Вайакhел Пкудей 5713
Тойрас Менахем т. 8 - 5713
Далет
И объяснение этого, ибо известно, что малхус[2] называется тфило[3], и как говорится в При Эц Хаим в его начале, что малхус молится и просит (миспалелес умисханенес) к ЗО[4], баало[5], чтобы дать {восполнить} ей ее хисорон[6], как сказано "ваани тфило[7]", и как человек внизу молится и просит 12 средних благословений, что в них он просит свои потребности, чтобы восполнить свой хисорон, и известно[8], что просьба в молитве должна быть на восполнение недостатка – милуй хисорон - Свыше, что посредством этого исправится и восполнится само собой также недостаток внизу, и т.е., что также Свыше есть аспект хисорон, и это есть то, что малхус миспалелес умисханенес леЗО баало, чтобы он восполнил ее недостаток, ибо сфирас малхус - лейс ло мигармо клум[9], и это есть[10], что Довид - он бар нафлей[11], и ло hаву лэй шонин[12], и притянулись ему годы от одом ришон[13] и овойс[14], и поэтому малхус просит у ЗО, чтобы восполнил ее недостаток. И вот, хотя восполнение недостатка - это от света сойвев[15] именно, ибо, поскольку он выше, чем хисорон, то притягивается от него восполнение недостатка, тем не менее, малхус просит от ЗО, что это свет мемале[16], поскольку притяжение от света сойвев происходит посредством света мемале именно. Ибо, малхус называется дибур[17], и мы видим в дибур внизу, что тинок[18] не начинает говорить, пока не вырастает, и есть у него разум, и его речь это в том, что желает его сердце, т.е., аспект мидойс[19], и, тем не менее, он говорит только когда он хочет, и т.е., что притяжение {света} идет от роцон[20] посредством сейхел[21] и мидойс[22]. И подобно этому это в сфирас малхус, что притяжение происходит от света сойвев посредством света мемале именно, и поэтому она молится к ЗО баало, чтобы восполнил ее недостаток.
И идея {объяснения} в этом, ибо, от сфирас малхус происходит творение миров, и творение миров оно от недостатка света, недостаток за недостатком, и как известно, что до того, как был сотворен мир, было hу ушмой билвад[23], и объясняется в нескольких местах[24], что шейм и ойр это одна и та же идея, что оба они это только hаоро, и т.е., что сотворение миров происходит от hаоро[25] только. И как объясняется различие между ойр[26] и шэфа[27], что шэфа приводит к изменению в машпиа[28], что не подобно перед hашпоо[29], во время hашпоо, и после hашпоо, ибо перед hашпоо он подготавливает себя, чтобы леhашпиа[30], и во время hашпоо он занят и ограничен hашпоо, и после hашпоо он изменяется от того, каким он был во время hашпоо, и причина этого – поскольку hашпоо это маhус[31] и мциюс[32] нечто, что машпиа отдает от себя, и поэтому это приводит к изменению в машпиа. И в это включается также то, что hашпоо приводит к изменению в машпиа в лучшую сторону, как сказано, "и от моих учеников больше всех", и это потому, что hашпоо – это некая сущность. И все это относится к шэфа, но ойр не приводит к изменению, поскольку это только отсвет – гаоро. Однако, есть также превосходство в ойр перед шэфа, что ойр подобен эцем[33], ибо шэфа изменяется в соответствии с воспринимающим, но ойр – он подобен эцем. И поэтому творение – из ойр, ибо хотя возможность творения – это силой ацмус только, ибо только он может творить йеш[34] из аин[35], поскольку мциюсой меацмусой[36] и нет у Него причины, которая предшествует ему, хас ве-шолом[37], тем не менее, творение происходит посредством ойр, поскольку ойр подобен эцем. Но, поскольку свет подобен эцем, поэтому невозможно быть творению от света, но только посредством цимцум[38]. И следовательно, общая идея творения – она от недостатка света, недостаток за недостатком {т.е. уменьшение за уменьшением?