Есть известные слова рава Соловейчика о том, что две история сотворения Адама - по суть это два типа людей.
Рав Соловейчик называет первый тип людей - "человек природный".
А что же с вторым типом людей?
Может можно сказать, что это "люди ищущие Бога"?
Понятно, что и у первого типа есть какое то представление о Боге. Очень "прямое" как сказал бы рав Кук.
А второй тип людей - это люд, мотающиеся и ищущие себя на небе и на земле, и часто не находит себя ни на небе ни не земле.
Рав Кук говорит в одном из отрывков, что именно такие люди могут по настоящему учить Тору и учить других Торе и вере.
Люди первого типа - так говорит рав Кук - это люди, которые призваны работать в мире. Они призваны заниматься прикладной наукой.
*
Все это к тому, кто может учить людей Торе? И какой Тору эти люди предлагают?
Как мы сказали, классический учитель Торы был человек между небом и землей, больше к небе, чем к земле.
"Нормальные" люди "земли" смотрят на таких людей как на людей не совсем нормальных. Но только они по настоящему могут быть учителями Торы. И так было всегда.
Пару слов после онлайна с Elbaum Yershova
*
В нашем поколении все поменялось. "Нормальные" люде теперь хотят всех "ненормальных" выбросить куда нибудь далеко.
А Тору - Торы это отлично. Это "руковождено к действию". Даже самое лучшее руководство для того как жить на земле.
И это "Тора" "баалей батим" (бизнесменов). Тора как "инструмент". Как "руководство к действию" на земле.
Я не хочу сказать, что этот аспект вообще не существует.
Но вопрос - в соотношении. В конечном счете Тора - это Тора Бога. И говорит она не о земле. А о Боге.
Как часто цитируют: "Тора говорит о вышних, и намекает только на нижних".
В нашем контексте я бы объяснил, что Тора говорит о духовх вещей, о связи с духовностью, не имеющей никакой "практической" пользы, кроме чистой духовности.
Даже мораль или честность - это своего рода "практическая польза". И это "Тора внизу", но не "Тора на небесах".
Откуда можно понять, что это так?
Если бы кидуш ашем не был бы одной из главных заповедей - можно было бы спорить, что такое Тора.
Тора - это "акеда", жертвоприношение Ицхака. Все остальное только после этого.
Тора это Мицарим, Египет. Страдание, очищенуюее народ Всевышнего, способного "взять" свять Свыше и осветить этот мир.
И это суть Торы.
А "практические пользы" - они есть. Но это только после того.