Я искренно завидую людям, способным чувствовать боль других людей.
Я считаю одним из величайших учителей веры сегодня Гешеля, Карлебаха, рава Кука - они все люди сердце, и только потом люди разума.
Возможно, рав Кук это уникальное способность говорить не только на уровне сердца, но также на уровне знания.
Я как человек в основном "мозгляческий" - это не плюс и не минус - это факт. Я все же ищу объяснения, а не только чувство.
В свое время мой учитель - рав Гинзбург, говорил очень много о том, что на уровне АК (Адам Кадмон) все заложено в системы, во всех деталях. Все, что происходит в мире с первого момента творения до 6000 лет творения - заложено в творения и записано уже в АК. Понятно, что это не открытие рава Гинзбурга, это классика каббалы.
Дальше вопрос - "с кем советовался Бог, когда он творил мир. И еще раньше - перед тем, как он написал Тору.
Мидраш говорит о том, что души Израиля раньше, чем творение мира, и даже чем Тора.
Я делаю отсюда вывод, что Тора это "алгоритм" развитие этих первоначальных душ.
Рав Гинзбург говорит, что все, что происходит с человеком – это только ради раскрытия потенциала человеческой души. И поэтому, все страдания, даже болезни и смерть – это благо ради развития этих душ.
Я не могу сказать, что я это принял быстро – совсем нет. Я много лет думал, как это сказать что «выбор» это фикция?
Сегодня я понимаю, что есть Торы брия (это та Тора, которую мы получили на Синае, так учит Ари).
Но есть Тора Ацилут – Тора каббалы (это тоже Ари)
И есть Тора хасидизм – это ступень Кетер и выше (это я читал в свое время у Ребе, и рав Гинзбург об этом говорит постоянно).
Если так – то весь вопрос – это на каком уровне мы рассматриваем события.
Понятия греха, страдания – они есть в «Открытой Торе». То, что называется «открытое – человеку»
Но на ступень Сокрытой Торы – и сокрытое Тора это в известном смысле «анти-мир».
То, что кажется в этом мире добром – в высшем мире – зло. И то, что кажется злом – это добро.
Поэтому единственный вопрос – я бы сказал, готов ли я смотреть на мир с точки зрения скрытой Торы.
Собственно, весь вопрос Баал Шем Това и Алтер Ребе – раскрывать ли эти тайны в этих поколения – именно об этом. Стоит ли раскрывать эти тайны или нет.
И ответ Алтер Ребе: да. И ответ Всевышнего Алтер Ребе – тоже да.
Почему? Потому что без этих тайн страдная и греха мы не можем в этом мире, в мире пост-шоа верить в Бога. И поэтому, «приговор» Высшего суда был раскрыть учение хасидизма, как об этом говорит хасидут Хабад.
*
Я очень люблю пользоваться программистскими понятиями. Есть такое понятие «программистский сахар». Это такие конструкции языка программирования, которые как бы «не настоящие», но очень полезны для написания программ.
Один из таких «программистских конструкций» это «Ошибка». Понятно, что нет никаких «ошибки» в программе. Есть просто удобный интерфейс, и все.
Нет ничего – ни функций, ни классов, ничего – на уровне откомпилированной программы есть только базовые команды. Все остальное – только «сахар».
Другими словами – на уровне «программистских языков» есть все эти понятия – функции, классы, ошибки и т.д. Но на уровне ассемблера – нет ничего, только базовые команды.
Подобно этом – на уровне «асия» - нашего мира – есть понятия греха, и все остальные понятия.
Но на уровне «ассемблера», на уровне АК – есть только души Израиля и их процесс развития
*
Понятно, что это не объясняет все. И тем не менее. Безусловно, это тоже модель, но для меня эта модель понятна и логична, в отличие от того, что говорится на уровне «пшата» - греха Адама и т.д.
Естественно, можно задать вопрос – а что со страданием? Ведь Всевышний страдает с нами вместе, как мы знаем.