Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Вайишлах

בס»ד

דבר מלכות

פרשת וישלח

Любавичский Ребе

Менахем Мендел

Шнеерсон

Избранные беседы

Письма

Хасидские истории

На недельные главы, праздники

и памятные дни

Глава Вайишлах

Издание «Хасидус по-русски»

г. Бейтар Илит,

5766 год от Сотворения мира

Беседа Ребе

Йуд тес кислев[1]

1. Рассказывал Ребе, тесть мой:

Во время заключения Старого Ребе в Петропавловской крепости его допрашивал «товарищ (т.е. заместитель) министра», знаток ТаНаХа[2] и еврейства вообще. Среди вопросов, которые он задавал Ребе, был вопрос по поводу следующего места в Торе: «И воззвал Б-г Всесильный к человеку, и сказал ему: где ты?» — разве Вс-вышний не знал, где находится первый человек, и должен был спрашивать «где ты»? — Ответил ему Ребе комментариями РаШИ[3]. Говорит министр: «Что говорил РаШИ, я и сам знаю — я хочу послушать, что скажет на это Ребе». Ответил ему Ребе: «Когда человеку исполняется столько-то и столько-то (а назвал он точный возраст министра), спрашивает его Вс-вышний: «Где ты?» — «Знаешь ли ты, для чего ты появился на свет, что ты должен сделать и что ты уже сделал?»

И заключил Ребе, тесть мой, что ответ Старого Ребе министру спас его от того, чтоб душа его не вылетела из его тела. Ибо Ребе испытывал столь великую радость от того, что он удостоился пойти на Самопожертвование ради Торы Баал Шем Това[4] и Межеричского Магида[5] — столь великое, что душа его могла вылететь из тела. Но вопрос «Где ты? — выполнил ли ты все, что на тебя возложено?» прозвучал, обращенный к нему самому, и когда он задумался над этим, его душа оказалась вынужденной остаться в его теле ради выполнения всего, ради чего она спустилась вниз, в Этот мир.

Все, что случилось с нашими святыми Рабейим[6] (тем более, если Ребе, «пастырь Израиля», сам же и рассказывал об этом) — урок и наставление «овцам его пастбища», хасидам, а через них — и всем евреям в целом

Каждый еврей должен знать, что вопрос «где ты?» задают ему постоянно — будь он величайший из великих или самый малый из малых.

Только вопрос этот сообразуется с сущностью каждого еврея: одному его задают, чтоб удержать его душу, чтоб не улетала она в Высшие миры и смогла выполнить здесь, Внизу, свое поручение и свое Служение — строить Ему, Святому, «жилище в Низах», а другого спрашивают: «Где ты?», чтоб не дать ему пасть совсем низко, чтоб укрепить его в Изучении Торы и выполнении мицвот.

И сам этот вопрос — уже и есть придание сил на выполнение каждым своего Служения и своего поручения, ради которого он только и создан, и выполнение — «в веселии и радости сердца».

Касательно связи между вопросом «где ты» и заключением Старого Ребе в тюрьме можно, быть может, ещё сказать следующее:

Ребе был посажен в тюрьму потому, что Вверху, перед Всевышним, против Ребе выступил Обвинитель — за то, что он открыл сокровеннейшие тайны Торы — Торат-Хасидут — самым широким массам евреев. Ребе сделал возможным для каждого еврея доступ к сокровеннейшим тайнам Торы — так, чтобы они снизошли в разум и Б-жественную душу (а через них — даже в телесный разум Животной души) даже самого простого еврея, и потому против него Вверху выступил Обвинитель и тем самым вызвал появление земного обвинителя Внизу, в тюрьме.

И точно так же — победа и Освобождение Ребе здесь, Внизу, были вызваны тем, что там, Вверху, было дано разрешение продолжать открытие человеческому разуму сокровеннейших тайн Торы — то есть, были даны повеление и силы для его выполнения, и Обвинитель должен был замолкнуть, и потому замолчал и земной обвинитель.

Но как это вообще возможно, чтоб сокровеннейшие тайны Торы могли сойти и обосноваться в человеческом разуме? Ведь скорее они должны побудить душу страстно устремиться в Высшие миры, к своему Первоисточнику?

