Шма Исраэль. Справочник еврейской национальной традиции

Раздел: Иудаизм

Автор:
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания: 1990

Алия (восхождение) русских евреев на Землю Израиля в наши дни, после полувековой принудительной изоляции от остальной части народа в стране жестокой и безбожной власти, образует еще одно звено в цепи чудес, свидетелем которых является наше поколение.

Огромная жажда алии в государство Израиль, унаследованная от многих поколений русских евреев, обоснование многих из них на святой земле — живое свидетельство воплощения пророчеств Торы и пророков о собирании диаспор и освобождении Израиля, пророческого откровения Иехезкниля о „сухих костях".


ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Почти двадцать лет назад, в 1972 году, мой отец р. Дов Розен, да будет благословенна его память, ощутил приближение часа, когда из северных стран вернутся на Родину сыны нашего народа. Он предвидел массовую репатриацию евреев из Советского Союза. В те годы начал приподниматься железный занавес, в Израиль прибыла первая волна репатриантов из России и отец решил издать свою книгу "Шма Исраэль" в русском переводе.

Цель, которую преследовал отец при написании этой книги - самой популярной их всех им написанных, - привить еврейское самосознание тем евреям, которые росли в отрыве от своего народа. Книга написана живым легким языком, наряду с цитатами из классических еврейских источников в ней излагаются основы нашей веры, освещаются разные аспекты еврейской традиции, объясняется еврейский взгляд на жизнь. Следует отметить, что глава "Войны государства" заканчивается описанием Шестидневной войны 1967 года.

На протяжении всей своей жизни отец был близок ко всему, что касается "собирания диаспор" - возвращения евреев на Родину, в Страну Израиля. В первые годы после создания государства Израиль, в 50-е годы, он занимался практической работой по организации репатриации и приему репатриантов, занимая высокие посты в Министерстве по делам репатриации и в Министерстве внутренних дел. О том, насколько важна для него была эта тема, свидетельствуют написанные им многочисленные статьи и брошюры.

Отцу посчастливилось увидеть собственными глазами, как из Советского Союза начали возвращаться домой наши изгнанники, познакомиться с бывшими узниками Сиона. 27 января 1989 года отец скончался. Эту книгу его семья посвящает его памяти.

Счастлив удел твой, отец, - книга твоя вносит свою лепту в мессианское свершение: в собирание диаспор.

Сын р. Дова Розена, раввин Исраэль Розен, Алон-Швут, Гуш-Эцион 90940 1990 г.

Содержание Первая часть
Израильтянин как индивидуум
Предисловие  
Отдел первый: в доме и в семье
1.     На пороге дома    
2.     На пороге родов   
3.     По образу Божиго  
4.     Ангел и животные  
5.     Совесть   
6.     На пороге воспитания
7.     Почитание родителей  
8.    Дозволенная пища  
9.    И будешь есть и насытишься; и благослови Господа
Отдел второй: в субботу и в праздники
10.  День отдыха
11.   Субботние свечи  
12.   Субботние явства 
13.   Глава недели     
14.   Забота о спасении жизни    
15.   Лишняя душа
16.   Ямнм Нораим
17.   Рош-Гашана   
18.  Пом-Кипур
19.   Три праздника
20.   Пасха  
21.   Память бедствию и геройству   
22.   День независимости     
23.   Лаг Баомер    
24.   Шавуот   
25. Общественный пост
26.  Девятое Ава  
27.  Сукот   
28.  Девятнадцатый день Кислева   
29.   Ханука
30.  Ту Бишват 
31.   Пурим
Отдел третий: в общественной жизни
32.   Любовь и ненависть   
33.   Обман и грабеж   
34.  Гордость и гнев
35.  Приличие, вежливость  
36.  Гостеприимство    
37.   Подозрительность   
38.   Взаимопомощь  
39.   Благотворительность   
40.   Зависть и честолюбие
41.   Милосердие и жестокость   
42.   Сплетни и злословие  
43.   Общественное место    
44.   Руководители общества 
45.   Дисциплина и послушание
46.   Судьи и судебные процессы
Отдел четвертый: в радости и печали
47.   Нехорошо человеку быть одному 
48.   Жених и невеста      
49.   Супружеская интимная жизнь    
50.   Чистота семейной жизни    
51.   Плодитесь и размножайтесь     
52.   Обрезание  
53.  Бар-Мицва
54.   Гет   
55.   Посещение больных   
56.   Большой неизвестный    
57.  Агония и смерть   
58.  Кадиш и памятник     
59.   Из-за кулис   
Вторая часть
Израиль как народ                         
Отдел пятый: евреи и другие народы
60.   Исход из Египта
61.   Враги евреев    
62.   В диаспоре христианской и мусульманской
63.   Катастрофа    
64.   Быть или не быть   
65.   Вечный Израиль  
66.   Сей народ отдельно живет   
67.   Прозелиты    
Отдел шестой:  Израиль и его страна
68.   Избранная страна    
69.   Народ сокровище    
70.   Страна Израиля — народу Израиля 
71.   Возвращение в Сион  
72.   Собирание диаспор  
73.   Еврейский язык   
74.   Защитники израильтян  
75.  Дерзающие и оседающие на земле   
76.   Осужденные на смертную казнь 
77.   Война и мир 
78.   Войны государства
79.   Библийская война   
80.   Святые города
Отдел седьмой: наследство Израиля
81.   Сын Ноя и Ханаан   
82.   Праотец наш Авраам  
83.   Наш учитель Моисей  
84.   Писаные законы Библии   
85.   Шестьсот тринадцать заповедей   
86.   Устная Тора     
87.   „Галаха" (закон)  
88.   Правила  
89.   Пророчество и мудрость   
90.   Народ книги       
91.   Синагога    
92.   Общины Израиля   
93.   Единство Израиля   
94.   Календарь  
95.   Жертвование собой во имя религии
96.   Времена Мессии     
Послесловие

