Последнего урока (рав Раза Гартмана на гл

Последнего урока (рав Раза Гартмана на гл. Гаазину).

Замечательный микс комментариев на Аазину - почти на верняком весьма поздние мидраши.

А если задать вопрос - а что смысл Аазина совсем как выражаются реформисты "босой пшат"?

98 проклятия Моше в главе Ки Таво.

Особенно если участь что по мнениям исследователей - последняя книга Пятикнижия это поздняя книга

*

Рав Раз совершенно замечательный человек, из тех людей, которых я называю светящимися людьми. Он правда, светящийся человек -

Но то что он говорит, очевидно, фантастическая смесь мидрашим

(к которым я добавил свои собственные :) )

Я кстати, совсем не считаю что это плохо. Просто это такой жанр. Я несколько месяцев назад пытался послушать урок по историческому взгляду на Танах – пока не потянул переводить - исторические экскурсе я не потянул тогда

Но если честно - я хочу вернуться к этому - я не говорю прямо сейчас, и тем не менее, да, хочу влезть в это

*

Какой вывод из выше сказового? Очевидно.

Что Тора это мудрецы.

И Талмуд это вполне ясно намекается

Есть такой замечательный отрывок из Талмуда: «как глупы те люди, которые встают перед Торой но не встают перед мудрецами Торы» - как еще лучше выразить соотношение между «текстом» - даже священным, автором которого считать Бог – и реальном взглядом мудрецов.

Я когда-то читал что-то на тему, что Тора (включая устрою) устроена так, что она говорит одновременно двумя языкам.

Один - для простонародья. Вторая - для мудрецов.

Причем темой была галаха. То есть даже галахический респонс устроен так, что простои людям будет понятно одно, а умным будет понятно другое

(отдельно сказать – что Шулхан Арух, особенно Кицур – специально устроен так, чтобы усражать как можно сильнее – как книга для всех – там охмуряются по полной программе…

Кто бы мне рассказал об этом 40 лет назад. Многие ошибки я бы сэкономил бы…)

*

Есть еще замечательное на тему что Эзра называется мудрецами почти равен Моисею.

Что это если не намек, когда были составлены тексты Торы?

Есть еще - что "мы получили Тору на Синае и вновь получили во время Пурима" - что это если не намек на время составления Торы?

Ересь?

*

Рава Кука видит две основные проблемы временного ему иудаизма: искренность веры и честность веры (другими словами, согласованность веры с разумом, то есть с наукой)

И то и другое рав Кук видит именно религиозный смысл.

Тора называется в самой Торе "мудростью и премудростью в глазах всех народов" - кроме очевидного смысле о том, что Тора не для глупцов - я бы понял этот стих, что "в глазах народов" можно понимать, что «в глазах мудрецов народов», означает с точки зрения современногй мировой науки

И таким образом это совершенно религиозная проблема,

Мы вчера говорили, что в Торе есть "ДНА" - есть какие то ключи. Этот принцип "мудрость в глазах народов" - одна из таких "днА"

Запись опубликована в рубрике: .