Vitaliy Sichkar как то поднял вопрос "абсолютности" Тору - и вопрос ой, как не простой. И вроде бы разобрались
А тут совершенно удивительная глава на эту тему - и еще и урок рава Раза которую мы вчера слушали - и вот думаю с тех пор.
Тема: "Если ты пойдешь на войну..." - ты имеешь право взять пленнику в женою
Рав Раз добавляет, что "женщину" - в том числе замужнюю.
Рав Раз задает вопрос: ну и где же "Божественная нравственность"? Взять в жены пленнику? И даже замужную??
Я бы сказал просто - что это было тогда. А сейчас - другое дело.
Но - рав Раз явно исходит из предположения "вечности" Торы. Тора "обязана" говорить для каждого поколения и каждого человека, и требуется абсолютная нравственность Тору...
(Я на днях зашел в ешиву - сил с другом он читает "Млахим" - как там Аталья зарезал всех детей царской семьи, чтобы они не стали царями - вот, блин, такая нравственность..)
Идем дальше. Говорит рав Раз.
Следующая мицва: если у тебя две жены - то первенец ненавистной жены должен получить первенство.
В чем проблема? - В том, что это в точности история Яакова - комментирует рав Раз...
Это тоже насчет "нравственности"
И самое лучшее - это заповедь убить сына, который не случает своих родителей.
Комментарий рава Раза - послушает в уроке...
*
Все это к чему? К вопросу того, как смотреть на Тору.
"Классический" взгляд - Тора дана с Синая целиком, до последной буквы. И каждая буква - свята. В том числе законы убийства собственных детей...
Рав Шерки говорил на одном из уроков, что есть другой вариант - "свитки" - что Тора дана частями, и что даже Берейшит - это "свиток" который Моше включает в Тору.
Рав Ицхаг Гинзбург говорил о том, что есть "пшат" для каждого поколения - это, кажется, может решить вопрос заповедей войны, пленницы и т.д.
Обычно принято брать мидраш о том, что Тора у Всевышнего написана черном пламенем на белую пламенем.
Вообще говоря это мидраш. И каким образом, это стало "пшатом" (по крайней мере я всю свою сознательную жизнь в это верил)
Ответ рава Раза - что во всех этих странных заповедях есть мистический смысл. Я как бы не против.
Не знаю. Реда сказала после вчерашнего урока - что эти вопросу совершенно поставили в тупик, как смотреть на Тору и Бога.
И на уроке не согласился, но сейчас я скорее согласен с Редой - что то совершенно необястимое в рамках классического взгляда на Тору.