Фрагмент из книги:

...навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкой   над   глазами   твоими.   И напиши   их на косяках дома твоего и на воротах твоих. (Второзаконие, глава 6). Текст второго отрывка гласит:
И будет, если вы будете слушать заповеди Мои, которые я заповедаю вам ныне, любить Господа, Бога вашего, и служить ему всем сердцем вашим и всею душою вашею, то дам дождь земле вашей в свое время, ранний и поздний, и соберешь ты хлеб твой и вино твое, и елей твой, и да.м траву на поле твоем для скота твоего; и будешь есть, и насытишься. Берегись, чтобы не обольстилось сердце ваше, и вы не уклонились, и не стали служить иным богам, и не поклонились и.м. Иначе воспламенится гнев Господа на вас, заключит он небо, и не будет дождя и земля не принесет произведений своих и вы скоро погибнете на доброй зе.мле, которую Господь дает вам. Итак положите эти слова Мои в сердце ваше и в душу вашу и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкой над глазами вашими. И учите и.м сыновей своих, говоря о них сидя в до.ме своем, и идя дорогою, и ложась, и вставая. И напишите их на косяках дома твоего и на воротах твоих. Дабы длились дни ваши и дни детей ваших на земле, которую Господь клялся отцам вашим дать им — как дни неба над землею     (Второзаконие, глава 11).

Эти два отрывка служили основанием мудрецам нашим и законодателям нашим установить заповедь: написать эти два отрывка и прибивать их к косякам входной двери. Принято на мезузе снаружи написать „Шадай" (это одно из наименований Бога). Аббревиатура этого слова по одним толкованиям означает „хранитель еврейской религии", а по другим — ,,хранитель еврейских дверей".

Мезузу, подобно свитку торы и филактериям (тефилин), пишут особыми буквами и особыми чернилами на пергаменте, сделанном из кожи чистых животных, пером птичьим, не металлическим, без всяких гласных знаков еврейского алфавита и без знаков препинания.

Пишущий называется Сойфер (сатам) — сата.м — аббревиатура слов _____________ , а особый шрифт называется „ктав сойфер", что означает шрифт Сойфера.

3.НА ДВЕРЯХ ЖИЛИЩА

( дающий жилище в наем своему товарищу обязан сказать нанимателю, что он должен приобрести мезузу за свой счет и прибить ее к КОСЯку двери, пото.му что это обязанность жильца; а при переходе в другое жилище он не должен срывать мезузу. Мезуза остается на своем месте (Маймонид, законы Мезузы). Мезузу прибивают в дверях С правой стороны от входа в жилище, в верхней трети косяка, ниже притолока с наклоном внутрь.

4. НЕ НАДО МЕЗУЗЫ ДЛЯ ВРЕМЕННОГО ЖИЛИЩА

Только постоянное жилище обязывает жильца прикрепить мезузу. Временное жилище, например, шалаш не налагает этой обязанности.

Во время войны спросили одного раввина: обязаны ли евреи, Заключенные в гетто, соблюдать закон мезузы. Он на это ответил отрицательно. Мотивировал он свое решение те.м, что их жилища являются для них только временным местопребыванием, так как они каждый день могут быть увезены врагом на смерть.
Во время мандатной власти, когда тысячи евреев были заключены и лагеря, тоже был возбужден вопрос о соблюдении закона ме-зузы для заключенных евреев. И в это.м случае главный раввин Израиля ответил отрицательно по той же причине. Что касается мест заключения при еврейской власти, вопрос об обязанности заключенных соблюдать закон мезузы является спорным до сих пор.

Подобный вопрос возбужден одним новобранцем армии Израиля, когда он, будучи разведчиком, перешел жить в палатку. И на это ответил раввин Горен отрицательно по той же причине. Обязанность жителей палатки прикреплять мезузу появляется только в том случае, когда они намерены жить в ней не меньше 30 дней. При разборке палатки снимается и мезуза.

5.  ЧТЕНИЕ МОЛИТВЫ „ШМА"

Чтение молитвы „Шли" совершают до ужина. Как объяснили наши мудрецы, это делается для того, чтобы предупредить положение, когда человек возвращается вечеро.м с поля, думая: пойду домой, поем, попью, посплю немножко, а потом прочитаю молитву „Шма" и вечернюю молитву. А сон его одолел и он проспал всю ночь и пропустил молитву. Поэтому завели такой порядок чтобы,   идя с поля,   человек прежде всего заходил в...


Вам понравился этот материал?
Участвуйте в развитии проекта Хасидус.ру!

Запись опубликована в рубрике: .