Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Есть известные слова рава Соловейчика о том что две история сотворения Адама - по суть это два типа

Есть известные слова рава Соловейчика о том, что две история сотворения Адама — по суть это два типа людей.

Рав Соловейчик называет первый тип людей — "человек природный".

А что же с вторым типом людей?

Может можно сказать, что это "люди ищущие Бога"?

Понятно, что и у первого типа есть какое то представление о Боге. Очень "прямое" как сказал бы рав Кук.

А второй тип людей — это люд, мотающиеся и ищущие себя на небе и на земле, и часто не находит себя ни на небе ни не земле.

Рав Кук говорит в одном из отрывков, что именно такие люди могут по настоящему учить Тору и учить других Торе и вере.

Люди первого типа — так говорит рав Кук — это люди, которые призваны работать в мире. Они призваны заниматься прикладной наукой.

*

Все это к тому, кто может учить людей Торе? И какой Тору эти люди предлагают?

Как мы сказали, классический учитель Торы был человек между небом и землей, больше к небе, чем к земле.

"Нормальные" люди "земли" смотрят на таких людей как на людей не совсем нормальных. Но только они по настоящему могут быть учителями Торы. И так было всегда.

Пару слов после онлайна с Elbaum Yershova

*

В нашем поколении все поменялось. "Нормальные" люде теперь хотят всех "ненормальных" выбросить куда нибудь далеко.

А Тору — Торы это отлично. Это "руковождено к действию". Даже самое лучшее руководство для того как жить на земле.

И это "Тора" "баалей батим" (бизнесменов). Тора как "инструмент". Как "руководство к действию" на земле.

Я не хочу сказать, что этот аспект вообще не существует.

Но вопрос — в соотношении. В конечном счете Тора — это Тора Бога. И говорит она не о земле. А о Боге.

Как часто цитируют: "Тора говорит о вышних, и намекает только на нижних".

В нашем контексте я бы объяснил, что Тора говорит о духовх вещей, о связи с духовностью, не имеющей никакой "практической" пользы, кроме чистой духовности.

Даже мораль или честность — это своего рода "практическая польза". И это "Тора внизу", но не "Тора на небесах".

Откуда можно понять, что это так?

Если бы кидуш ашем не был бы одной из главных заповедей — можно было бы спорить, что такое Тора.

Тора — это "акеда", жертвоприношение Ицхака. Все остальное только после этого.

Тора это Мицарим, Египет. Страдание, очищенуюее народ Всевышнего, способного "взять" свять Свыше и осветить этот мир.

И это суть Торы.

А "практические пользы" — они есть. Но это только после того.