Когда ребенок рождается, знает ли он, какой он? На этот счет я встречал различные, зачастую полярные точки зрения. На тренингах большин- ство людей на этот вопрос отвечают, что ребе- нок по умолчанию рождается «хорошим». Анало- гичной точки зрения придерживается целый ряд психологических учений, полагающих, что «Со мной все в порядке» — это базовая установка чело- века, данная ему от рождения. 42 Существуют и противоположные точки зрения, утверждающие, что человек зачат в грехе и живет в нем же. Или что человеком движут низменные влечения, и чтобы он не был разрушителен в своих действиях, необходимо прикрыть бурлящий котел инстинктов и низменных страстей тяжелой крыш- кой культуры и воспитания, кои призваны не выпу- скать истинную суть человека наружу. Я являюсь приверженцем третьего лагеря и считаю, что родившийся ребенок не знает, какой он. Он никакой — ни хороший и ни плохой. Это чистый лист. Как же тогда получается, что уже пятилетние дети знают, что хорошо, а что плохо? Они уже могут судить об окружающих, решать, кто из них хоро- ший, а кто плохой, кто поступает правильно, а кто нет. Могут дать оценку не только своим поступ- кам, но и самим себе. Каким образом формируется внутренний механизм, который оценивает плохие или хорошие качества самих себя, окружающих людей и их поведения?
Представьте, что в нашем мире не существует зеркал, фотографий и других каких бы то ни было инструментов, с помощью которых можно узнать, как вы выглядите. Вы не можете увидеть своими глазами, причесаны вы или нет, чистое ли у вас лицо и так далее. Как в таком случае вы можете оценить свой внешний вид? Вероятнее всего, вы станете спрашивать у других. При этом один вам ответил бы одно, второй другое, третий что-то еще, а в итоге вы бы просто суммировали полученную информа- цию и на этой основе сформировали собственное
мнение. Самое интересное, что вы по-прежнему не знаете, каков ваш внешний вид на самом деле, потому что ваше мнение сложилось под влиянием окружающих людей. Аналогичная история происходит с ребенком, который делает выводы о собственной значимо- сти, опираясь на отношение родителей к нему. Если родители демонстрируют по отношению к ребенку раздражение, агрессию, обесценива- ние или просто игнорируют его интересы, он не чувствует их заботу и любовь. Соответственно, по отражению в зеркале родительских отношений он решит, что с ним действительно что-то не так. Если в отражении он видит любовь и принятие родите- лей, то это формирует внутреннюю убежденность в собственном благополучии. Для процесса формирования самооценки важно не только родительское воздействие, но и реакция ребенка на это воздействие. Далее мы рассмотрим варианты, когда одно и то же родительское воздей- ствие приводит к формированию различных меха- низмов самооценки. Какой именно механизм будет сформирован, какой тип самооценки в итоге будет у человека, во многом зависит от реакции самого ребенка. На мой взгляд, понимание процессов форми- рования самооценки человека является очень важным моментом. Поэтому необходимо разо- браться в том, как же формируется «отражение в зеркале», то есть типы родительского влияния на ребенка. Чуть позже мы рассмотрим, как ребенок 45 воспринимает это отражение, то есть как он реаги- рует на родительское воздействие. Существует три основных типа воздействия на ребенка, оказывающих влияние на формирование самооценки. КОПИРОВАНИЕ — ПЕРВЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ Давайте представим ситуацию: идут дорожные работы, укладывают новый асфальт. Покрытию требуется какое-то время, чтобы застыть и стать твердым. Но вот дорогу, которую только что заас- фальтировали, переходит девушка на каблуках. Дорожное полотно еще мягкое и податливое, и острые каблучки впечатываются в поверхность, оставляя в ней углубления. Через пару часов поверх- ность затвердеет, а следы от каблуков останутся навсегда. Вернее, до следующего ремонта дороги. Аналогичным образом в психике ребенка остав- ляют следы все значимые события, которые проис- ходят вокруг него в детстве. Это четкое