Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

09

Одно напротив другого сотворил Всесильный. Это означает что у каждого качества в святости есть его противоположность в другой стороне. Различение между этими двумя — иногда совершенно неочевидно. Говооится в Завещании Баал Шема что иштавут, когда да и нет равны — это высшая ступень святости. Однако есть такой иштавут когда все по по барабану. Когда ничего не может меня сдвинуть с места и начать действовать. Как различить? Различение это даат. Даат это аргаша. Чувство. Не всегда различимо формально логически.
Я часто спрашиваю себя: почему сегодня на русской улице (особенно хабадской) так много шлухим и активистов, и так мало людей возвращаются (некоторые даже утверждают, что кирув вообще не ставит целью «затшувить» человека)? Возможно, этот текст Авраама Лишфица дает ответ: http://chassidus.ru/library/lifshitz/yedid-nefesh.htm ====================================== Чтобы сделать тшуву — нужно снять маску. Мы же поняли тшуву (особенно с началом «перестройки» и нашествием американцев и израильтян), как необходимость надеть некую, правильную по чьему-то представлению, маску.
И еще про маски и маскарад. Иногда — «замаскировавшемуся» хасиду мало одеть маску на самого себя. Ему еще требуется одеть маску на своего Ребе. Иначе ему будет скучно на карнавале. В прошлом поколении — одели маску «Мошиаха» на Ребе. В этом — одевают на рава Гинзбурга. А нафига, спрашивается? По поводу Ребе — что было то прошло. По поводу рава Гинзбурга — безумно обидно. Я еще помню замечательные фарбренгены в Ицгаре в Хол аМоэд Суккот. Вместо этого в последние годы делают этот непонятно кому нужный карнавал вместе с равом Арушом. Зато толпа народу. Зато наш «Ребе» самый крутой… А на йуд тес кислев — можно не сомневаться — несколько актививтов обязательно подготовят очередную коронацию….
Рав Кук где то пишет о том что вера большинства людей чисто воображаемая. Какая разница воображаемая или нет? Ведь если я воображаю нечто правильное то все ок, так? Так да не так. В реальной вере есть очень большой хесед Свыше. В воображаемой нет. Пожтому ра самом деле фанатики не верят в Бога. Если бы верили, если бы удостоились искры света Свыше — они бы уже перестали быть фанатиками… шана това!
«עיקר דרך הבעל שם טוב — לראות את הטוב שבכל דבר (ובכל מה שעובר על האדם בחייו) — לא להיות בקורתי מדי לגבי עצמך וכל שכן לגבי הזולת וקל וחומר לגבי הקב»ה. גמר חתימה טובה.» הרב יצחק גינזבורג שליט»א ================== Основа пути Баал Шем Това — видеть добро в каждой вещи (и во всем, что происходит с человеком в течение жизни). Не быть слишком критичным — ни в отношении самого себя, и тем более в отношении другого, и уже точно в отношении Вс-вышнего. Гмар Хатима Това Рав Ицхак Гинзбург Шлита אשרינו שזכינו לרב כזה!
Возможно, что спор между сторонниками и противниками капарот это по сути спор о содержании тшувы и десяти дней тшувы особенно. Если это нечто чисто духовное — то да, причем здесь бедные птицы. Если же исходить из того что тшува и 10 дней раскаяния должны воздейтвовать также на физический уровень — то да, принцип подобия являетмя одним из самых мощных законов этого мира. И тогда замена подобного подобным — «этот петух… а я… к вечной жизни» выглядит пр емлемым и логичным. Собственно, это классика спора между «рационалистами» и каббалистами. В отличие от того, что принято обычно думать, каббала (это от Йегуды Ифраха я в основном выучил) как раз интересуется физическим миром, а не только чистой духовностью. Поэтому первые алиет в Эрец были чисто каббалистическими и т.д.
После-Йомкипурское. В знаменитом маамаре Ребе «Бати леГани», с которого, собственно, началось «официальное» руководство Ребе, многократно упоминается имя Цва-от. Гашем Цва-от. Б-г Воинств. И Ребе приводит в маамаре три объяснения на слово «цава». Первый, «Цивот Гашем», «воинства Вс-вышнего. Второй, от слова «цивьон», «воля», благоволение. Третий, от языка «הלא צבא לאנוש עלי ארץ» — «цава» от языка «установленное время». Этот маамар — программный. И все эти три значения слова «цава» — тоже программные.
После-йомкипурское 2 ============================ Есть замечательная майса про р. Шмуэля Мункеса, иллюстрирующая, на мой взгляд, один из основных принципов хасидизма. Вообще р. Шмуэль был человек экстравагантный, и не раз позволял себе разного рода выходки «на грани фола». Но на этот раз он превзошел самого себя… Компания хасидов сидела на хасидском застолье. Уже налиты бокалы, уже даже наполовину опустошены. Застолье в самом разгаре. Но где же закуска? На закуску хозяйка приготовила что-то очень вкусное — кажется, жаркое. Запах его раздается из кухни. Но его не несут и не несут. Хасиды отправляют р. Шмуэля в разведку. Он возвращается с кухни с жарким. Но почему то вместо того, чтобы поставить его сразу на стол — он начинает с ним танцевать. Отплясывает вокруг стола под возмущенные возгласы честной компании. Крики возмущения становятся все громче, как и пляска р. Шмуэля. В какой то момент р. Шмуэль спотнулся и … жаркое оказалось на полу.
