Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Суббота гл. Ницовим, 5683

Сефер мааморим 5683

Ки имхо гаслихо лемаан тиворей[1], и вот, Довид, царь Израиля, корень которого – в малхус дэАцилус[2], молит и просит милосердия от лица Его, благословен Он, чтобы он простил и искупил за все грехи и прегрешения, что грешили сыны Израиля перед Ним, благословен Он, ради чего? – лемаан тиворей, для того, чтобы был привлечен страх перед Ним, благословен Он, среди Израиля, и это как объясняет Ибн Эзра, что когда Ты простишь мой грех, услышат грешники и вернутся также они, и оставят свой грех, а если Ты не простишь – не будут бояться Тебя, и будут делать все, что они пожелают, по всем желаниям их души; и, поскольку Свыше намерение, чтобы человек шел по доброму пути, а если он согрешил – чтобы он сделал тшуво, и как сказано «эмойр алейhем, хай они, неум Гашем Элойким, им эхпойц бемойс hорошо, ки им бешойв hорошо мидаркой вехойо[3]«, «шуву шуву мидархейхем..». И поэтому смысл этого посука, таков он, «ибо с Тобой – прощение», и поэтому прости мне, чтобы убоялись Тебя. И нужно понять, в чем идея объяснения, что умножит прощение, ради того, чтобы был страх перед Ним, ведь на первый взгляд, логика говорит об обратном, что когда управление осуществляется по линии милосердия, тогда не будут в такой степени бояться согрешить? И хотя тот, кто говорит «согрешу и покаюсь» – не помогают ему сделать тшуво, тем не менее, если он не говорит «согрешу и покаюсь», но управление мерой милосердия в общем может привести к некоторому ослаблению и уменьшению в страхе перед грехом. И еще, что приводится в Мидраш Раба (в идее творения миров)»Сказал Вс-вышний – если Я сотворю их мерой милосердия – велики будут их грехи», ибо мера милосердия приводит к уменьшению страха, а «страх перед грехом» означает, что следует бояться самого греха, и если так – то что означает объяснение, что Он, благословен Он, умножает прощение, для того, чтобы был страх, и на первый взгляд, это объяснение больше подходит для любви, что умножит прощение, и поэтому будет любим в большей степени. И также объясняет Ибн Эзра, что то, что услышат и вернутся также они – это больше относится также к идее любви, ибо, когда баал тшуво пробуждается, чтобы сделать тшуво, это потому, что есть у него желание в этом, и когда это будет не так тяжело, и быстро простит ему, без того, что потребуется множество просьб и молитв, это приводит к любви и приближению к Тому, кто прощает, и если так – каким образом это есть объяснение для йиро[4]. И из общей темы Писания понятно, что поскольку основа служения – это страх, и «лемаан тиворей» – означает, чтобы был истинный страх, — ради этого стоит простить, что понятно отсюда, что столь велико достоинство йиро, что ради этого стоит умножить прощение, только и исключительно ради «тиворей». И нужно понять, ведь служение любви – это тоже цельное служение, и есть в нем порядок, «веоhавто[5]бехол левовхо[6]…», и в чем величие достоинства страха, вплоть до того, что ради этого стоит простить.

