Принимая вызов эпохи
Раздел: Современная еврейская философия
Автор: Проф. Йеуда Леви
Переводчик:
ISBN:
Издатель:
Год издания:
Купить
Купить
| |
Дает ли Тора ответ на все случаи жизни? Несомненно! Но для этого требуются глубокие знания и умение применять на практике ее наставления.
В этой книге вы узнаете о позиции иудаизма в отношении таких актуальных проблем как: Отношение Торы к изучению светских наук. Разделение народа на два класса: работающих и обучающихся. Израиль и народы мира. Генная инженерия: галахические и философские проблемы. Заселение Эрец-Исраэль: право и долг. Сохранение окружающей среды. А также найдете объяснения противоречий в таких высказываниях еврейских мудрецов как: — С одной стороны, половое влечение называют "дурным побуждением греха" , а с другой — оно "весьма хорошо". С одной стороны, тот кто не учит своего сына ремеслу, как будто учит его грабить, с другой стороны, сказано: "Обучай сына своего только Торе!" С одной стороны, сказано: "Всякая ученость высоко почитаема мудрецами", а с другой -"Проклят всякий, обучающий сына своего греческой мудрости ". С одной стороны, сказано, что в заповеди любить ближнего своего заключена вся Тора, а с другой стороны нам говорят, что Всевышний оценивает человека только по его благочестию. Об авторе Иегуда (Лео) Леви — крупный специалист по религиозным и светским наукам. Он имеет два почетных звания: раввина и профессора. В прошлом — ректор Иерусалимского Политехнического Института: "Махон Лев", декан факультета физики и электрооптики, обладатель ученой степени в области электротехнике (Сити Колледж, Нью-Йорк) и по физике (Политехнический Институт, Бруклин). Закончил колель (высшее учебное заведение по иудаизму) "Гур Арье" и был аттестован для преподавания религиозных дисциплин. Занимал должность президента "Союза религиозных ученых" в США и в Израиле. Удостоен премии Федара в области "Тора и наука" и премии Абрамовича-Цайтлина в области "Еврейская литература". Раввин-профессор Иегуда Леви написал боле ста статей и восемь книг, посвященных как научно-техническим исследованиям, так и вопросам еврейского мировоззрения, Галахи, Танаха и Талмуда. СОДЕРЖАНИЕ Предисловие автора ЧАСТЬ I. НАРОД И ЗЕМЛЯ Лекция 1. Еврейский национализм Лекция 2. Сионизм в оценке Торы Лекция 3. Государство Израиль — испытание на прочность Лекция 4. Какую экономическую систему проповедует Тора — капиталистическую или социалистическую? Лекция 5. Права общества на частную собственность Лекция 6. Заселение Эрец-Исраэль: право и долг Лекция 7. Израиль и народы мира Лекция 8 Отношения между евреями и неевреями ЧАСТЬ И. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Лекция 1. Любовь к ближнему и социальная гармония как сущность Торы Лекция 2. Любовь к ближнему как часть любви к Б-гу . Лекция 3. Забастовка как форма социальной конфронтации Лекция 4. Обман на экзаменах и в налоговых отчетах .. ЧАСТЬ III. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША Лекция 1. Половое влечение. Его назначение Лекция 2. Половое влечение. Проводник святости Лекция 3. Половое влечение и его допустимые пределы Лекция 4. Психология. Современные теории и Тора. К какой области знаний относится психология? Лекция 5. Красота и искусство. Роль красоты ЧАСТЬ IV. ТОРА И ДЕРЕХ ЭРЕЦ Лекция 1. Разделение народа на два класса: работающих и обучающихся Лекция 2. Изучение Торы и добывание средств к существованию — две противоречивые обязанности Лекция 3. "Люби труд!" Лекция 4. Отношение Торы к изучению светских наук Лекция 5. Изучение светских наук. Гуманитарные и общественные науки Лекция 6. Изучение светских наук. Естественные науки Лекция 7. Тора и "дерех эрец". Активная жизнь в этом мире Лекция 8. "Дерех эрец" в Торе Лекция 9. Проблема экологии: жизнь за счет будущих поколений ЧАСТЬ V. ТОРА И ПРОБЛЕМЫ НАУКИ, ТЕХНИКИ И МЕДИЦИНЫ Лекция 1. Искусственное осеменение, генная инженерия: Галахические и философские проблемы Лекция 2. Тора в эпоху освоения космоса Лекция 3. Вера- основа науки