}, поскольку все творение происходит от аспекта шейм, которое есть только гаоро, и поэтому творение называется йеш меаин[39], ибо хотя "мимхо hакойл[40]", тем не менее, называется "аин", поскольку это только hаоро, которая относительно более высокого уровня называется аин. И в самом свете – hисhавус происходит от самой последней ступени в свете, и т.е., аспекта малхус дэмалхус, как объясняется в Эц Хаим, как если бы было сказано малхус дэмалхус дэЭйн Соф. И это то, что сказано "ато hу Гавайе левадехо, ато осисо эс hашомаим[41]…", "ато hу Гавайе левадехо" указывает на аспект Ойр Эйн Соф, который перед цимцум, и после этого сказано "ато осисо…", את, без ה, поскольку отсутствуют пять парцуфим от кесер до малхус, и остался только аспект малхус шебемалхус, который может быть в аспекте источника для миров. И подобно этому после цицмум, все то, что притягивается и опускается по ступеням существование миров, это аспект недостатка (уменьшения) света, как объясняется в Эц Хаим, что в акудим (что это начало hишталшелус[42]), светят только два аспекта макифим[43] и пять пнимиим[44], а в Ацилус общность раскрытия это только отсвет кав[45], и также в ойройс пнимиим в Ацилус[46], которые светят в БИА[47], - в Брио отсутствует аспект кесер[48] и хохмо[49], и светит только аспект бино[50], ибо имо илоо меканено бекурсайо[51], а в Йециро[52] – только аспект ЗО, а в Асио[53] только аспект малхус. И из всего этого понятно, что творение происходит из недостатка (уменьшения) света, и поэтому малхус молится к ЗО, мужу ее, чтобы он восполнил ее недостаток.
И вот, восполнение хисорон происходит посредством идеи цдоко[54], что также когда это в большом количестве, даже сус лиркойв олов[55], это только лишь восполнение недостатка, и в общности это раскрытие, которое имеет отношение к мирам. Однако, идея хесед[56] - это как для бедных так и для богатых, и идея в этом, ибо, эйн они эло бедаас[57], веэйн ошир эло бедаас[58], и известно, что в амидас hа-даас есть два способа, ибо когда сфиройс они одна под другой (что это есть порядок тоhу[59]), тогда даас стоит под мойхин ХуБ, и притягивает в мидойс, и это есть аспект бедности, т.е., что даас она в аспекте ограничения, ибо притяжение оно в соответствии с способом получения от ХуБ, что это в ограничении, но, когда сфиройс они в трех линиях, тогда даас находится под кесер, который выше чем хисорон и цимцум, и это есть идея аширус бедаас. И это есть различие между хесед и цдоко, что цдоко - она для бедных, что это есть свет, который в аспекте ограничения, который имеет отношение к мирам, но хесед это также к аширим, что это есть свет, который в аспекте бли гвул[60], который выше чем миры.
hей
и это есть также различие между Торой и молитвой, ибо, молитва - ее идея - восполнение недостатка, что это есть просьба в 12 средних благословениях, чтобы быть ройфей хойлим[61] и меворех а-шоним[62], и идея болезни - хойли - что есть в нем эйш зоро[63], которая не со стороны здоровья, и его идея в служении - что когда есть недостаток в огне святости, тогда становится у него эйш зоро, и посредством этого он воздействует также Свыше, как сказано цур йелодхо теши[64], что ослабляют кивйохол[65], силу Свыше. И есть более возвышенный способ в хойлэ, как сказано "хойлас аhаво они[66]", и т.е., что есть у него любовь к Б-жественности и нет у него, чем насытить эту любовь, и как приводится в кисвей Аризал, что гиматрия[67] хойлэ - 49, т.е., что есть у него 49 шеорим[68], и все аспекты, относящиеся к ним, и тем не менее, есть у него аспект жажды, поскольку не хватает у него шаар нун[69], и это есть {то, что сказано}, что нет у него чем напоить свою жажду. И также это Свыше, в сфире малхус, что нhойро сатоо каари тадир линhойро илоо, вело шаких[70], что нет у нее чем напоить свою жажду, что это есть идея хойли. И на это приходит просьба ройфе хойлим. И меворех hа-шоним - это просьба весейн тал умотор ливрохо[71], ибо, когда хото уфагам веовар эс hа-дерех[72], тогда не притягивается дождь, и также в отношении росы, которая не прекращается, становится изменение, что он не получает росу. И на это есть просьба, чтобы восполнился хисорон, т.