Но идея этого, ибо объясняет Ибн Йехия, что Ты должен простить, и с тобой подобает быть мере прощения, лемаан тиворей, ибо раб, который согрешил своему господину, если он знает, что его господин милостив, то подчинится перед ним (т.е., это сознание, что раб знает, что его господин милостив, это приводит его к двум вещам: первое, что подчинится перед ним, и второе — что признает и исповедуется в своем грехе, что он согрешил, ибо, поскольку он находится в движении подчинения, то он признает грех, что он согрешил перед своим господином, и поэтому следствие этого будет) вернется к нему и помилует его (ибо природа милосердного миловать) и простит его грехи, и если знает (раб про своего господина) что он жесток, и не прощает, (тогда раб, даже если он сознает и исповедуется в своем грехе, то также тогда со стороны жесткости и тяжести своего сердца в его сущности) не подчинится перед ним (перед своим господином), и кол шекен[7] дэпокар тфей[8]. И это подобно тому, что сказали РаЗаЛ, (Хагига 15, 1) по поводу Ахера, что сказал ему рабби Меир, «вернись», сказал ему, что слышал из-за завесы, «шуву боним шойвевим[9]» – кроме Ахера, сказал – «раз уже изгнан тот человек из того мира – пусть получит удовольствие от этого мира», и он вышел на тарбус роо[10]. И поэтому — Ты должен простить, ибо, поскольку воля Свыше — это чтобы было поведение человека как нужно, и принимают его в тшуво[11], как говорилось выше, и имхо[12] именно — подобает быть мере прощения. И это подобно тому, как объяснил Лвуш от имени своего учителя, Магаршала, «ки имхо гаслихо», прощение – оно только с Тобой, и нет у тебя никакого препятствия, чтобы простить, ибо это не похоже, как это у земного царя, что когда согрешит человек перед ним и просит его прощения, хотя царь желает простить ему, но есть в этом несколько препятствий, и различные порядки, прежде всего, законы страны, ибо иногда есть препятствие со стороны того, чтобы не увеличилось число грешников, и они нарушат порядки страны, и иногда есть другие препятствия, и как правило, прощение зависит от министров и советников царя, но «имхо hаслихо» – ибо у Тебя нет никакого препятствия совершенно, что понятно из его объяснения, что прощение приходит от аспекта ки лой одом hу[13], то, что выше системы мироздания. И тогда нужно сказать, что «лемаан тиворей» означает, страх перед Сущностью Его, благословен Он, и тогда «ки имхо hаслихо лемаан тиворей» означает, что для того, чтобы достичь аспекта лемаан тиворей, что это есть страх перед ацмус[14], это посредством ки имхо hаслихо, посредством того, что умножит прощение, и т.е., что посредством того, что умножает прощение, тогда возможно достичь этого аспекта страха.

И чтобы понять это, нужно объяснить в соответствии с примером, который привел Алтер Ребе, как человек, который должен большую сумму денег, и нет у него возможности заплатить весь долг, но только половину, и он человек честный, что прямота его сердца побуждает его заплатить весь долг, но нет у него возможности заплатить, но только половину, и даже половину он может заплатить в один прием, но только понемногу в течение многих лет. И если тот, кому он должен это добрый человек, и соглашается с человеком, что заплатит ему столько, сколько он может заплатить — только половину своего долга, и также эту половину он будет платить таким образом, как он может, понемногу в течение многих лет, тогда должник старается всей своей силой заплатить весь свой долг, и поскольку он честный человек, и действительно, со стороны прямоты своего сердца он хочет заплатить весь долг, но нет у него возможности, и если человек, которому он должен, приближает его, это приводит его к тому, что он еще больше старается, и даже может быть, что он сможет заплатить весь долг, или, в любом случае, больше, чем он думал изначально. Но если человек, которому он должен, это жестокий человек, и он хочет, чтобы ему заплатили весь долг, и единовременно только, то должник опускает руки, и мысли его путаются, и он не заплатит ничего. И подобно этому в идее тшуво – что мы говорим «ватламдейну Гавайе Элойкейну леhисвадойс лефонехо… лемаан нехдал меойшек йодейну[15]«, ибо, человек, который должен, и не платит, называется ашкон, но посредством «и Ты научил нас… исповедоваться перед Тобой», и Ты прощаешь нам, и разрешаешь нам вернуть долг настолько, насколько мы можем, и также это – понемногу, посредством этого – «нехдол меойшек йодейну», что это прощение дает силу и мужество, чтобы приложить все усилия, чтобы выплатить весь долг.