Лекция 4. Свобода выбора в детерминистическом мире: принцип неопределенности и мудрость Творца Лекция 5. Б-жественное провидение или усилия человека? Лекция 6. Основы веры в истинность Торы Предисловие автора Мы живем в эпоху науки. В этом столетии наши знания об окружающем мире и законах, которые им управляют, чрезвычайно расширились и продолжают расширяться в ускоренном темпе. В то же время мы не продвинулись в понимании смысла нашего существования; нет прогресса в области морали и осознания ее ценностей. Швейцарский философ Маркус Фирц писал: "Научные открытия нашей эпохи пролили такой яркий свет на некоторые аспекты человеческого бытия, что все другие области окутала еще более густая тьма". Еврейская традиция предоставляет богатый материал для решения морально-этических проблем, возникших в последнее время. Это наследие не только обладает уникальной основой, но доказало свою жизнестойкость в течение 3500 лет, несмотря на тяжелейшие испытания. Книга содержит цикл лекций, в которых рассматриваются возможности решения современных проблем, опираясь на это древнее наследие. Лекции были прочитаны в рамках программы "Бейт-мидраш" в Иерусалимском технологическом институте "Махон Лев". Почти все они были подготовлены по просьбе самих студентов, стремящихся разобраться в трудностях и противоречиях современной эпохи. Фрагмент из книги: Лекция 3 Государство Израиль — испытание на прочность До сих пор мы обсуждали еврейский национализм как абстрактную концепцию. Что можно сказать о ее практическом воплощении — о Государстве Израиль? Принято считать, что современное демократическое государство создается по взаимному соглашению его граждан, решивших жить вместе в соответствии с четко определенными правилами, в рамках политической системы, обеспечивающей набор определенных услуг. Если у этого государства есть идеалы, их создают сами граждане. Можно предположить,что светские евреи рассматривают Государство Израиль именно в таком плане. Хотя государство как таковое не имеет собственной идеологии, светский уклон большинства его населения неизбежно приводит к конфликтам между государством и Торой. Иногда такие конфликты заметно обостряются, порой заводя в тупик правительство, но, как правило, они решаются более или менее успешно. И все же евреи Торы не могут мириться с таким положением. Ибо мы обязаны превратить Израиль в государство Торы. При всей амбициозности этой задачи, в ней заключена сама основа еврейского существования; за ее осуществление мы молились на протяжении всех веков изгнания. Решение ООН и его значение Благодаря самой возможности заселить Страну Израиля, предоставленной нам решением ООН о создании в ней Еврейского государства, мы получили уникальный шанс освятить Имя Б-га и тем самым прекратить "международное" осквернение Его Имени, начавшееся с нашим уходом в галут. "И когда пришли они к народам, то осквернили Имя Мое святое, и говорили о них: 'Народ Г-спода они, и из земли Его вышли'"(Иехезкель 36:20). Кроме того, Тора заповедует нам назначить судей, которые будут принимать Галахические решения по частным и общенациональным вопросам, а также чиновников ("надсмотрщиков") для осуществления судебных решений (Дварим 16:18). Когда большинство народов мира согласилось предоставить Израилю независимость, еврейский народ получил возможность — и обязанность — исполнить эти мицвот. Таково веление Торы. Однако к нашему стыду и глу-бокому сожалению, в реальности все обстоит по-другому. Нынешнее положение В Израиле был образован светский суд, который, хотя и укомплектован евреями, функционирует во всех отношениях как нееврейская судебная система. Существуют раввинские суды, которые могут решать финансовые споры, но они лишены власти, чтобы добиваться осуществления своих постановлений и поэтому ограничиваются лишь посредническими и консультативными функциями. То же самое можно сказать и об освящении Имени Б-га при возвращении евреев на свою землю: эта возможность не была реализована. |
Post Views:
53 442