вышний исполнять все это с радостью, и видно воочию, что все, что делается с радостью - делается более полно и более тщательно. И это помогает душевному и физическому здоровью.

(Игройс Койдеш, т. 11, игерес 3573)

***

2 тамуза 5715

Бруклин

Благословение и мир!

В ответ на Ваше письмо – которое шло дольше чем обычно –

1) В том, что Вы пишете еще раз, сомнения, которые у Вас есть, соответствуете ли Вы занимаемой должности, и требованиям, которые предъявляют предприятия и т.д.

Я уже сообщил свое мнение в подобных вопросах нескольким спрашивающим, как из Анаш, таки и не из Анаш, и я писал также специально Вам, в одном из моих предшествующих писем, что на плечи каждого и каждой, которые уцелели после страшной эпохи Катастрофы в нашем поколении, возложена работа исполнить также миссию наших братьев и сестер, которые были убиты в освящение Имени Вс-вышнего, и, поскольку Вс-вышний не требует того, что не в силах человека, т.е., в силах каждого и каждой, несомненно, что изначально даны силы и возможности, и это зависит только от желания. И тем более, когда уже занимаются определенной работой и видят успех. Совершенно ясно и очевидно, что это не означает, что тот, о ком идет речь, уже использует все свои силы. Это не означает даже, что он проявил свои силы из сокрытия к раскрытию, ибо свободный выбор есть у каждого сына и дочери Израиля. И хотя просьба Вс-вышнего, после того, как он говорит "Смотри, Я даю перед тобой сегодня жизнь и благо…и выбери жизнь" именно - но вместе с тем, что подчеркивается "жизнь", подчеркивается также "выбери", и поэтому часто мы видим, что работающий мог бы работать в большей мере, и само собой также преуспеть в большей мере, но он не использует свои силы по различным странным причинам. Но, поскольку возможность дана ему –это зависит только от его воли.

2) Понятно и ясно, что каждый воспитатель и учитель, и вообще – каждый общественный деятель – должен знать, что одна из основ его работы – вырастить помощников в его деятельности из среды своих учеников и тех, на кого он оказывает воздействие. Ибо работать с каждым и каждым отдельно – эта работа слишком велика, чтобы ее мог сделать один человек. Совсем иначе, когда он вместе с своей работой стремится воспитать подходящих для этого людей из среды своих воспитанников – чтобы они могли взять на себя эту часть его работы. Понятно, что это означает также в отношении Вашей работы с Вашими воспитанницами.

3) Понятно также, что план, о котором Вы пишете, что Вы планируете посетить вместе с Вашими воспитанницами учреждение, относящееся к определенной партии, некоторые аспекты деятельности которого противоречат указаниям учения хасидизма, и даже просто против Торы (и как вопрос смешения юношей и девушек, и еще несколько аспектов, которые не так видны, но также основные), может привести ущерб в основных вещах, даже если можно надеяться, что это принесет пользу во второстепенных вещах, относительно этих основных, о которых шла речь выше. И ведь невозможно объяснить воспитанницам, что когда они придут в какое-то место, они должны смотреть только на определенную часть, а на остальное не обращать внимания, или также, чтобы они отвергли несколько других вещей.

4) И вообще – я не вижу такой необходимости в посещении этого учреждения именно, и те вещи, о которых Вы пишете - можно найти их также в более религиозных учреждениях, или сделать образец самостоятельно, без того, чтобы посещать сомнительные учреждения.

(Игройс койдеш, т. 11, игерес 3601)

Хасидские истории

Часы идут в соответствии с именами Вс-вышнего

Однажды кто-то зашел в комнату Алтер Ребе, и на столе у Ребе стояли часы. Человек разговаривал с Алтер Ребе, и в середине разговора Алтер Ребе встал со своего кресла и вышел из комнаты.

Человек посмотрел на часы Ребе, и увидел, что время, которое они показывают, не совпадает с временем на его собственных часах. Недолго думая, он взял часы со стола, и перевел стрелки так, чтобы они показывали время по его собственным часам.

В это время Алтер Ребе вернулся в комнату, и посмотрел на часы. Он повернулся к тому человеку и спросил: "Ты что-то делал с моими часами"?

