Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

47. Билеам и Балак

47. БИЛЕАМ И БАЛАК

БАЛАК ПОСЫЛАЕТ ЗА БИЛЕАМОМ

В страхе за судьбу своих стран после падения стран Эморритов и Башана, цари Моава и Мидиана, враждовавшие между собой на протяжении многих поколений, теперь объединились для общего нападения на сынов Исраелевых. Балаку, вновь избранному царю Моава, было поручено разработать план нападения. Учитывая поразительные победы малочисленных войск еврейского народа, Балак пришел к заключению, что эти победы могли быть одержаны только при помощи какого либо волшебства. Он верил, что единственная возможность нанести поражение евреям – это превозмочь их волшебство при помощи более сильных заклинаний.

Балак послал поэтому к Билеаму, величайшему волшебнику того времени, послов с просьбой прибыть в Моав, чтобы проклясть Исраель, угрожавший наводнить их страны.

Билеам знал, что он ничего не сможет делать против воли Б-га, и он об этом заявил послам Балака, хотя его личная ненависть к евреям вызвала у него сильное желание принять это приглашение.

Однако Балак настаивал. Он послал к Билеаму вторично еще более внушительную делегацию, состоявшую из больших вельмож и знатных сановников, и обещал ему золота и серебра в еще больших количествах, чем раньше. Билеам принял последнюю делегацию с соответствующими их высокому рангу почестями. С сожалением он им заявил, что даже если Балак даст ему за это целый дом, полный золота и серебра, он не сможет идти против повелений Б-га. Однако он их попросил переночевать у него, потому что только ночью ему дана возможность удостаиваться Б-жественного вдохновения. Этой ночью Билеам имел видение, в котором ему было сообщено, что он может идти с людьми Балака, но что он ничего не должен говорить помимо слов, которые Б-г вложит в его уста.

ОСЛИЦА БИЛЕАМА

Билеам встал рано утром, оседлал свою ослицу и двинулся в путь вместе с посланцами Моава. Но Б-г был сердит на Билеама за его нетерпение скорее навредить еврейскому народу и Он послал ангела, чтобы быть ему помехой в пути. Ослица увидела ангела Б-жьего с мечом в руке и уклонилась от него, уступая ему дорогу. Билеам, не заметивший ангела, рассердился и ударил ослицу, пытаясь вновь направить ее на дорогу. Несколько позже ангел с мечом в руке преградил им их путь между виноградниками на узкой тропинке, огороженной с обеих сторон. Стараясь посторониться, ослица прижалась к ограде, прижав при этом ногу Билеама. В ярости Билеам опять ударил ослицу. Теперь ангел стал поперек тропинки, где сворачивать больше было некуда, поэтому на этот раз ослица легла под Билеамом, отказываясь двинуться вперед. Это привело Билеама в такое исступление, что он начал яростно избивать ослицу палкою уже в третий раз. В этот момент Б-г наделил ослицу даром речи. Ослица спросила пораженного Билеама почему он ее побил вот уже три раза. Ее хозяин, оцепеневший от изумления, но все еще в ярости, ответил, что он убил бы ее, если бы он имел меч под рукой. Но пока Билеам спорил таким образом со своей ослицей, Б-г раскрыл ему глаза и он увидел ангела с обнаженным мечом в руке. Билеам почтительно поклонился. Ангел открыл Билеаму, что это он загородил ему дорогу и что Билеам поступил со своей ослицей несправедливо. Билеам извинился, оправдываясь тем, что он не знал, что Б-г пожелал воспрепятствовать его путешествию, а раз так – он готов вернуться. Но ангел ответил, что он должен продолжать свой путь, помня об одном, что он должен будет говорить только то, что Б-г ему прикажет.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ БИЛЕАМА

Когда царь Балак услышал о прибытии Билеама, он вышел ему навстречу и возвел его на высоты, посвященные идолу Баалу. Здесь они построили семь жертвенников, на каждом из которых они вознесли по тельцу и по барану. Затем Билеам пошел один в уединенное место в надежде получить слово Превечного. Когда он вернулся к царю, у него было видение и он почувствовал себя вдохновленным. Он стал у всесожжения своего перед Балаком и князьями Моавитскими и, побужденный непреодолимым порывом, разразился… благословениями. «Как могу я проклинать того, кого Б-г не проклял?», воскликнул Билеам, и начал славить чудесный народ, который никогда не потеряет своей индивидуальности среди народов мира. Закончил Билеам словами: «Да умрет душа моя смертию праведников, и да будет кончина моя, как его (этого народа)».

Услышав, как Билеам славит Исраель под Б-жественным наитием, Балак рассердился на Билеама, благословляющего его врагов вместо того, чтобы их проклинать. Билеам на это ответил, что он может говорить только то, что Б-г вложит в уста его.

Тогда Балак еще раз приготовил жертвоприношения и Билеам стал ждать вдохновения, чтобы проклясть еврейский народ. Однако Б-г вложил в его уста хвалу и благословения. «Б-г не человек, чтоб Ему лгать… Он ли скажет, и не сделает?… Вот, благословлять начал я, ибо Он благословил, и я не могу изменить это. Не видно беззакония в Яакове, и не заметно порока в Исраеле; Превечный, Б-г его, с ним…».

Когда Билеам бросил в последний раз взгляд на стан Исраеля, он воскликнул: «Как прекрасны шатры твои, Яаков, жилища твои, Исраель! Расстилаются они как долины, как сады при реке; как алойные дерева, насажденные Превечным, как кедры при водах. Польется вода из ведр его, и семя его будет как великие воды; превзойдет Агага царь его и возвысится царство его. Б-г вывел его из Египта, быстрота единорога у него; пожирает народы, враждебные ему, раздробляет кости их и стрелами своими разит врагов. Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят!».

Теперь уже Балак не на шутку рассердился и приказал Билеаму убраться поскорее и вернуться к себе домой. Перед возвращением, однако, Билеам сказал Балаку, что единственный способ повредить народу Исраельскому – это соблазнить евреев, чтобы они согрешили. Только в этом случае Б-г накажет Свой народ.

Цари Моава и Мидиана выполнили этот коварный совет Билеама. Они организовали большое празднество в честь их идолов и пригласили сынов Исраелевых принять участие в этих торжествах. Многие евреи попались на эту уловку и участвовали в языческих оргиях. В их числе был и Зимри, начальник колена Шим’онова, который не постеснялся сделать всю еврейскую общину свидетелями его постыдного поведения.

ПИНХАС – ПОБОРНИК ЧЕСТИ Б-ГА

Пинхас, сын Первосвященника Элазара, был среди тех, которые видели бесстыдный поступок Зимри. В своем рвении защитить честь Торы, он схватил копье и вошел вслед за Зимри в шатер. Обнаружив подлого вельможу в компании дочери Мидианского сановника, он убил обоих одним взмахом копья.

Этим своим мужественным действием Пинхас приостановил дальнейшее распространение мора, который начал производить опустошения среди сынов Исраелевых, истребляя многие тысячи из тех, которые поддались облыцениям Мидианитов.

Мужественный поступок Пинхаса был достойно вознагражден: Превечный заключил с ним Завет мира и вечного священства.

Вслед за попыткой Мидианитов обольстить сынов Исраелевых и втянуть их в прегрешения, Б-г велел Мо-ше объявить войну Мидианитам и поразить их. В последовавшей затем битве пали не только пять царей Мидианских с их побежденными армиями, но был убит и Билеам, подстрекатель и виновник всех этих бед.