Где же Божественная мораль в главе Ки Тейце ("Когда выйдешь на войну") (2) - рав Раз Гартман
Вопросы, которые поставил рав Раз, - правильные вопросы.
Как можно говорить о Божественной морали , когда написано в Торе: солдат может взять замужнюю женщину в жены? Это мораль Торы?
Сына, который не хочет слышать своих родителей – по закону Тору надо его убить?
Как такое может быть написано в Торе?
Эти вопросы очень неприятные и не радуют наш слух.
Но как можно это не спросить, с другой стороны?
Рав Раз Гартман говорит, что кроме того, что это возмутительно с точки зрения морали, это также противоречит логики Торы.
Слушаем дальше уроку рава Раза Гартмана.
«Вся эта глава говорит о каких-то ужасных вещах».
«В этой главе есть целый список таких заповедей. Все они говорят о какой-то проблеме общества.
Есть какая-то базовая проблема общества».
Если изнасиловали девушку, надо ее взять в жены.
Тоже достаточно странный закон.
Обязан ее взять в жены при условии, она согласен отец.
После насилия, насильник должен пожениться на изнасилованной.
Понятно, что в древние времена это очень логично.
Смысл очень понятный, потому что женщина, которая обесчещена, какие еще опции у нее есть? Поэтому Тора говорит: нормальная опция в том обществе, что он должен взять ее в жены.
Но как смотрится на это с точки зрения современной морали?
Если отец девушки не хотят отдать ее в жены насильнику, какую-то сумму денег которую он должны заплатить за насилие.
Тоже достаточно сложный закон, с современной точки зрения.
«Преступник, которого заслуживает казнить.
Весь народ должен побить его камнями.
Преступника которого побить камнями, а после этого надо повесить его, чтоб все видели.
«Но Тора говорит, что надо его побыстрее похоронить».
Несмотря на то, что его должны побить камнями, и повесить, чтобы все видели грешников, но после этого надо его побыстрее похоронить.
Побыстрее – это сутки.
«По Торе есть проблема в том, что все смотрят на повешенного.
В чем проблема? С одной стороны, обязаны его видеть.
В чем есть проблема? - Это божественный образ».
Что говорит Тора?
Почему надо похоронить этого преступника?
Потому что это божественный образ!
С одной стороны, Тора говорит: его надо казнить и Тора говорит: его надо повесить.
Но третьей стороны, Тора говорит: поскольку это божественный образ, ты должен его похоронить, а не оставлять его повесили.