е., восполнение недостатка, который Свыше, и само собой, восполнится недостаток также внизу, сначала в духовности, и притянется также в материальность. И все это в молитве, что ее идея - это восполнение недостатка. Но Тора - это аспект хесед, как сказано, весойрас хесед[73], и т.е., что идея Торы - это не восполнение недостатка, но Тора - это свет, который выше, чем миры. И это то, что сказали Хазал на посук hа-хойдеш hазэ лохем[74], с тех пор, как избрал Яакова и его сыновей, установил им месяц избавления, ибо, глава hа-хойдеш hазэ лохем - это начало Торы, как объясняет Раши в начале его комментария на Тору, "сказал рабби Ицхак, не следовало начать Тору но с hа-хойдеш газе лохем". И также выбор Яакова и его сыновей, связан с Дарованием Торы, и как известно, что начало "двух тысяч лет Торы" - это от Авраама. И поскольку Тора это аспект хесед, поэтому со стороны Торы порядок - hа-хойдеш газе лохем, что это есть аспект hанhого нисис[75], выше, чем природа. И уточняет, hа-хойдеш hазэ лохем именно, и не упоминает в нем одом ришойн, поскольку зивуг хицойни дэХуБ - их зивуг постоянный, для существования миров, и т.е., что этот аспект был еще перед дарованием Торы, и также после Дарования Торы не нужно на это работы именно, и притягивается также посредством ангелов, которые есть шлухей hашпоо, что это есть идея мазал, которая бьет в него и говорит расти, что корень ангелов - это от зивуг хицойни. Но зивуг пними дэХуБ, что это корень hанhого нисис, притягивается посредством работы именно, и поэтому уточняет hа-хойдеш hазэ лохем.
Вов
И с этим будет понятно также то, что сказали РаЗаЛ, "в тишрей прекратилось рабство от наших отцов", ибо, когда есть хисорон, то должно быть сначала восполнение хисорон, и после этого может быть притяжение аширус, которое выше, чем восполнение хисорон. И подобно этому было также в Исходе из Мицраим, что в начале должно было быть восполнение недостатка, и это было в тишрей, что его идея – цдоко, как говорилось выше, и поэтому в тишрей прекратилось порабощение от наших отцов. Но все еще это не аспект избавления, который выше чем природа. что этот аспект был в нисон именно, аспект хесед. И идея в этом, ибо, в йецияс Мицраим сказаны были четыре языка избавления, веhойцейси веhицалти вегоалти велокахти, веhойцейси эсхем митахас сивлойс Мицраим[76], это идея выхода из зла посредством восполнения недостатка, и это посредством света мемале, в котором возможен аспект недостатка (сивлойс мицроим), и притягивается восполнение недостатка и т.д. Веhицалти - это от языка цейл[77], аспект макиф, что это есть свет сойвев, и как говорилось выше (п. 3) что восполнение недостатка это от света сойвев именно. Вегоалти - это идея смихас геуло литфило[78], что тфило - это восполнение недостатка. И все это было в тишрей. Однако, велокахти эсхем ли леом[79], это есть идея притяжения ацмус[80], и подобно тому, что сказано веоварти беэрец Мицйарим ани Гашем[81], я а не ангел, и не посланец и не другой, но ацмусой вемаhусой[82], и это есть идея зивуг пними дэХуБ, что притяжение с самого высокого уровня (милмаало маало) вплоть до аспекта ацмус, и подобно словам мудрецов, коше лезавгом кикрияс йам суф[83], поскольку в аспекте нисуин[84] есть притяжение ацмус[85], как известно. И этот аспект был в нисон именно, поскольку в нисон это аспект хесед, как объяснялось выше. И это есть также то, что сказали Хазал, бенисон нигъолу увенисон асидин леhигоэл[86], в скором времени в наши дни посредством Мошиаха цидкейну.
