Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Среди учеников Баал Шем Това ходила фраза что "молитва без дурных мыслей - не молитва"

Среди учеников Баал Шем Това ходила фраза, что «молитва без дурных мыслей — не молитва». Ты помолился и тебе в голову не пришло ни одной постыдной мысли? — Ты, конечно, молодец. Ты просто не молился… Ну хорошо, положим, Алтер Ребе пишет в Тании «не будь дураком и не занимайся подъемом дурных мыслей в молитве» — Йегуда Ифрах считает этот вопрос — отношения к подъему дурных мыслей — одним из ключевых различий между хасидутом Баал Шем Това и хасидут Алтер Ребе — так что, скорее всего, нам не следует увлекаться подъемом дурных мыслей — — Однако хочется понять, в чем идея? Почему «молитва без дурных мыслей — вообще не молитва». В чем смысл? Есть фраза, которую Ребе очень часто повторял, и его хасиды повторяют еще чаще — «Тора лешон ораа». «Тора означает указание к действию». Я помню, в свое время, когда я активно занимался пееводами сихот Ребе — эта фраза была одна из тех, которую я никак не мог решить как переводить. «Указание к действию» — вроде бы буквально. Не совсем по-русски. Достаточно тавтологично. Наверное нужно добавить, что תורה היא הוראה במקום ספק דוקא. Тора — указание к действию — когда есть _сомнение_, как поступать. Если нет сомнения — нет Торы. Нет «ораа». А как же с «исталек мин а-сафек» — удались от сомнений? Удались, да. Но вообще без сомнений? — Нет и нет! А как же с «асу сьяг лаТора» — «делайте ограду вокруг Торы»? Ограда тоже нужна. Сафек де-орайта лехумра. Если есть сомнение в заповеди из Торы — следует устрожить. Однако все эти ограничения и ограды лишь уточняют «поле игры» (идея Пети Полонского — лет так …цать назад), но отнюдь не отменяют самой игры. Если кто-то решил, что оградившись от всех сомнений, он уже исполнил всю Тору — ответ — нет и нет! Пример? Самый что ни на есть банальный. Самый что ни на есть жизненный. Среди 36 «критот» (смертных грехов) наверное больше половины связаны с запрещенными связями. После запрещенных связей идет еще туча законов связанных с супружескими отношениями. Если женщина неправильно посчитала «чистые дни», или окунулась в микву и один волос остался снаружи, или под ногтями осталась грязь и т.д. — она не очистилась, и запрещена своему мужу. А если у женщины скоро «месячные» — и они могут наступить сегодня, или завтра, или послезавтра — не следует ли отдалиться все эти дни? Страшно? — Реально, страшно! Что же делать? Вообще не жениться? (ну хорошо, это слишком простой вопрос, ответ известен заранее… Но некоторые особо религиозные баал тшувы, похоже, так и решили поступить) Жениться, и свести отношения с женой к минимуму? Собственно, так и поступают Гурские хасиды, например. Простого ответа нет. Устрожение в одну сторону легко может привести к «облегчению» а то и греху с другой стороны. Еще до женитьбы. Сколько раз встречаться с будущей женой? Одного раза хватит? Какие вопросы задавать? Все эти места, где есть куча сомнений, где зачастую нет однозначного решения, где есть и по сей день разногласия и споры — собственно, это и есть Тора. הוראה במקום ספק דוקא. Одно ясно — новая жизнь, новое качество рождается лишь там, где есть сомнение и опасность ошибиться и упасть.