Последнего урока (рав Раза Гартмана на гл
Последнего урока (рав Раза Гартмана на гл. Гаазину).
Замечательный микс комментариев на Аазину — почти на верняком весьма поздние мидраши.
А если задать вопрос — а что смысл Аазина совсем как выражаются реформисты "босой пшат"?
98 проклятия Моше в главе Ки Таво.
Особенно если участь что по мнениям исследователей — последняя книга Пятикнижия это поздняя книга
*
Рав Раз совершенно замечательный человек, из тех людей, которых я называю светящимися людьми. Он правда, светящийся человек —
Но то что он говорит, очевидно, фантастическая смесь мидрашим
(к которым я добавил свои собственные 🙂 )
Я кстати, совсем не считаю что это плохо. Просто это такой жанр. Я несколько месяцев назад пытался послушать урок по историческому взгляду на Танах – пока не потянул переводить — исторические экскурсе я не потянул тогда
Но если честно — я хочу вернуться к этому — я не говорю прямо сейчас, и тем не менее, да, хочу влезть в это
*
Какой вывод из выше сказового? Очевидно.
Что Тора это мудрецы.
И Талмуд это вполне ясно намекается
Есть такой замечательный отрывок из Талмуда: «как глупы те люди, которые встают перед Торой но не встают перед мудрецами Торы» — как еще лучше выразить соотношение между «текстом» — даже священным, автором которого считать Бог – и реальном взглядом мудрецов.
Я когда-то читал что-то на тему, что Тора (включая устрою) устроена так, что она говорит одновременно двумя языкам.
Один — для простонародья. Вторая — для мудрецов.
Причем темой была галаха. То есть даже галахический респонс устроен так, что простои людям будет понятно одно, а умным будет понятно другое
(отдельно сказать – что Шулхан Арух, особенно Кицур – специально устроен так, чтобы усражать как можно сильнее – как книга для всех – там охмуряются по полной программе…
Кто бы мне рассказал об этом 40 лет назад. Многие ошибки я бы сэкономил бы…)
*
Есть еще замечательное на тему что Эзра называется мудрецами почти равен Моисею.
Что это если не намек, когда были составлены тексты Торы?
Есть еще — что "мы получили Тору на Синае и вновь получили во время Пурима" — что это если не намек на время составления Торы?
Ересь?
*
Рава Кука видит две основные проблемы временного ему иудаизма: искренность веры и честность веры (другими словами, согласованность веры с разумом, то есть с наукой)
И то и другое рав Кук видит именно религиозный смысл.
Тора называется в самой Торе "мудростью и премудростью в глазах всех народов" — кроме очевидного смысле о том, что Тора не для глупцов — я бы понял этот стих, что "в глазах народов" можно понимать, что «в глазах мудрецов народов», означает с точки зрения современногй мировой науки
И таким образом это совершенно религиозная проблема,
Мы вчера говорили, что в Торе есть "ДНА" — есть какие то ключи. Этот принцип "мудрость в глазах народов" — одна из таких "днА"