— Когда Ребе, душа которого уже была готова вылететь из тела, услышал вопрос: «Где ты?» — вопрос Свыше: «А выполнил ли ты уже всё поручение, ради которого ты создан: построить Ему, Святому, «жилище в низах?», это дало ему силу выполнить его Служение, и это неизменно дает силу самим «Низам» — таким, какие они есть по своей Сущности — быть жилищем для Б-жественной Сущности.

И этим снимаются все ограничения и препоны, ибо, когда это делается по поручению Вс-вышнего и силами, которые Он дает на это — Он, спрашивающий! «Где ты?», то все преграды рушатся, и сокровеннейшие тайны Торы нисходят и открывается внизу, и это будит душу и открывает в ней то, что глубоко-глубоко сокрыто — то, что связывает её с самой Сокровенной Сущностью Святого, благословен Он.

(Ликутей сихойс т.1 стр 73 из сиха на 19 кислев 5718 (1958). Старый самиздатский перевод)

***

Во время фарбренген[7] в честь Йуд-тес кислев двадцать лет назад, мой тесть и учитель, Ребе, рассказывал о самом первом йуд тес кислев в 5560 (1799) г., т.е., в первую годовщину освобождения Алтер Ребе:

После того, как Алтер Ребе вернулся из Петербурга, он написал своим хасидам специальное письмо[8], в котором строго предостерег, чтобы не делали никакого шума и т.д., и поэтому не знали, будет ли отмечаться йуд тес кислев. Знали только, что в йуд тес кислев не будут говорить таханун[9], но не более того.

И когда пришло письмо от брата Алтер Ребе, рабби Йегуды-Лейба, чтобы хасидим не приходили на субботу перед йуд тес кислев, — то сомнения, как будет проводиться йуд тес кислев, стали еще сильнее.

В то время, правда, уже были отменены «установления Лиозно[10], ограничивавшие время, когда можно было приходить к Алтер Ребе, но, тем не менее, эта суббота отличалась от остальных, поскольку боялись реакции со стороны противников хасидизма.

И тогда хасид р. Яаков из Смильян, занимавшийся сбором пожертвований для Колель Хабад[11], предложил, чтобы хасиды собрали деньги как можно скорее, и тогда он сможет прийти к Алтер Ребе раньше установленного срока, чтобы передать деньги. Когда он уже будет у Ребе, может быть, он сумеет убедить Алтер Ребе отменить «приговор».

Эта мысль была принята хасидами, и действительно, эта мысль имела успех, и «приговор» был отменен. Накануне йуд тес кислев в Лиозно пришли много хасидов, и была устроена праздничная трапеза. Алтер Ребе участвовал в праздничном собрании, и сказал маамар, начинающийся словами «на следующий год установили их».

2

Поскольку Алтер Ребе сказал тогда маамар «на следующий год установили их» – с тех пор йуд тес кислев стал праздником, который будет существовать вовек и во веки веков.

И более того: поскольку Алтер Ребе сравнивает Йуд тес кислев с Ханукой, то понятно, что йуд тес кислев — это праздник, который будет существовать вечно (не только во время изгнания, но) даже когда придет Мошиах:

Ханука связана с Мошиахом — и поэтому в Хануку зажигают восемь свечей (не так, как в Храме, где зажигали семь свечей, и в этом смысле свечи Хануки превосходят свечи Храма), подобно тому, как скрипка в дни Мошиаха будет восьмиструнной[12].

И также йуд тес кислев связан с раскрытием Б-жественной Сущности в мире грядущем — ибо в мире грядущем соединится «сосуд» со «светом», Творение соединится со своим Творцом, так, что сама материальность станет Б-жественной. Раскроется корень материальности, который выше, чем корень духовности, и поэтому в мире грядущем душа будет получать питание от тела[13]. И это Б-жественное раскрытие притягивается в мир посредством изучения хасидизма, через то, что идут по путям хасидизма и исполняют обычаи хасидизма — ибо посредством учения хасидизма Творение соединяется со своим Творцом.

Это есть смысл маамара «на следующий год установили их» — что праздник йуд тес кислев становится постоянным праздником, ибо «установленное невозможно отменить», и он останется праздником, даже когда придет Мошиах, в скором времени в наши дни.

(Суббота гл. Вайейшев 20 кислев 5717. Тойрас Менахем т. 18 стр. 231)

***

Известно, что hилуло[14] Магида также приходится на йуд тес кислев. То, что это день hилуло Магида, и то, что в этот день Алтер Ребе вышел на свободу, а вместе с ним вышло на свободу и учение хасидизма, ибо с тех пор учение хасидизма начало распространяться все шире и шире – взаимосвязано.