Ответил ему: "Мои часы более точны, и поэтому я перевел Ваши часы, чтобы они показывали точное время".

Ребе спросил у него: "Откуда ты знаешь, что твои часы – точные"?

Ответил ему: "Мои часы проверены, они не опаздывают и не спешат даже на одну минуту".

Сказал ему Ребе: "Знай, что мои часы идут в соответствии с сочетанием имен Гашем и Элойким, ибо в каждый час меняется такое сочетание имен, и поэтому я не сомневаюсь, что мои часы более точны, не опаздывают и не спешат"!

Алтер Ребе видел Аризаля наяву

Мителер Ребе[53] спросил у своего отца, Алтер Ребе[54], каким образом он видел Аризаля[55] – во сне или наяву?

И вот, как это было:

Когда Магид начал говорить "маамар", в комнату вошел молодой человек (так я слышал – "молодой человек"). Ребе приподнялся со своего места, а вошедший стоял все время, пока Ребе говорил "маамар". Потом я спросил у одного из учеников: "кто это был, этот человек, который вошел и Ребе встал перед ним"? Тот ученик мне ответил, что он не видел, чтобы кто-то входил. Я спросил еще у одного ученика, и также он мне ответил, что никого не видел. Тогда, я подумал, что должен спросить у самого Магида. Я вошел к Магиду, и спросил его про того человека, который вошел. Ответил мне Ребе: ты видел его? – Если так, раз ты видел его – открою тебе, кто это был – Аризаль.

Нужно знать, как пользоваться чудесами

Магид из Межерич сказал Алтер Ребе: все мои ученики были погружены в "мойфсим[56]", а ты был погружен только в изучение Торы. Нужно уметь делать "мойфсим" тоже. – И послал его к рабби Михлу из Злочева – чтобы он научился от него трем "мойфсим".

Дух пророчества – где и когда?

Известный хасид р. Айзик из Гомеля говорил:

У Ребе (Алтер Ребе) дух пророчества был всегда, в течение всего дня. Мителер Ребе – был у него дух пророчества, когда он хотел (или: когда он нуждался в этом). Ребе (Цемах Цедек) – у него есть пару раз в день. Так он сказал сначала, а потом сказал (с удивлением) – "у него есть уже дух пророчества несколько раз в день".

Глаза его видят прошлое, настоящее и будущее

Однажды сидели Алтер Ребе и рабби Менахем-Нохум из Чернобыля в сукке и беседовали. Хасидим, которые хотели услышать, о чем они беседуют, поднялись на крышу и услышали, как рабби Менахем Нохум говорит Алтер Ребе:

- Почему после hисталкус[57] Магида ты выбрал своим учителем рабби Менахем Мендела из Городка?

И ответил ему:

- Когда р. Мендел видит еврея, он уже знает, что с ним происходит!

Сказал ему рабби Менахем Нохум: "Ну"? (т.е., как бы удивляясь, что нового в этом?) Ответил ему снова:

- Когда р. Мендел видит еврея, он знает, что с ним происходит, и что с ним происходило в прошлом.

И сказал р. Менахем Нохум снова: "ну?"

И слышали, как Алтер Ребе говорит снова:

- Когда р. Мендел видит еврея, он видит, что с ним происходит, что происходило с ним в прошлом, и что будет происходить с ним в будущем!

Рабби Менахем Нохум удивился и встал со своего стула от удивления. В это время раздался какой-то шум с крыши; два праведника заметили это и прекратили разговор между собой.

(Сипурим Перлов, стр. 73-75)

Он думает, что этим он исполняет намерение

Когда посылают еврея в шлихус Ребе, и, приезжая в место своего шлихус, он забывает о цели своей миссии, и позволяет себе тянуться за материальными благами этого места, и после этого объясняет себе, почему он не преуспел в шлихус – что такой-то или такой-то виноваты в этом!..

Когда спрашивают его, сколько евреев начали учить хсидус с тех пор, как он приехал на место своего шлихус – нечего ему ответить, поскольку он занят совершенно другими вещами; ему нужна "конь, чтобы скакать на нем", и он встречается с "важными людьми"… - и он думает, что этим он исполняет намерение!...