[[[маамар мусгор: и ответ, на первый взгляд (шитас ТАния и шитас Ребе) - ал дерех сипур бен hа-мелех]]]
[5] Муж ее
[6] Недостаток. Нехватка
[7] "и я - молитва" (Тегилим 109, 4)
[8] (сноска 30 - см. также дибур масхил ки сисо (ч. 7 стр. 345 и далее)
[9] "Малхус - нет у нее своего ничего" (Зогар ч. 1, стр. 181, 1; Эц хаим шаар 6, гл. 5)
[10] ="и поэтому"
[11] "Мошиах называется "падающий"" (Раайа мегеймоно стр. 279, 1)
[12] Не было у него лет (жизни)
[13] первый человек
[15] Сойвев кол олмин - Окружающий все миры
[16] Мемале кол олмин - Наполняющий все миры
[18] Ребенок
[23] "Он и имя Его только" (Пиркей дэРабби Элиезер 3)
[24] ראה לקו"ת בהר מא, ג. המשך תרס"ו ס"ע תסב. ועוד
[25] отсвет
[27] Влияние, воздействие.
[31] Сущность
[36] "Его существование благодаря ему самому" (Игерес аКойдеш, посл. 20)
[37] Не дай Б-г
[39] Творение из ничто
[40] "От Тебя все" (Диврей гаЙамим Алеф 29, 14)
[41] "Ты, Вс-вышний, только один Ты, Ты сотворил небеса" (Нехемия 9, 6)
[42] Гишталшелус - Система мироздания (система опускания и сокращения жизненности со ступени на ступень вплоть до этого нижнего материального мира)
[43] Окружающий свет. см. Макиф и пними
[44] Мн. ч. от пними. см. макиф и пними
[51] "Высшая Мать гнездится в в трех сфирот и в "троне". Три сфирот, то есть Хохма, Бина и Даат, объединены в сфире Бина и светят в мире Бриа (называемом троном для мира Ацилут).
[52] Мир Йециро
[53] Мир "асия", мир действия, нижний из четырех миров
[55] "Лошадь, чтобы ехать верхом на ней" (Ктубот 67, 2)
[56] Милосердие. Сфира "хесед"
[57] ""Бедный" - это бедный (со)знанием" (Ктубот 68, 1)
[58] "богатый" - богатый (со)знанием
[61] Излечивающий больных (из молитвы Шмонэ Эсре)
[62] "Благословляющий годы" (из молитвы Шмонэ Эсре)
[63] "Чуждый огонь" (Шмини 10, 1)
[64] "Твердыню, тебя породившую, ты запамятовал" (Гаазину 32, 18)
[65] Как если бы (если можно было бы так сказать о Вс-вышнем)
[66] "Ибо я больна любовью." (Шир гаШирим 2, 5)
[67] Числовые значения
[68] Врата
[69] пятидесятые врата
[70] "Нижний свет постоянно стремится к высшему свету, и не успокаивается" (Зогар ч. 2, стр. 140, 1)
[71] И дай росу и дождь для благословения (из молитвы Шмонэ Эсре)
[72] Согрешил и повредил и перешел путь
[73] "Учение милости" (Мишлей 31, 26)
[75] Б-жественное управление с помощью чудес
[76] "И Я выведу вас из-под тягот Мицраима" (Воэйро 6, 6)
[77] Тень
[78] "Поставить избавление рядом с молитвой" (Шмонэ Эсре)
[79] "И возьму вас Мне народом" (Воэйро 6, 7)
[80] Сущность
[81] "И пройду Я по земле Мицраима... Я - Вс-вышний" (Бой 12, 12)
[82] Сущность и суть Его
[83] "Тяжело соединить их как рассечение моря Суф" (Сангедрин 22, 1)
[84] Свадьба
[85] Сущность
[86] "В нисане были избавлены, и в нисан будут избавлены" (Рош аШана 11, 2)