Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

"Ценности иудаизма и их обновление"

«Ценности иудаизма и их обновление» * Рав Каплан ставит принципиальный вопрос: должна ли религия меняться, или же достоинство религии это неизменность? И дает однозначный ответ: чтобы выжить религия обязана измениться. Религия, которая не меняется — просто становится мертвым музейным экспонатом. (в скобках я бы заметил, что возможно это есть спор между «саддукеями» и «фарисеями». Саддукеи призывали держаться за «букву» закона. Фарисеи же видели за буквой закона его дух. То есть снова это спор между теми, кто хотел «законсервировать» иудаизм и теми, кто выступал за его развитие). Если пойти еще дальше — когда рабан Йоханан бен Закай распускает слух о своей смерти, и его выносят из города, и потом он просит Явне и мудрецов — это своего рода аллегория, что старая религия умерла, и нужно вынести ее из Иерусалима. И основать новую на новом месте… Не читайте дети Мордехая Каплана…. Дальше цитата. Ilya Dvorkin как раз твоя тема «Многие считают, что религиозная истина отличается от истины физического мира тем, что она абсолютна и неизменна. Для них, основа религии по самой своей сути принадлежит к вечным истинам, ибо если нет – это иллюзия. Изменения в обстоятельствах мира или в путях нашего мышления, по их мнению, не должен влиять совершенно на религиозную традицию. С теми, кто так считает, нет смысла спорить. Весь путь современного мышления должен отвергнуть это мнение как ложное. Поскольку мы склонны выступать против разделения истины на различные «отделы», и требовать, чтобы все идеи соответствовали друг другу и дополняли друг друга – мы обязаны потребовать от религии, чтобы она была органически связана с остальными частями нашей жизни, и активно участвовала в них в своем внутреннем переживании. Поскольку остальные специальности человеческой жизни изменились, у религии нет выбора, но только измениться вместе с ними. И поскольку все специальности человеческой жизни изменились, невозможно перенести религию как она есть из одной эпохи в последующую, если только не заморозить ее совершенно. Если мы встречаем религию, которая сохранила свою жизненность, перейдя в новую эпоху, ясно нам, что в ней произошло изменение сущности. Если ее Тора и Заповеди, сохраняют свою актуальность после того, как изменился порядок жизни, который породил их, это только потому, что сами эти ценности не таковы, как они были изначально»