(Тойрас Менахем т. 11 стр. 176-177, "hискашрус" 592, стр. 11)

Действие – это основное

И вот, в отношении общей идеи служения Вс-вышнему, есть правило "действие – это основное". И как известны слова наших Рабеим – что каждая идея проверяется тем, каков "бехейн[58]" из нее в отношении практического действия.

И как понятно по простому, что когда речь идет о мысли и углубленном размышлении, чувстве в сердце и т.д. – возможно, что его "хешбон[59]" – это не "хешбон цедек[60]", и возможно, что он ошибается в счете, и сбивает с толку других и т.д., поскольку он считает таким образом, что это добавляет или убавляет т.д.;

Но когда речь идет о практическом действии – уже невозможно ошибиться или сбить с толку других, поскольку можно посмотреть и увидеть, что сделано практически на деле.

И в нашем вопросе:

Кода говорят о действии и приложении усилий, чтобы удостоить сынов Израиля приобретением буквы в свитке Торы – он говорит и рассказывает, что он занимается этим с большим "штурмом"; он целый день бежит туда и сюда, не дает покоя ни себе, ни своей семье, ни другим, и занимается и старается как только возможно.

И после всего этого говорят ему: возьми лист бумаги, и напиши в точности, каковы результаты в отношении практического действия – каково точное число евреев, которые приобрели буквы в свитке Торы посредством твоей деятельности!

И он утверждает: зачем это нужно знать, каковы практические результаты, главное – что он сделал все, что от него зависело, и он занимался этим с радостью и энергичностью и т.д.?!

И он говорит, что слышал несколько раз во время фарбренгенов, что он должен делать то, что от него зависит, не задумываясь о том, подействуют ли его слова на другого или нет, ибо другой еврей имеет свободу выбора, и он не хозяин над другим, чтобы заставить его вести себя тем или иным образом!

Все остальное, что говорилось на фарбренген – он не слышал, но эту мысль (что главное – это его действие, и не нужно считаться с практическим результатом) он слышит отлично, и это у него хорошо укладывается в голове, и становится его "плотью и кровью" – поскольку через это он может себя оправдывать!

Когда занимается исполнением шлихус подобающим образом (не изменяя в этом и т.д.), обещано ему, что преуспеет в исполнении своего шлихус, и таким образом, что устраняются все преграды и препятствия, и вплоть до того, что переворачивается тьма в свет.

(из беседы Хайей Соро 5742)

Дорогие друзья!
Сайт "Хасидус по-русски" объявляет о начале реализации нового проекта – еженедельной брошюры "Хасидус по-русски".

По вопросам помощи сайту и проекту брошюр Хасидус по-русски обращайтесь по электронной почте webmaster@chassidus.ru или по телефонам (в Израиле) 02-5803466, 054-6657493 (Ицхак)

Брошюры можно найти по адресу: http://chassidus.ru/nedelnaya_glava/dvar_malchus/

להזמנות ולהקדשות ולתרומות נא לפנות webmaster@chassidus.ru

או בטל' 054-6657493 (יצחק רויטמן)


[1] Брейшит, 25:19.

[2] Брейшит раба, 30:6; Танхума и Раши, начало гл. Hoax

[3] "Толдот" переводится как "родословие" и также, как "потомство"

[4] Танхума, Шмот, п. 4

[5] Букв. "сын заповеди" (арам.). Возраст, с которого еврейский мальчик обязан исполнять все заповеди Торы.

[6] Недарим, 32а.

[7] Рамбам, Законы об идолопоклонстве, 1:3.

[8] Брейшит раба, 64:4

[9] "Ав" – "отец" – указывает на "хохмо" – "мудрость". "Рам" означает "возвышенный". Таким образом, "ав-рам" означает "возвышенный разум"

[10] Тора ор, начало Лех леха

[11] Ср. Ликутей сихот, т. 3, Лех леха, п. 2

[12] Мнахот, 43б

[13] Если бы этот союз был основан на разуме, он зависел бы от разных особенностей понимания. Разум не бывает совер­шенным или статичным. Принятые понятия подвергаются изменениям, отбрасываются, если рассматриваются новые понятия и разум их принимает. Такой союз с Б-гом подвер­гался бы влиянию всего, что происходит с разумом. Привер­женность Б-гу должна быть основана на незыблемых осно­вах полной отдачи себя Ему, что выше ограничений разума

[14] Йехезкель, 33:24.