После-Йомкипурское 3 ============================= Йом кипурское чтение Торы говорит — и много — про… секс…. Самый святой день года. Подобны ангелам. И, извините, секс? Да еще какой! Сначала подробно перечисляются щапрещенные связи между близкими родственниками. Под конец (минха) идет запрет мужеложества и скотоложества. Почему? Можно предположить несколько ответов. Есть правило у Хазаль, «эйн апотротпос леарайот». Другими словами человек не может поручиться что «со мной это никогда не произойдет».
Вспомнилось… Как то на одном уроке Йегуда затронул интересную тему. Кто следит за прессой — где то с пол-года назад прошумело одно громкое дело. Одной девушке приснилось, что отец ее в детстве изнасиловал. Со всеми подробностями. Доказательств не было никаких. Зато был подробнейший сон. Дело кончилось тем, что отца посадили, причем на много лет. Йегуда прокомментировал эту печальную историю в том смысле, что это полное безобразие. И что нельзя судить на основании снов. И что любой психолог об этом скажет.
Хазаль говорят что лешон а-ра убивает троих. Того кто говорит, того кто слушает и того о ком говорят. Две первые части вроде понятно. Но тот о ком говорят то причем здесь? На днях поневоле пришлось стать участником довольно жестокого эксперимента, проливающего свет на третью часть. Сидим значит с мужиками на Рош аШана выпиваем как водится. Говорим о том о сем. И вдруг один мой хороший товарищ и вообще хороший человек говорит мне, понижая голос до полутонов: а ты знаешь, говорит, о тебе тут слухи разные ходят… Я говорит им не верю, но вот слушок…
Среди учеников Баал Шем Това ходила фраза, что «молитва без дурных мыслей — не молитва». Ты помолился и тебе в голову не пришло ни одной постыдной мысли? — Ты, конечно, молодец. Ты просто не молился… Ну хорошо, положим, Алтер Ребе пишет в Тании «не будь дураком и не занимайся подъемом дурных мыслей в молитве» — Йегуда Ифрах считает этот вопрос — отношения к подъему дурных мыслей — одним из ключевых различий между хасидутом Баал Шем Това и хасидут Алтер Ребе — так что, скорее всего, нам не следует увлекаться подъемом дурных мыслей —
Я очень хорошо помню как я делал тшуву в свои 19 лет — в одной известной московской «литовской» компании… Сначала меня уговорили соблюдать кашрут. Потом шабат. Потом брит. Полгода спустя я уже был вполне религиозным, на радость кирувившим меня литвакам… Только потом все это вылилось в тяжелейшую депрессию, последствия которой я испытываю до сих пор. Так что закирувили меня быстро и успешно. При этом нечаянно по ошибке не заметив поломали мою жизнь. Делать этим сеогдня мне особо нечего. Только предупреждать новообращенных: не торопитесь. Двигайтесь медленно и осторожно.
Старый хабадский нигун в замечательном исполнении р. Мордехая Бродского,Дорона Тойстера и замечательного реховотского детского хора под руководством Мордехая Бродского הכנר החסידי ר׳ מרדכי ברוצקי מגיש קליפ סוחף ומרגש לניגון חב״די ישן שטרם זכה לפירסום! לרגל ״זמן שמחתנו״ שנת ״הקהל״ לצפיה בHD
Б-г русских хабадников это как правило Сущность, Суть, Сфира или Маациль. Аспект. Некто творящий чудеса и исцеляющий безнадежно больных. Что угодно кроме личного живого Б-га Можно очень много услышать о воле Б-га и Его наслаждении. И очень мало непосредственного живого чувства Они неивиноваты. Их так научили В кого верят литаим не знаю. Надо спросиь у них. По видимому в основном в ШО и гдойлим ותהי יראתם אותי מצוות אנשים מלומדה. Можно попытаться перевести как «их страх передо Мной стал чем то чему человек способен научить»
Страх («что обо мне скажут», «что обо мне подумают») порождает депрессию. Депрессия порождает эмоциональную зависимость от окружающих. Зависимость источник ненависти. Как разомкнуть этот порочный круг? — Перестать бояться. По крайней мере научиться различать зашкаленный страх. Хасидут Баал Шем Това начинается с «не бойся никого и ничего кроме Вс-вышнего» и «люби каждого еврея» Эти две вещи связаны неразрывно. Покс я боюсь я не способен любить. Чтобы начать любить нужно сначала перестать бояться
Почему Мошиах еще не пришел? Может быть потому, что некоторые особо усердные его последователи пытались притянуть его за уши? И уже сказали Хазал: השבעתיכם בנות ירושלים אם תעירו ואם תעוררו את האהבה עד שתחפץ Невозможно искусственно «пробудить» любовь. Она пробудится. когда она пробудится сама. Невозможно искусственно «ускорить» приход Мошиаха. Он придет, когда он захочет сам. Мошиах это атик. Атик невозможно притянуть за уши.
Вера не находится в душе. Она в теле. Когда тело здорово человек полон веры. Травма приодит к тому что душа покилдает тело. Тогда и тело перестает ощущать веру и смысл. Возвращать веру следует в тело и только потом в душу. В этом смысл хасидут Баал Шем Това и учения рава Кука
На мой взгляд основная причина сфраивания это дисбаланс между внутренней религиозностью обусловленной энергетикой тела и внешней религиощностью предписываемой ШО и общинными нормами. Поскольку для большинства из нас галаха это нечто незыблемое, то человек решает или все или ничего. Или соблюдать или ре соблюдать На мой взгяд лучшее решение не жечь мосты а менять уровень соблюдения в зависимости от внутренней энергетики. Как далекую аналогию можно предложить понятия мойхин дэкатнут и мойхин дэгадлут в хасидизме.