копиро- вание родительских моделей поведения без како- го-либо анализа и условного подкрепления. Ребенок, словно губка, впитывает информацию из окружающей среды, что в итоге во многом стано- вится его сутью. Думаю, любой человек, подумав пять минут, может составить целый список моде- лей поведения, которые он «взял» из родительской 46 семьи. Он не всегда понимает, почему себя так ведет, но если попробует осознать, то объяснение найдет без особых сложностей. Многое из того, что видим в детстве, мы воспри- нимаем как норму и, став взрослыми, стараемся воспроизвести свое понимание нормы. Я просто уверен, что среди читателей обязательно найдет- ся человек, который органически не переносит какие-то привычки или определенные виды пове- дения своих родителей, одновременно с ужасом замечая, что сам делает то же самое. Что мы копируем? Отношение к себе У каждого человека есть самооценка. Следо- вательно, есть она и у родителей ребенка. Как мы увидим далее, это проявляется и в собственном поведении, и в отношении к другим людям. Если мальчик воспитывался в семье, где папа — «непри- знанный гений, окруженный армиями тупиц, кото- рые не в состоянии понять его тонкую натуру», то ребенок вполне может скопировать подобный механизм. Он будет считать себя умным, намного умнее других и аналогичным образом будет сожа- леть о «триумфе тупости» окружающих, которые не могут оценить его светлого гения. Вполне возможно, что его сестра, напротив, вырастет неуверенной, как и ее мать, которая жизнь положила на обслуживание своего квартир- ного «гения» и всегда оставалась на заднем плане. 47 Иными словами, в детстве мы можем копиро- вать отношение к себе, характерное для кого-то из родителей, либо брать некоторые черты от обоих. Это довольно распространенный вариант копи- рования самооценки, хотя бывают исключения, о которых мы поговорим чуть позже, когда будем рассматривать типы реакции ребенка на родитель- ское воздействие. Поведенческие реакции Я воспитывался в семье, где родители, а точнее, отец всячески боролся с любыми социальными ритуалами, поэтому никаких гостей, застолий и поздравлений у нас не было. Моя супруга, напро- тив, родом из очень ритуализированной семьи, где праздники и особенно поздравления возведены в ранг культа. Я, пока не женился, даже не знал, что у нас такое количество праздников! Лично для меня поздравить кого-то — это проблема. Я не считаю это важным, и если не напомнить, то сам не вспомню. Для жены, напро- тив, это очень важный ритуал. И если она вдруг забыла, то очень расстраивается и даже чувствует себя виноватой. Мы из разных семей, копировали разные моде- ли и теперь воспроизводим их в своей взрослой жизни. Хотя отношение к ритуалам — это довольно поверхностный пример. Как вы понимаете, копи- роваться могут и другие поведенческие аспекты. 48 Если отец любит искать виновных в своих непри- ятностях, то не исключено, что кто-то из детей может «сфотографировать» этот механизм. Девоч- ка, которая наблюдала, как мать то ухаживала за отцом, то гоняла его пьяного, может совершенно спокойно относиться к отношениям с алкоголика- ми, ведь для нее с детства это привычная ситуация. Напротив, девушка из непьющей семьи будет избе- гать отношений с пьющим мужчиной, так как для нее норма — это трезвость. Выполнив задание, предложенное далее, вы сможете сами отследить поведенческие реакции, скопированные вами у родителей. Эмоциональные проявления Если у самих родителей есть зажатые эмоции, то им будет дискомфортно наблюдать проявле- ние эмоций у ребенка. Малыш это усваивает и со временем регулирует свой эмоциональный фон до среднего значения в семье. Такое часто можно наблюдать, когда у эмоционально зажатых родите- лей вырастают эмоционально зажатые дети. Отношение к различным категориям людей Элементарный пример, когда родители, встре- чая своих знакомых, улыбаются им в глаза, а за глаза говорят про них гадости. То же бывает по отношению к начальству, к более состоятель- ным и успешным людям и так далее. Аналогичная привычка неосознанно может «прилипнуть» и к ребенку.