И объяснение этого, ибо каждый и каждый из Израиля, когда его душа опускается, чтобы облачиться в тело, становится должником, ибо он обязан исполнять все заповеди, и заниматься Торой и молитвой, и осветить мир, ибо сказано «берейшис боро Элойким[16]«, что Тора и Израиль называются «рейшис[17]«, и ради них создан мир, что Израиль посредством Торы освещают мир, ибо душа называется «нейр[18]«, и подобно тому, как свеча освещает дом, также душа должна освещать мир, и когда душа опускается, человек становится должником, и начало его служения – чтобы очистить хумриюс[19], для того, чтобы он смог воспринять свет Торы, ибо конечная цель в том, чтобы также животная душа пришла к любви к Вс-вышнему, а животная душа – хумри, грубо-материальна, и поэтому начало работы – сломать хумриюс и авиюс[20] животной души, что это есть аспект несиро[21] в служении, что это также по закону Торы, ибо все дела человека они по Торе, и сказано «веТойро – ойр[22]«, что посредством изучения Торы, и в особенности, устанавливая времена для изучения Торы (что сама идея квиюс[23] – это большое дело, и т.е., как квиюс в месте, так и квиюс во времени, это указывает, что идея изучения Торы крепко установлена в душе, и это основа и цель всего), и посредством этого освещают мир. И это «охойр вокедем цартони[24]«, ибо человек предшествует всему творению, поскольку он – основа и цель всего творения, ибо все творение – ради него. И поэтому он «после» творения — что нашел все приготовленным перед ним. И как это в материальности, также это в духовности, что все приготовлено перед ним, ибо все гилуим[25] и ойройс[26] Свыше – все это ради души человека, чтобы он смог исполнить идею и намерение творения, что это есть идея масбиин ойсой[27] – язык сытости, что насыщают его и дают ему возможность, чтобы он смог достичь бирур[28] и зикух[29] как в самом себе, так и в своей доле в мире. И поэтому, пусть человек не падает духом, ибо тот, кто знает и понимает сущность своей животной души, и видит, что во зле он, рахамоно лицлан, что его животная душа, кроме того, что она по своей природе грубо-материальна, но она подстрекает его и соблазняет его (и иногда также действует на него, хас ве-шолом, как известно ему самому) на дурные дела, рахамоно лицлан, ибо в действительности, он должен знать, что есть у него силы на это, чтобы очистить его и исправить его и перевернуть из одной сущности в другую действительно, и как сказано «лефум гамло шихно[30]«, что тот, тело кого грубо, и животная душа его очень тупа, неизбежно, что также его Б-жественная душа очень высока и сильна, и что она может справиться также с такой грубой животной душой. И это есть идея несиро в служении, чтобы сломать грубость и тупость животной души, и произвести очищение и исправление своего тела, и после этого – Тойро ойр, что Тора освещает его душу и его долю в мире, и этим он добивается (посредством того, что Б-жественная душа одевается и постоянно работает с животной душой), что также животная душа придет к тому, чтобы любить Вс-вышнего, что тем самым исполняется Высшее Намерение – «пожелал Вс-вышний, чтобы было у него жилище в нижних».

И вот, в идее несиро…

И спрашивает в Ор аТойро там, и где же указание на несиро в Торе. Но идея, в соответствии с тем, что говорится в Геморо, одна из мидойс, с помощью которых толкуют Тору, это «гойрин умойсифин ведойршин[31]«, и как сказано… Подобно этому было несиро в Одом Ришойн. И то, что сказано «гойрин вемойсифин ведойршин», укаывает на человека внизу, тем более, если он баал тшуво. И известно, что одно из качеств баал тшуво – это изменение его дел, что он изменит свои дела и свои пути, что это есть идея оставления греха практически, и способ изменения должен быть таким, что изменит от края к краю. И вот, баал тшуво, пока он был на своем старом, испорченном пути, его сердце было как камень, и шел по желаниям своего сердца, что нет преграды его духу совершенно, даже в вещи, в которой он сам знает, что это необходимо ему совершенно, и он знает, что то, что не исполняют его желание и просьбу, это из-за его дурных дел (или это как наказание, хас ве-шолом, или препятствие и т.д.), и тем не менее, он не может удержать себя в этом из-за распущенности своего сердца (ди эцем вилдкайт фун ди hарцн), и своей привязанности к делам этого мира и его грубой материальности. И поэтому, когда он возвращается к Вс-вышнему, прежде всего, он должен отдалиться совершенно от вещей, в которых он был до сих пор, и «уходи, уходи, говорят назиру». И это есть идея «гойрин», что должен уменьшить и удалиться как можно дальше от своих прежних дел, и вести себя противоположно тому, как он вел себя прежде, ибо сначала он был в сильном зле, что не волновало его ничего, не говоря уже о Б-жественной идее, но даже логика не воздействовала на него, чтобы задержать его от распущенности его сердца, и он как животное действительно, с большой силой, что это есть его природная сила, и после этого, когда он пробуждается, чтобы делать тшуво, то он должен изменить себя, чтобы быть с большой силой в делах святости, и каждое слово Торы и Б-жественная идея воздействует на него и приводит к большому сдвигу в его душе. Однако все это – природная сила, которая перевернулась в святость, и следует перевернуть ее из одного маhус в другой, чтобы эта сила стала силой в святости, и в гораздо большей степени, что это есть идея «умойсифин», т.е., что в вещах, от которых он был отдален, теперь он будет приближен к ним больше, чем другой человек. Ибо баал тшуво, пока он был в своем прежнем испорченном состоянии, он был совершенно удален от Б-жественности и Б-жественной идеи, ибо основная его идея была, что он идет в распущенности своего сердца (то, что называется захус hалейв, сердце открыто и желает всего, и как объясняется в Дерех Хаим), и он связан рахамоно лицлан, со всеми грубо-материальными вещами, и это вся его идея, и Б-жественная идея не «прилипает» к нему, и тем более, чтобы быть какому-то чувству битуль[32], что к этому он не имеет отношения совершенно, и, когда он приходит к тому, чтобы совершить тшуво, то первым делом, вещи, от которых он был отдален (совершенно), он теперь будет приближен к ним больше чем другой человек, и это есть основная идея тшувы, больше, чем все посты и истязания плоти. И это есть работа баал тшуво, в течение всего дня, с того момента, как он встал рано утром, до того, как он ложиться спать, исследовать и надзирать над собой, чтобы измениться во всех своих делах и путях действительно, что то, что было изначально близко, теперь будет совершенно удалено, и то, что было удалено изначально, что к нему это совершенно не «клеилось», в Б-жественности и Б-жественных делах, сейчас будет наиболее приближенно. И на это сказали «гойрин умойсифин ведойршин», т.е., что баал тшуво должен заботиться, чтобы в его делах был аспект несиро, т.е., чтобы он заботился уменьшить от дел этого мира и материальных страстей, и излишеств и всех разрешенных вещей, и только удовлетворять себя необходимым для существования его души и своего здоровья, и на каждую вещь он должен судить, нуждается ли он в этой вещи, и будет устрожать с самим собой в наибольшей степени, и в каждой вещи будет его стремление сломить роцон[33] в этой вещи, ибо великая основа в баалей тшуво – что он должен сломать свои желания, и как говорится в Шаарей Тшуво рабейну Йона, что баал тшуво должен сломать свои страсти, что все, чего он хочет и стремится, даже из разрешенных вещей, отдалится от них, поскольку страсть – это то, что привело его к греху (и она именно) причинила зло его душе, чтобы нарушить волю Вс-вышнего, и поэтому, когда он возвращается к Вс-вышнему, он должен сломать основную причину, которая привела его к удалению ит.д.