Есть история про Магида, которую рассказывал в свое время мой тесть и учитель, Ребе:

– У Баал Шем Това были разные «сорта» хасидов, были среди них величайшие мудрецы и праведники, были среди них и простые люди.

Один из таких хасидов – простой еврей, «корчмарь», возвращаясь домой от Баал Шем Това, должен был проходить через местечко, где Магид был в то время меламедом. Баал Шем Тов попросил его, проходя через местечко, зайти к Магиду и передать ему приветствие от учителя. Баал Шем Тов назвал при этом Магида своим «любимым учеником».

Когда корчмарь доехал до того местечка – зная, что Баал Шем Тов посылает особое приветствие своему любимому ученику, он начал расспрашивать у жителей – где же живет «великий мудрец и праведник…» – со всеми эпитетами, которые подобают тому, кому Баал Шем Тов передает свое приветствие. Однако горожане ответили, что у них в городе такой человек не живет.

Однако, раз у него было поручение от Баал Шем Това – ясно, что нельзя оставить местечко, не исполнив его. Корчмарь начал ходить по местечку, и расспрашивать, где живет реб Бер, и никак не мог его найти. В конце концов, он услышал от кого-то, что на краю местечка, в каком-то маленьком полуразрушенном домике, сидит меламед по имени реб Бер, и учится с маленькими детьми. Может быть – сказали ему – этот тот самый реб Бер, которого ты разыскиваешь.

Ну – увидев, что до сих пор он не нашел никого другого, корчмарь решил пойти туда и повидаться с ним. – Ведь Баал Шем Тов послал его – и нечего задавать вопросы… Может быть, в действительности, этого человека Баал Шем Тов и имел в виду.

Прийдя на окраину, он нашел полуразрушенную избушку, в которой царила страшная нищета, вплоть до того, что сам Магид сидел – не на стуле, поскольку у него дома не было стула [«кресла» – тем более не было у него дома, а про «диван» – вообще не о чем говорить…], а на чурбане, и так учился с детьми.

Исполнив поручение Баал Шем Това и передав Магиду приветствие от учителя, — корчмарь спросил:

– Как же так – такой святой человек, как Вы, такой праведник [как он понял из того, что сам Баал Шем Тов посылает ему свое приветствие], и ведь «праведник постановляет и Вс-вышний исполняет[15]» – и живет в такой страшной бедности и нищете, так, что даже стула нет у него дома, и он вынужден сидеть на чурбаке?!..

Магид ответил – поинтересовавшись, в свою очередь, чем занимается и чем зарабатывает на жизнь гость – и корчмарь ответил ему, что он удостоился, слава Б-гу, большого богатства, и Магид просит его описать свое жилище, и сколько комнат есть в нем, и какая мебель у него есть и т.д. – и корчмарь объясняет ему, как он велик и богат… И тут Магид вдруг спрашивает:

– Почему же сейчас ты одет в столь простую одежду?! И где ты сейчас остановился на ночлег – в простой комнате, не так, как нужно, беспорядочно?!

Корчмарь отвечает:

— Ребе, что Вы хотите? – Ведь сейчас я – в дороге; у меня дома – если бы Вы видели, Вы бы поняли сами, что я большой богач, а сейчас Вы видите меня в пути, на постоялом дворе, и само собой, мне не важно, чтобы это было так как есть, и мне не придет в голову тащить с собой мебель и все остальные вещи, которые есть у меня дома.

Магид задумался на минуту и ответил:

— Так ведь и у меня то же самое. «Дома» – все приготовлено как положено, с великим богатством, самая лучшая «квартира», самая лучшая и дорогая «мебель»; но, когда находятся «в пути», на «постоялом дворе» – в этом мире, который всего лишь «коридор» – мне не важно, если я сижу на деревянном чурбаке, поскольку я знаю, что «дома» меня ждет великое богатство.

2

Здесь есть ответ для тех, кто задают вопросы по поводу главы поколения: поскольку «праведник постановляет и Вс-вышнй исполняет» – ведь глава поколения мог бы сделать все, что хотел сделать, и как же это так, что такое-то дело не было завершено из-за того, что не хватило денег, и другое дело не было завершено из-за того, что «был вынесен декрет[16]«, почему есть сокрытие и утаение Б-жественности, и т.п.?!

