А что если депрессия - это всего лишь расплата за безверие? Если депрессия - это когда нет сил подняться и изменить что-то в своей жизни - это лишь от неверия в то, что такое вообще возможно.
Я не говорю о вере, как о чем то громогласно заявляемом. Скорее, как о некоей энергии, которая либо присутствует, либо отсутствует, либо присутствует но недостаточно - в моей крови и в моем теле. Речь скорее о вере, которая впитывается с молоком матери, с нулевого возраста. И тогда она присутствует в теле. Или нет - если нет.
Поколение "халуцим", поколение, создавшее Страну - не было "неверующим". Оно не было "маловерным".
Оно не могло удовлетвориться верой в то, что следующий погром (теракт) минует меня и мою семью. Оно верило в то, что еврейскому народу положен национальный дом, в котором он может находиться в безопасности. Эта вера движила Бен Гурионом, когда он отвечал акциями возмездия на теракты.
Неверующими оказались харейдим. Они так и не смогли поверить что это - от Б-га. Что это - настоящее спасение. Они предпочли остаться в гетто, и говорить "агоймел" после очередного миновавшего их погрома.
Возможно прозвучит странно, но на эту Симхат Тору я вдруг понял простую кажется истину. Нет такого понятия иудаизм вообще. Или Хабад вообще. Каждая синагога, каждый рав, каждый город и тем более страна это свой собственный неповторимый вариант иудаизма.
В точности также как один и тот же нигун два разных человека споют совершенно по разному. Один будет орать и фальшивить, кричать и хлопать в ладоши и бить кулаками по столу. А у другого вдруг услышить настоящий нигун, во всей его тонкости и точности.
Что такое вера в Б-га? - Странный вопрос, сколько копий уже изломано, и сколько перьев уже исписано на эту тему. И тем не менее.
Царь Давид говорит в Тегилим: "а-ботеах баГашем хесед йесовевену". "Уповающий на Б-га милостью окружит его".
В хасидуте и каббале понятия "круга" и "линии" - как известно, одни из самых главных понятий вообще. Из вышеупомянутого стиха я могу выучить, что вера (надежда, упование) - это аспект "круга". Разум, как понятно, это аспект "линии" (верх, низ, право, лево и т.д.)
Продолжение предвдущего поста.
Атеизм - в сушности отрицание игуль. Атеизм это только йошер. Очень еврейская черта (народ Израиля это в основном йошер).
Только без игуль это не работает.
Поэтому атеизм панически боится смерти. Ибо это нелогично.
Пожтому атеизм панически боится насилия и несправедливости - ибо это нелогично.
Пожттму атеисту нужно чтобы все проблемы решились как потмановению волшебной палочки
Поэтому победивший атеизм порождает насилие и смерть
Интересная история, услышанная от рава Исраэля Альфенбейна, раввина синагоги Смилянский 13 в Нетании:
В Симхат Тора 5740 (1980) Ребе сказал на итваадут, что каждый, кто принимает на себя в этот момент с полной верой дать на цдаку сумму, значительно превышающую его возможности - отдать пятую часть от суммы, пятикратно большей, которую Вс-вышний ему даст в будущем - пусть напишет на следующий день записку в секретариат. И удостоится получить от Вс-вышнего в пять раз больше, чем сумма, которую он дал на цдаку. И на следующий день многие написали такие записки Ребе. И Ребе "отфильтровал" многие из них, сказав, что не решили во время самого итваадут, ибо в тот момент они не были целиком готовы сделать это, и только потом решили, но тогда уже было слишком поздно... (это на тему что такое вера и как она действует)
Где то год назад мне попала в руки биография рава Горена - первого главного раввина Цахаля.
Одно из самых захватывающих повествований, прочитанных в последние годы.
Как примечательный факт отмечу только, что "ежедневная порция Хитаса" рава Горена - с 12 летнего возраста - составляла 7 страниц Гемары...
А в 16 лет он выпустил свое первое галахическое сочинение - при спонсорской поддержке Бялика, которому молодой "илуй" напоминал Воложинскую ешиву...
А в 30 лет он стал главным раввином Цахала, и оставался им на протяжении 30 с лишним лет.
Как понять где моя религиозность самое оно а где уже зашкаливает? Нааерное так: когда религиозное начинает перевешивать человеческое - это повод остановиться и подумать. Это относится как к разуму так и к эмоциональной сфере. Будь религиощным но постарайся остаться человеком. Можно сказаьь что это саоего рода внутренний диалог который должен постоянно звучать