И ломка – посредством отдаления в действительности, не делать то, что он хочет, что посредством этого именно будет сломлен дух тааво, ибо подобно тому, как посредством того, что он использует свои природные жиовтноые силы, посредством этого они усиливаются, что причина усиления природных и животных сил – это посредством пользования ими. Ибо сказал Рав (Брахот 61, 1) дурное начало подобно звув – мухе, и сидит между двумя входами сердца. И звув – числовое значение «тойв», ибо дурное начало говорит человеку, что оно ищет его блага, и поэтому оно не приходит в начале чтобы обмануть его в тяжелых грехах (и как известно, что в его ступенях оно называется «идущим», «стоящим» и «сидящим», что сначала это как бы мимоходом, и потом – задерживается ненадолго, и после этого становится «йойшев» – находится внутри него постоянно), но в легких вещах. Ибо первым делом показывает ему ганохос hоойлом, и приводит человека к общему охлаждению (показывает ему, что есть хорошо в глазах мира, и что есть плохо в глазах мира), и само собой – торговля – это необходимо, и поскольку необходимо этим заниматься, то порядок мира – так и так, и показывает ему, что в занятии бизнесом нужно делать так и так. И как мы видим воочию в нескольких людях, что когда он приходит к занятию своим бизнесом, изменяются его моральные качества, и разрешают себе лгать и т.д. И кроме того, что посредством такого поведения входят во владение животной души рахамоно лицлан, и забывается из его сердца вся истина, что «уверахехо Гавайе Элойкехо бехол ашер таасе», кроме этого, он становится обладателем дурных моральных качеств – лжи и обмана и т.д., и он напряженно трудится в своем бизнесе, и он не может установить время для занятия Торой, и также молитва у него – не постоянно и быстро, ибо властвует над ним его животное начало, и «велтике ганохос», но, поскольку оно (животное начало) еще не укоренилось, поэтому он еще соглашается на молитву в общем, но бросает в него стрелы и камни, посторонние мысли, и иногда человек вспоминает, что он не должен сейчас думать об этом, ибо это время молитвы, и в этом побеждает его животное начало, говоря, что это очень важно для него, и когда он заработает прибыль, то он сможет дать больше цдоко, и само собой, кроме того, что мешает ему в молитве, оно также не позволяет ему установить время для изучения Торы, говоря, что он – бизнесмен, и даст на цдоко. И так ведет его от падения к падению рахамоно лицлан, пока не появляется убеждение, что в бизнесе нужно напрягать все свои силы, но установить время для изучения Торы он не может, ибо у него нет времени, и в хаосе он идет, и впустую он проводит свои дни и годы, вплоть до того, что со временем он вглядывается в собственную сущность, и очень удивляется и потрясен этим, как он пришел к такому положению и состоянию, чтобы его природные животные силы стали так сильны, а его духовные силы столь ослабли, и причина всего этого – это только частота использования. И подобно тому, как посредством использвоания природные силы усиливаются, подобно этмоу в обратную сторону, посредством отсутствия использования будет сломлен дух природной страсти, и отсутствие использования – означает – таки не делать практически, а не так, как ошибаются те, кто ошибаются в служении, и думают, что когда они добиваются у себя, чтобы не делать этого дела (как еда, питье, речь и т.п.) от всей души, то он уже добился очищения и исправления. Кроме того, что еще есть очень большое сомнение, действительно ли добились этого у себя, чтобы было без чувства, кроме этого, посредством этого они не добились самого главного – сломать роцон, что именно этим будет сломлен дух страсти.