И подобно этому – в работе каждого из нас: если уже от нас требуют работу, и она считается трудной работой – для чего же добавляют еще «приданое» – сокрытие и утаение Б-жественности, и декрет, здесь не хватает здоровья, а здесь не хватает немного денег, а здесь – «закваска в тесте[17]» мешает – и ведь все это мешает служить Вс-вышнему?!

И ответ на это:

Когда находятся «дома» – есть необходимость в покое, и в отношении «головы», и в отношении «сердца», не нужно разбрасываться и не нужно беспокоиться. И действительно, «дома» – приготовлено для каждого гораздо больше того – как мы находим в мидрашах – как показали рабби Авугу, что для него приготовлены тринадцать рек афарсемона[18]… И все это – только то, что показали ему, и само собой – это только «ган Эйден[19]«, а про сам «Эйден» сказано: «глаз не видел, Вс-вышний, кроме Тебя[20]«, «это Эйден, который не способен увидеть глаз человека[21]» – это несравнимо больше!

Но, когда находятся «в пути», «когда ты идешь по дороге своей[22]» – все время, пока душа находится «в пути», сначала, двигаясь сверху вниз, «с высокой крыши в глубокую яму», и также — двигаясь снизу вверх, поднимаясь из «глубокой ямы» к «высокой крыше» – в течение всего этого времени еврей находится «в пути», «двигаясь между стоящими (ангелами)[23]«, он не остается на одном месте, а изо дня в день поднимается в своем служении выше и выше, подобно путнику, который не остается навсегда в одном «постоялом дворе», а «двигается дальше и дальше[24]» – от одного «постоялого двора» к другому – тогда не так важно, какая «мебель» есть у него в дороге;

То, что действительно важно – делать то, что хочет Хозяин, т.е., исполнить миссию, ради которой его душа опустилась «с высокой крыши в глубокую яму», и тогда он сможет быстрее вернуться из глубокой ямы на высокую крышу, и получить «награду за мицву – мицва» – быть вместе[25] со своим господином – Творцом мира, в мире, который станет Его жилищем – «жилищем для Него, благословенного, в нижних мирах», постоянным жилищем, «дворцом», а не «коридором».

Когда находятся «в пути» – нужно исполнять шлихус так, как этого желает Вс-вышний, и, даже если Вс-вышний хочет, чтобы это происходило таким образом, как сказано: «награда соответствует мучению[26]«, т.е., войной и трудом – «какое тебе дело до тайн Вс-вышнего» – нужно знать, что это не наказание, не дай Б-г, а, как сказали наши учителя: «благо сделал Вс-вышний Израилю» – поскольку Он желает дать еще большую награду, и поэтому работа должна быть именно таким образом (даже если мы не понимаем, почему это так).

3

И нужно добавить, что если есть вещи, которые мешают служить Вс-вышнему – это связано с общим положением и состоянием времени изгнания, когда евреи должны были пройти через преследования и погромы и т.д.

И на это отвечает пророк считанными словами – «и ты скажешь в тот день – благодарю Тебя, Вс-вышний, за то, что Ты гневался на меня, Ты вернул гнев Твой и утешил меня[27]«.

В этом стихе не сказано, что «благодарю Тебя» за то, что «вернул гнев Твой и утешил меня», но – «благодарю Тебя за то, что Ты гневался на меня», т.е., что будут благодарить Вс-вышнего за время изгнания.

И почему? Поскольку в будущем раскроется истинное намерение в положении и состоянии времени изгнания – ибо изгнание – это единственный путь, как можно достичь всех возвышенных раскрытий Б-жественности в мире грядущем.

Ибо, если бы существовала другой, более легкий путь, чтобы достичь этого – то Вс-вышний – который есть само благо – не повел бы нас по тяжелому пути, в то время как можно достичь той же цели более легким путем,

И настолько, что смогут сказать с полным сердцем «я благодарю Тебя» за все, что происходило во время «на краткий миг Я оставил тебя», ибо без этого невозможно было бы быть «с великой милостью соберу Я тебя[28]«.

И подготовка к этому – через то, что личное служение каждого и каждого будет происходить таким образом, что он не пугается горестей и трудностей в своей работе, и тогда обещано ему, что его работа будет иметь успех, и также обещано ему – так говорит мой тесть и учитель, Ребе –– что это принесет успех и в его личных делах, во всем, в чем нуждается он сам и его семья.

