Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Дополнения: Ночь Симхас Тойро 5682

Сефер га-мааморим 5683, дополнения

Стр. 264

…мы увидели ойр пней мелех хаим[1], хотя нельзя сказать про нивро[2] поскольку ойр пней мелех хаим говорят о малхус Эйн Соф, но, тем не менее, мы видели ойр пней мелех хаим.

стр. 267

Йуд тес кислев (5683?)

Диврей Элойким хаим нужно говорить диврей hарав[3] мамош[4]. В это включаются все напечатанные книги, как Тора Ор и Имрей Бино (но не книги хасидов, которые напечатаны), также письма наших святых учителей, и тот, кто не будет делать так, он должен знать, что лой йойве Гавайе слойах лой[5] вовеки веков, и я хочу, чтобы это услышали во всех концах земли.

(и спросил один, что делать, если я должен говорить ДАХ таким образом, ибо нет у меня так много друшим, которые можно сказать перед баалей батим, и ответил:) почему ты не можешь сказать «сказали РаЗаЛ Вс-вышний не приходит в тируния», и маамар РНА, повтори семь раз, сорок раз, пока он не услышит (биз эр зол дерhерн), и для того, чтобы дерhерн, нужно сначала крейнкен ун вейтикн ун ойсвейнен зих гут ин тикун хацойс, тикун хацойс — это не обязательно 12 часов, это может быть пять часов, также в крияс шма и молитве, и после этого говорить хасидус, не выходить[6] с бородкой и с гартл, и пусть он меня слушает, почему ты не должен слушать от другого, для кого говорят хасидус — для нешомо, нешомо — слава Б-гу, есть такие, что у них светит свет души в теле, но это только отсвет души, эцем ганешомо — в брия, а для хайо йехидо что хайо йехидо — в Ацилус, само собой, нужно сначала иметь гахоно (ойсвейнен нужно, но другой не должен знать, для другого нужно выходить с улыбкой). Не требуют от Вас, чтобы у Вас был циюр в этом вопросе, например идея кав — не требуют, чтобы это зол ництаер верн, и иметь в голове немного циюр, что есть кав, это не относится к вам, вы будете ждать до семидесяти лет, вы тоже к этому не придете (вет ир ойх нит цукумен), это имеет отношение к царской фамилии. (Сказал про ДАХ, который он сказал) вы можете знать, сколько труда я имел на этот маамар, когда я вспоминаю, что Ребе говорил хасидус, Мителер Ребе говорил хасидус, и Ребе Цемах Цедек говорил хасидус, дер зейде говорил хасидус, и я должен говорить.

Мы уже сказали про это в Симхас Тойро, чтобы каждый учил каждый день хумаш с Раши и главу Тании и страницу Геморо, и чтобы учеба была адаатей дэнафшей с квиюс банефеш[7], и тот, кто вынужден, как например, он в дороге, выучить назавтра вдвойне, и тот, кто не может этого — скажет Теhилим, это совершенно равно — самый большой пилпуль от самого большого гаона, и самый глубокий вопрос в каббале, и еврей, который не может учить ДАХ, пусть говорит комац алеф (не о, бо, по новым методам), исполняет он намерение в Берейшис боро, движение еврея очень дорого Свыше.

Я расскажу вам историю про Баал шем Това (что эта история — это один из трех раз, когда Баал Шем Тов показал своим ученикам, что они видели своими глазами то, что происходило в отдаленном месте, подобно тому как мы находим у Элиша и т.д.) что однажды сидел Баал Шем Тов с своими учениками за столом в лейл Песах[8], и Баал Шем Тов очень рассмеялся, и спросили у него, почему, и показал им, что один человек — простой крестьянин, который ездил к Баал Шем Тову (у Баал Шем Това были хасидим в нескольких местах, и после этого разделилась земля, как хасиды Волыни, Польши, Литвы и т.д., но у Баал Шем Това и у рав Довбера было клолусдик[9]), и слушал от него Тору, и хотя он не понимал много, но он обычно повторял слова так, что он знал наизусть, и не было у него детей, только он и его жена, и, когда он сел, чтобы делать сейдер, после всего большого труда и подготовки, что он трудился в течение дней перед Пейсах, и вот, в середине трапезы, после того, как спросила его жена четыре вопроса, он вспомнил своего святого учителя, и Тору, которую он слышал от него, что муж и жена вместе — Шхина находится среди них, ибо иш и ишо — это эйш йуд и эйш hей, и если они удостоились — тогда йуд — hей, и когда он вспомнил это, что через это притягивается раскрытие Б-жественности вниз, он пошел танцевать со своей женой, это показал Баал Шем Тов своим ученикам, и сказал, что посредством этого стала большая радость Свыше, поэтому он смеялся тоже.

(вернулся к тому, что говорилось выше) Я надеюсь, что будет хорошо, поэтому у меня есть право, требовать чтобы начали учиться, тот, кто не будет исполнять, — мег мен рихтен ойф йисурим аниюс ун дахкус, как мы видели воочию, что тот, кто был шайох и авекгеганген митн ойлом, hот ойсгемейнкент цурик, и наоборот, слава Б-гу, и я ручаюсь за каждого, кто исполнит все вышесказанное, что кроме того, что не потеряет ничего от времени Торы, еще это, что пошлет ему Вс-вышний парносо мерубо во всех его делах. Как быки, нельзя говорить с вами, что можно сказать — слушай, реб Окс[10], ходят вокруг как лебедике мейсим[11], когда начнут учиться (и учеба будет в хаврусо, столько, сколько будет, и по крайней мере двое), и когда будут учиться будет несомненно, хорошо, я надеюсь, что до Пурима можно будет говорить о более высоком деле, про пнимиюсдике, и про бирур и зикух мидойс[12], и если у кого то есть хороший друг, и у него есть хороша вещь, — он дает ему тоже, само собой, каждый должен стараться, чтобы его хороший друг тоже имел это благо (т.е., чтобы стараться, чтобы его товарищ тоже учил) нужно цукумен цу а толк, нужно знать, кто ушпизин.

(сказал одному:) зайт зих мекашер к рабеим[13], эмуно пшуто[14] есть у вас, потому что ради чего ты приехал сюда, и потратил 10 рублей, может быть деньги у тебя ничего не стоят, но у себя в городе ты бы сидел во главе и блозн зих, — сейчас, зачем ты приехал сюда, также местные, — они бы могли сидеть у себя и даршенен[15], и гас руах[16] распространился бы, как у них, сейчас — почему пришли сюда — эмуно пшуто есть, чего же тогда не хватает — мсиро унсино[17], у каждого Ребе должно быть свое поколение.


[1] «В свете лика царя – жизнь» (Мишлей 16, 15)

[2] сотворенный

[3] Слова учителя

[4] буквально

[5] «Не изволит Господь простить ему» (Ницовим 29, 19)

[6] Т.е., считать свою обязанность исполненной (прим. переводчика)

[7] Установление в душе

[8] Ночь пасхального сейдера

[9] общность

[10] «реб Бык»

[11] Живые мертвецы

[12] Очищение моральных качеств

[13] Станьте мекушор к Рабеим

[14] Простая вера

[15] Говорить «драшот» — толкования Торы

[16] высокомерие

[17] Преданность и самоотдача