Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

10

А что если депрессия — это всего лишь расплата за безверие? Если депрессия — это когда нет сил подняться и изменить что-то в своей жизни — это лишь от неверия в то, что такое вообще возможно. Я не говорю о вере, как о чем то громогласно заявляемом. Скорее, как о некоей энергии, которая либо присутствует, либо отсутствует, либо присутствует но недостаточно — в моей крови и в моем теле. Речь скорее о вере, которая впитывается с молоком матери, с нулевого возраста. И тогда она присутствует в теле. Или нет — если нет.
Поколение «халуцим», поколение, создавшее Страну — не было «неверующим». Оно не было «маловерным». Оно не могло удовлетвориться верой в то, что следующий погром (теракт) минует меня и мою семью. Оно верило в то, что еврейскому народу положен национальный дом, в котором он может находиться в безопасности. Эта вера движила Бен Гурионом, когда он отвечал акциями возмездия на теракты. Неверующими оказались харейдим. Они так и не смогли поверить что это — от Б-га. Что это — настоящее спасение. Они предпочли остаться в гетто, и говорить «агоймел» после очередного миновавшего их погрома.
Возможно прозвучит странно, но на эту Симхат Тору я вдруг понял простую кажется истину. Нет такого понятия иудаизм вообще. Или Хабад вообще. Каждая синагога, каждый рав, каждый город и тем более страна это свой собственный неповторимый вариант иудаизма. В точности также как один и тот же нигун два разных человека споют совершенно по разному. Один будет орать и фальшивить, кричать и хлопать в ладоши и бить кулаками по столу. А у другого вдруг услышить настоящий нигун, во всей его тонкости и точности.
Что такое вера в Б-га? — Странный вопрос, сколько копий уже изломано, и сколько перьев уже исписано на эту тему. И тем не менее. Царь Давид говорит в Тегилим: «а-ботеах баГашем хесед йесовевену». «Уповающий на Б-га милостью окружит его». В хасидуте и каббале понятия «круга» и «линии» — как известно, одни из самых главных понятий вообще. Из вышеупомянутого стиха я могу выучить, что вера (надежда, упование) — это аспект «круга». Разум, как понятно, это аспект «линии» (верх, низ, право, лево и т.д.)
Продолжение предвдущего поста. Атеизм — в сушности отрицание игуль. Атеизм это только йошер. Очень еврейская черта (народ Израиля это в основном йошер). Только без игуль это не работает. Поэтому атеизм панически боится смерти. Ибо это нелогично. Пожтому атеизм панически боится насилия и несправедливости — ибо это нелогично. Пожттму атеисту нужно чтобы все проблемы решились как потмановению волшебной палочки Поэтому победивший атеизм порождает насилие и смерть
Интересная история, услышанная от рава Исраэля Альфенбейна, раввина синагоги Смилянский 13 в Нетании: В Симхат Тора 5740 (1980) Ребе сказал на итваадут, что каждый, кто принимает на себя в этот момент с полной верой дать на цдаку сумму, значительно превышающую его возможности — отдать пятую часть от суммы, пятикратно большей, которую Вс-вышний ему даст в будущем — пусть напишет на следующий день записку в секретариат. И удостоится получить от Вс-вышнего в пять раз больше, чем сумма, которую он дал на цдаку. И на следующий день многие написали такие записки Ребе. И Ребе «отфильтровал» многие из них, сказав, что не решили во время самого итваадут, ибо в тот момент они не были целиком готовы сделать это, и только потом решили, но тогда уже было слишком поздно… (это на тему что такое вера и как она действует)
Где то год назад мне попала в руки биография рава Горена — первого главного раввина Цахаля. Одно из самых захватывающих повествований, прочитанных в последние годы. Как примечательный факт отмечу только, что «ежедневная порция Хитаса» рава Горена — с 12 летнего возраста — составляла 7 страниц Гемары… А в 16 лет он выпустил свое первое галахическое сочинение — при спонсорской поддержке Бялика, которому молодой «илуй» напоминал Воложинскую ешиву… А в 30 лет он стал главным раввином Цахала, и оставался им на протяжении 30 с лишним лет.
Как понять где моя религиозность самое оно а где уже зашкаливает? Нааерное так: когда религиозное начинает перевешивать человеческое — это повод остановиться и подумать. Это относится как к разуму так и к эмоциональной сфере. Будь религиощным но постарайся остаться человеком. Можно сказаьь что это саоего рода внутренний диалог который должен постоянно звучать