(Из беседы 19 кислева 5714)

Из писем Любавичского Ребе

Обладают ли заповеди сверхъестественной силой?

1969 г.

Д-ру…

Нью-Йорк

… я был потрясен абзацем в Вашем письме, где Вы приписываете мне попытку «связать чтение Теhилим с колдовскими чарами» (Вы имели в виду тфилин или также Теhилим?)

Я был удивлен вдвойне. Во-первых, меня удивило, что Вы подозреваете меня в том, что я приписываю колдовское действие какой-либо вещи, и тем более – вещи, связанной с заповедью. Несомненно, Вы знаете, что колдовству – в общепринятом смысле этого слова – нет никакого места в иудаизме (Дварим 19, 10). Если же Вы употребляете этот термин неточно, и имеете в виду сверхъестественные силы – это также удивляет меня, почему Вы считаете это «неподобающим», ведь каждая заповедь, и особенно – такая важная заповедь, как тфилин, или чтение Теhилим, несомненно, связаны с Б-жественным, т.е., со сверх-природными силами.

Излишне добавлять, что я не вижу никакой принципиальной разницы между верой в сверх-природные чудеса, такие, как рассечение моря или чудеса Хануки и Пурима, и между верой в чудеса, которые все еще происходят в наше время, не важно – происходит ли это чудо посредством молитвы или исполнения заповеди, или же посредством других добрых дел, со стороны одного человека или со стороны общины, или даже целого народа. С точки зрения логики – мы должны здесь выбрать одно из двух: или человек признает тот факт, что дела человека способны нарушить то, что называется естественным порядком вещей, или он не признает этого. Отрицать возможность чудес означает автоматически отрицать все основы еврейской веры, даже с точки зрения таких «рационалистов», как Рамбам и рав Саадия-гаон, которых Вы цитируете в своей статье, приложенной к Вашему письму. Вера в чудеса – это одна из «тринадцати основ веры», которые евреи повторяют каждый день – поскольку все евреи, включая также меня самого – «верующие дети верующих» (Шабат 97, 1) – предваряя их заявлением: «я верю полной верой», т.е., без всяких оговорок, и без попытки отрицать буквальный смысл слов.

(Из «Морэ ледор навох», стр. 133)

***

Я подтверждаю получение Вашего письма, в котором Вы просите дать объяснение словам наших мудрецов, «Лучше бы Меня оставили, но Тору мою сохранили » (Птихта к Эйха Раба, 6).

Как все высказывания наших мудрецов, также это высказывание имеет несколько смыслов и объяснений, и одно из них:

Нам не следует считать, что поскольку «Вс-вышний желает сердца» (молитвы, прощения), поэтому достаточно просто иметь добрые намерения, и быть «евреем в сердце». Когда человек должен сделать выбор между добрыми намерениями и добрыми делами – добрые дела должны перевесить. И это то, что хотят сказать мудрецы этими словами. Как будто бы Вс-вышний говорит: «не так важно, что вы думаете или говорите обо Мне так много; главное – продолжайте заниматься практическим исполнением Моих заповедей и Моей Торы!» И слова «Меня оставили» не означает отрицание Вс-вышнего или восстание против Него. Эти слова говорят о том, что забыто и оставлено, другими словами, не так часто вспоминается, или не придается достаточное значение. И причина того, что Вс-вышний придает преимущественное значение изучению Торы и практическому исполнению заповедей – поскольку «светильник, который в ней – возвращает его к добру» (Птихта дЭйха Раба гл. 3), т.е., приближает их к Нему, и к сознанию того, что Вс-вышний не ограничен седьмым небом (когда хотят сказать, что поэтому он может быть «забыт»). Сознание превосходства действия должно проникнуть во всю ежедневную деятельность человека.

(Из «Морэ ледор навох», стр. 110)

Из письма Рабби Йосеф Ицхака Шнеерсона

22 сивана 5685[29] г.

Моему уважаемому другу,

нашему учителю и раввину Шломо Залману Гевлину

Мир и благословение!