И вот, подобно тому, как баал тшуво, основное – чтобы он уменьшил от сил своей животной души, и добавил к Б-жественной душе, подобно этому это в каждом человеке, в начале своего служения он должен «отрезать» и уменьшить от страстей своей природной души, что это есть аспект шиххи амех увейс ових[34], т.е., выход из предшествующей привычки, что это есть начало работы, убрать хумриюс и гасус зла (и так это было у хасидов предшествующих поколений, что приближаясь к Вс-вышнему, чтобы заниматься авойдо[35], началом работы было, что делали соглашение в своей душе, что всякая разрешенная вещь, но есть у него какое-то желание и стремление сердца к этому, не будет делать это, и посредством этого достигалась швирас тааво, и преуспели в этом весьма, то, что швиросон hи таконосон[36], что посредством этой швиро[37] они сделали основу и корень для последующего исправления, чтобы было цельное служение во всех их делах). И это есть «гойрин», что нужно уменьшить распространение животной души.


[1] «Ибо у Тебя прощение, дабы благоговели пред Тобой.» (Тегилим 130, 4)

[2] Сфира малхус мира Ацилус

[3] «Скажи им: жив Я, – слово Г-спода Б-га! Разве Я хочу смерти нечестивого? Только лишь возвращения нечестивого с пути его. И будет жить! Вернитесь, вернитесь с путей своих дурных, – и зачем умирать вам, дом Йисраэйля?!» (Йехезкель 33, 11)

[4] Йиро — Страх

[5] «И люби» (Воэсханан 6, 5)

[6] «Всем сердцем твоим» (Воэсханан 6, 5)

[7] Тем более

[8] Станет еще более распущенным

[9] «Возвратитесь, сыны-отступники» (Йирмийа 3, 22)

[10] дурной путь

[11] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[12] с Тобой

[13] «Ибо не человек Он» (Шмуэль Алеф 15, 29)

[14] Сущность

[15] и Ты научил нас Вс-вышний, Б-г наш, исповедоваться перед Тобой… ради того, чтобы прекратили мы от грабежа руки наши»

[16] «В начале сотворил Вс-вышний» (Берейшис 1, 1)

[17] Начало

[18] Свеча

[19] Грубая материальность

[20] тупость

[21] «Распиливание»

[22] «Ибо заповедь – светильник, и Тора – свет,» (Мишлей 6, 23)

[23] установление (времени для изучения Торы)

[24] «Сзади и спереди Ты сотворил меня» (Тегилим 139, 5)

[25] Гилуим — Раскрытие (света)

[26] Мн. число от «ойр«

[27] «насыщают его»

[28] Очищение (мира)

[29] очищение

[30] «По верблюду — ноша»

[31] «уменьшают и добавляют и толкуют»

[32] Битуль — Подчинение, самоустранение

[33] Роцойн — Воля, желание

[34] «Забудь народ твой и дом отца твоего» (Тегилим 45, 11)

[35] Авойдо — Работа; служение.

[36] их разбиение — это их исправление

[37] Разбиение