Vitaliy Sichkar как то поднял вопрос "абсолютности" Тору - и вопрос ой как не простой
Vitaliy Sichkar как то поднял вопрос "абсолютности" Тору — и вопрос ой, как не простой. И вроде бы разобрались
А тут совершенно удивительная глава на эту тему — и еще и урок рава Раза которую мы вчера слушали — и вот думаю с тех пор.
Тема: "Если ты пойдешь на войну…" — ты имеешь право взять пленнику в женою
Рав Раз добавляет, что "женщину" — в том числе замужнюю.
Рав Раз задает вопрос: ну и где же "Божественная нравственность"? Взять в жены пленнику? И даже замужную??
Я бы сказал просто — что это было тогда. А сейчас — другое дело.
Но — рав Раз явно исходит из предположения "вечности" Торы. Тора "обязана" говорить для каждого поколения и каждого человека, и требуется абсолютная нравственность Тору…
(Я на днях зашел в ешиву — сил с другом он читает "Млахим" — как там Аталья зарезал всех детей царской семьи, чтобы они не стали царями — вот, блин, такая нравственность..)
Идем дальше. Говорит рав Раз.
Следующая мицва: если у тебя две жены — то первенец ненавистной жены должен получить первенство.
В чем проблема? — В том, что это в точности история Яакова — комментирует рав Раз…
Это тоже насчет "нравственности"
И самое лучшее — это заповедь убить сына, который не случает своих родителей.
Комментарий рава Раза — послушает в уроке…
*
Все это к чему? К вопросу того, как смотреть на Тору.
"Классический" взгляд — Тора дана с Синая целиком, до последной буквы. И каждая буква — свята. В том числе законы убийства собственных детей…
Рав Шерки говорил на одном из уроков, что есть другой вариант — "свитки" — что Тора дана частями, и что даже Берейшит — это "свиток" который Моше включает в Тору.
Рав Ицхаг Гинзбург говорил о том, что есть "пшат" для каждого поколения — это, кажется, может решить вопрос заповедей войны, пленницы и т.д.
Обычно принято брать мидраш о том, что Тора у Всевышнего написана черном пламенем на белую пламенем.
Вообще говоря это мидраш. И каким образом, это стало "пшатом" (по крайней мере я всю свою сознательную жизнь в это верил)
Ответ рава Раза — что во всех этих странных заповедях есть мистический смысл. Я как бы не против.
Не знаю. Реда сказала после вчерашнего урока — что эти вопросу совершенно поставили в тупик, как смотреть на Тору и Бога.
И на уроке не согласился, но сейчас я скорее согласен с Редой — что то совершенно необястимое в рамках классического взгляда на Тору.