Позавчера я получил Ваше подробное письмо, отправленное первого числа текущего месяца. То, что написал Вам рав … от моего имени – так оно и есть, ибо сердце мое сломлено и измучено от моих великих страданий, когда я вижу, как наследие отцов оставлено, никто не требует и не ищет истины, как она есть, никто не положит сердце свое, чтобы построить всю свою деятельность на истинных основаниях, которые передали нам по наследству наши святые отцы и учителя. Каждый идет, как несет его ветер, дух мира, который называется в письмах моего святого отца и учителя «hанохос ойлом», «велтике hанохос[30]«, и «велтике гешмакен[31]«.

Каждый забывает, что проходит месяц за месяцем и год за годом, и еще немного, и про него начнут говорить, что он – из старейшин Анаш[32], а он все еще остается инфантильным и безграмотным, продолжая мыслить по-детски и мечтать о глупостях. Забывает, кем он должен был стать и чего он должен был достичь, уши его заткнуты и глаза его закрыты, чтобы не видеть и не слышать, что говорят про него. И он принесет еще больший вред, в ослаблении практической деятельности и служения – ведь с него будут брать пример другие – те, кто пойдет за ним, и те, кто окружают его.

Корабль Хабада качается, а моряки как будто бы оставили свою вахту, каждый опустил руки, ибо никто не хочет, чтобы на него было возложено великое иго и великая ответственность, легшая на его плечи. Придет день, когда ему придется дать отчет за всю свою работу, за то, что он сидел сложа руки или действовал вполсилы.

Вина лежит лишь на тех, кто может делать, но не делает, те, кто забывают или не хотят знать, что требуют от них, те, кто оставляют фронт из-за своих личных дел, те, кто «промокли» в волнах времени и закружились в потоках различных движений и объединений.

Сказано «мы были как во сне». И объяснили наши святые учителя, что человек спящий – подобен живому во всем, но все его дела беспорядочны. Спящий также слышит, думает и говорит, но все это перемешано и перепутано — огонь и вода, истина и ложь, возможное с невозможным. И самое удивительно – когда во время молитвы он возносит ладони свои к Небесам, с просьбой и мольбой пробудить великое милосердие на свою душу, спасти от врага и притеснителя, от животной души и дурного начала, которое усиливается против него каждый день в его дурных качествах, и увидеть награду в этом мире… и после всего этого, когда доходит до практической деятельности – все совершенно не так, как он решил в начале, и это все – сон.

И так же, как это в жизни отдельного человека, так это и в жизни целой общины и общества – внутреннее и внешнее, содержание и оболочка – не соответствуют друг другу…

Конец положил Вс-вышний тьме, достаточно уже тьмы, которая затемняет, не дай Б-г, глаза Израиля, его сынов и дочерей, его благо и его наследие, в тех темных местах, где детство и безграмотность торжествуют во всей своей силе и красе, и истина отсутствует, не дай Б-г. Но ведь там, куда доходит свет солнца, и свет его сияет, там каждый может построить свой дом и свое наследие так, как он выберет сам, себе на благо и благословение. И почему же оставляют источник живой воды, основания отцов мира, и идут рубить сломанные колодцы, глиняные колодцы, полные грязи и трясины? Кто знает, и кто поручится, что не потонут, не дай Б-г, в них – они сами, и все, что у них есть. Загадка это, но ее решение – рядом с ней: ибо никто не обращает на это внимание, и как говорилось, никто не ищет и не требует истины, как она есть. Хотят чего-то нового, стремятся к такой вещи, которая не существует в реальности. Хотят породить и сотворить новое творение – такое «творение», которое будет подходить для всех, которое будет смешано из нескольких приправ, и будет иметь не обязательно «два смысла», но – много смыслов. Такое «творение», чтобы можно было сказать про него все, что только уста способны вымолвить: хасид и «ойломише[33]«, ученый Торы, Б-гобоязненный еврей, маскиль[34] и ойвед[35], политик и человек духа и одновременно — человек дела. Хотят, чтобы все было вместе одновременно, и как понятно, что не достигают ни одного из них.

Следствие из всего вышесказанного – как кажется мне, достаточно понимающему и знающему пути души моей, отвращающейся от всего нового и презирающей его, и да поможет мне Вс-вышний стоять крепко и работать только в том, чтобы развивать созданное нашими святые учителя на основаниях чистоты и святости.