[15] Брейшит раба, 42:8.

[16] Брейшит, 21:33

[17] Рамбам, Законы основ Торы, 1:1; Ликутей Тора, Таво, стр. 43в; конец маамара Анохи Гашем Элокеха 5673; Бати легани 5711, п. 8

[18] См. Дварим, 4:35,39, как он объяснен в книге Тания, ч. 2, гл. 1-3 и 6. Другими словами, мир и Б-г – это не два отдельных "объекта", один из которых подчинен другому, однако при этом сохраняет известную самостоятельность и независимость (подобно тому, как в материальности царские слуги подчинены своему господину, но их существование не зависимо от воли господина), но само существование мира связано с Б-жественностью. Только постоянный приток Б-жественной энергии обеспечивает существование мира, и прекращение этого потока равносильно прекращению существования мира.

[19] Тания, ч, 1, гл. 6. Эц Хаим шаар 42, конец гл. 4

[20] Дварим, 7:7

[21] Дварим, 28:10.

[22] Танхума Лех Леха 9

[23] Дварим 4, 35

[24] "Порождения" буквально, и "порождения праведников – их добрые дела".

[25] Ср. Дварим 8, 17

[26] Букв. "голова месяца"

[27] Еврейский календарь является лунно-солнечным, новомесячья в нем приходятся на новолуния

[28] Шмуэль 1, 20:18

[29] Этот стих говорит о царе Давиде

[30] Диск луны еще не виден, есть всего лишь "точка" рождения нового месяца

[31] См. Ликутей Тора Друшей Рош аШоно

[32] Израиль, народ Израиля – здесь и далее имеется в виду еврейский народ в целом

[33] Сукка 29, 1

[34] Сангедрин 42, 1

[35] (что, может быть, можно сказать, что также и поэтому называется "ходшейхем", "ваше обновление")

[36] Подобно тому, как было сказано Луне «иди и уменьши себя». Посредством опускания вниз («уменьши») еврейские души становятся «меhалхим» ("идущими"). Более того, через их служение внизу, в материальности, они поднимаются выше, чем аспект «шемеш Гавайе» (Солнце Вс-вышнего).

[37] Текст молитвы "кидуш Левана". Трактат Рош аШоно 25, 1

[38] РаШИ на Рош аШоно там же.

[39] Маор Эйнаим гл. Пинхас в конце

[40] Йехидо. См.Контрос «Инъено шел Тойрас hахасидус»

[41] "Нешама клалит", "коллективная душа". Душа, объединяющая в себе души всех евреев

[42] Рамбам, Законы Царей, конец гл. 11

[43] Диврей гаЙамим Алеф, 29, 23

[44] Зогар ч. 1, стр. 150а

[45] поскольку цель ее творения — «светить на землю» (Берейшис 1, 16-17), то, если она не светит на землю (в момент предшествующий рождению), это как будто бы она не существует

[46] различные уровни раскрытия Б-жественности

[47] Меры, с помощью которых Вс-вышний управляет миром: мера суда, мера милосердия и т.д.

[48] Рамбам, «Путеводитель заблудших» ч.1 гл.57 и далее

[49] Бхинот Олам 8, 8. Икарим 42, 2

[50] ср. в Зогар «не указываемый даже буквой и даже кончиком буквы»

[51] Букв. «имя»

[52] И поэтому нет недостатка в том, что представление ребенка о Вс-вышнем материализовано, поскольку его сердце направлено к самой Сущности, которая неопределима и неописуема, даже как превосходство духовности относительно материальности

[53] Второй Любавичский Ребе

[54] Первый Любавичский Ребе, основатель движения хасидизма Хабад

[55] Рабби Ицхак Лурия, один из величайших каббалистов 16 столетия. Жил в Цфате. Его учение легло в основу учения хасидизма.

[56] Чудеса

[57] Уход праведника из мира

[58] Букв. "итак"

[59] Счет, духовный самоотчет

[60] Справедливый счет

Запись опубликована в рубрике: .