… Тринадцать лет прошли уже с того светлого дня, благословенного дня, когда благословили тебя и группу учеников, которые были отобраны тогда, чтобы поехать с тобой вместе в Святую землю, чтобы основать так виноградник истинной Торы. Как живое, стоит пред моим взглядом то святое и трепетное видение, когда мой святой отец и учитель, Ребе, вышел провожать вас, группу, отправляющуюся в Святую землю, вместе с комиссией по управлению, машпиим[36], машгихим[37], меламдим[38], главами ешив и учениками зала, учениками хедеров и уроков – справа и слева, все мы попрощались с вами и благословили вас на успех. Каждый верил полной верой, и сердце его было уверено в милости Вс-вышнего, что из Хеврона выйдет цельная Тора, и в Иерусалиме разгорится и разовьется хасидская община, пламя служения будет возвышаться над Яфо, и будут шуметь стены синагог и домов учения, которые есть у хасидим в Цфате и Тверии.

Каждый чувствовал в своей душе, что нечто важное происходит в Израиле, заложен краеугольный камень, на котором будет построено великое здание, здание истинной Торы, на знамени которого будет начертано – Тора и служение сердца, сочетающиеся с добрыми моральными качествами, и освещенные братской любовью братьев и любимых друзей.

И чем закончилась эта надежда? Где плоды работы и пропаганды, и где деревья, которые посажены?

Я знаю очень хорошо, что Вы скажете: что необходимой материи не было дано, и время было неблагоприятное – время великой войны, и после нее – гражданская война, эпидемии и болезни, не дай Б-г. Я знаю обо всем этом, но: те, кто были раньше – где они сейчас? И самое главное: прошлое учит настоящему, чтобы основать его и упорядочить его, с помощью Вс-вышнего, так, чтобы будущее было построено на крепком фундаменте, чтобы претворить в жизнь с помощью Вс-вышнего, то, что желал и к чему стремился мой святой отец и учитель, Ребе.

Если мои слова причинят Вам боль – не в этом мое намерение, ибо это совершенно бесполезно, а все мое стремление и намерение –в таких вещах, от которых есть польза.

Когда я только-только начинал работать секретарем и начал работать под руководством моего отца и учителя, Ребе, он сказал мне: пусть всякая критика и упрек будут приятны тебе, а всякое прославление и благодарность да будут противны тебе, ибо первое принесет пользу в прилежании и усердии, а последнее приводит к ошибкам и лени.

То, что говорится в Вашем письме, что мои слова укрепляют Вас и придают Вам силы – я очень доволен этим, и я готов, с помощью Вс-вышнего, продолжать переписку с Вами, морально поддерживать Вас и далее, но никоим образом я не смогу молчать и сдержаться и говорить то, что не должно быть.

(Игройс койдеш Адмур Райац, т. 1 стр. 464 и далее)

Хасидское слово

Есть такие, которые должны делать свою работу по исправлению и очищению мира в таком-то и таком-то месте, и в такой-то и такой-то работе, как указали им, и, в конечном счете, они хотят ускользнуть от этого;

Один объясняет, что у него не готовы документы для того, чтобы ехать, а другой придумывает другое объяснение, а третий говорит, что он хочет быть бизнесменом…

И то же самое – в отношении учеников, которых хотят послать в другое место, чтобы основать там ешиву, и тем не менее, они не едут, и они говорят, что они хотят быть близко к «ковчегу Завета»!

И, в конечном счете, когда есть проблемы с парносо[39], приходят жаловаться и просить благословение на парносо…

Про подобное сказано: «Глупость человека извращает путь его, а на Г-спода негодует сердце его[40]«: он сам запутывает это («эр алейн фардрейт»), и есть у него еще претензии к Вс-вышнему, требовать от Него парносо!..

(Из беседы 20 кислева 5717)

***

Идея «хаоса» и «порядка» у каждого и каждого в отдельности – это время перед женитьбой и время после женитьбы:

Идея «лошевес йецоро[41]» по простому смыслу – означает свадьбу, и следовательно, время перед свадьбой – это аспект тоhу («хаос»), а время после свадьбы — это тикун («порядок»).

И несомненно, должно быть время перед свадьбой, и есть в этом свои достоинства, но цель – это время после свадьбы, а время перед свадьбой –только подготовка ко времени после свадьбы.

И поэтому в Любавичских ешивах вообще и в Тоймхей Тмимим в частности был порядок – и так установили его основатель ешивы и ее директор – Адмур Рашаб и его сын – мой тесть и учитель, Ребе – не так, как в некоторых других ешивах, когда бахурим учатся до тридцати лет и более, а так, что уже сразу после достижения двадцатилетнего возраста – нужно интересоваться и заниматься шидухом[42] буквально, практически – как объяснялось выше, что «не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить».

*

Свадьба вообще у каждого отдельного человека – это один из моментов, определяющих всю его жизнь. Но для меня – посредством свадьбы я был введен впоследствии в общественные дела и т.д.

Это день, когда связали меня с вами, и вас со мной, и вместе мы должны трудиться, и привести истинное и полное избавление.

(Из беседы 14 кислева 5714)

Дорогие друзья!
Сайт «Хасидус по-русски» объявляет о начале реализации нового проекта – еженедельной брошюры «Хасидус по-русски».

По вопросам помощи сайту и проекту брошюр Хасидус по-русски обращайтесь по электронной почте webmaster@chassidus.ru или по телефонам (в Израиле) 02-5803466, 054-6657493 (Ицхак)

Брошюры можно найти по адресу: http://chassidus.ru/nedelnaya_glava/dvar_malchus/

להזמנות ולהקדשות ולתרומות נא לפנות webmaster@chassidus.ru

או בטל’ 054-6657493 (יצחק רויטמן)

לזכות ריטה בת גיטל לרפו»ש


[1] Годовщина выхода на свободу Старого Ребе (р. Шнеур Залмана из Ляды) из Петропавловской крепости (5559 = 1798), «новый год» Хасидут Хабад

[2] Сокращение слов: Тора, Пророки, Писания, т.е. Письменная Тора

[3] Рабби Шлоймо бен Ицхок

[4] основатель общего хасидизма

[5] ученик и продолжатель пути Баал Шем Това

[6] множественное число от «Ребе»

[7] Хасидское собрание

[8] Игерес а-койдеш «После возвращения из Петербурга». Тания, ч. 4, иг. 2. Письмо начинается словами «Чем больше милостей [Ты мне даришь] и [чем больше] открываешь истину, тем ничтожней я в своих собственных глазах», которые произнес Яаков, когда услышал, что Эйсав идет навстречу ему, и призывает хасидов к сдержанности, скромности и смирению.

[9] Покаянная молитва. Как правило, покаянные молитвы не произносятся в праздничные и полупраздничные дни

[10] «установления Лиозно»

[11] Организация, созданная Алтер Ребе для поддержки еврейских поселений на Святой Земле

[12] Эрхин 13, 2

[13] См. Сефер мааморим мелукот т. 4, стр. 231, и ссылки там

[14] Букв. «свадьба» (арам.) День ухода праведника из мира. В каббале и хасидизме объясняется, что в этот день праведник достигает своего наивысшего совершенства, и в этот день в миры притягивается новый Б-жественный свет, поэтому день смерти праведника называется «hилуло».

[15] Таанит 23, 1

[16] Очевидно, имеется в виду уход из мира Предыдущего Ребе (прим. переводчика)

[17] Дурное начало

[18] Благоухающее масло

[19] Эйденский сад

[20] Йешая 64, 3

[21] Брахот 34, 2

[22] Ваэтханан 6, 7

[23] См. Тора Ор в конце гл. Вайейшев

[24] Язык Писания – Лех Леха 12, 9

[25] «Мицва от языка цавто и хибуро» – «мицва означает «команда», «экипаж» и «соединение»

[26] Авот гл. 5 Мишна 21

[27] Йешая 12, 1

[28] Йешая 54, 7

[29] 1925 г.

[30] Мирской взгляд на вещи

[31] Мирские удовольствия

[32] Сокр. от «аншей шломейну», хасиды.

[33] Т.е., «литвак»

[34] В хасидизме: хасид, глубоко изучивший теорию хасидизма

[35] В хасидизме: хасид, занимающийся служением молитвы и исправлением моральных качеств. Как правило, «маскиль» и «ойвед» – это качества противоположные друг другу, и редко сочетающиеся вместе.

[36] Духовные наставники в ешиве

[37] Ответственные за соблюдение «седера» (порядка) в ешиве

[38] учителя

[39] Заработок (иврит, идиш)

[40] Мишлей 19, 3

[41] «не (для) пустоты сотворил Он ее, Он образовал ее, чтобы населить» (Йешая 45, 18)

[42] Сватовство (иврит, идиш)